Культура Образования
Здоровьесберегающие технологии, Пресса

Профессор Владимир Базарный и его здоровьесберегающая педагогика

В первых числах нового года российская педагогика понесла невосполнимую потерю. 10 января в городе Пушкино в возрасте 79 лет умер врач, педагог, учёный, профессор Владимир Филиппович Базарный. Его имя особенно известно в образовании, потому что именно Базарный в своих разработках делал упор на сохранение здоровья школьников. Это имя стоит в одном ряду с такими известными красноярцами, как писатель Виктор Петрович Астафьев, художник Василий Суриков и певец Дмитрий Хворостовский.

Владимир Филиппович Базарный 30 лет прожил в Красноярском крае. После окончания с отличием в 1966 году Красноярского государственного медицинского института по специальности врач-офтальмолог он работал хирургом, затем заведующим отделением в Красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. Затем переехал в Московскую область, г. Сергиев Посад, где возглавил научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Являлся научным руководителем программ за здоровое развитие детей.

«Надо спасать русских детей!»  – вот девиз Владимира Базарного, которому он следовал всю свою жизнь. На всех конференциях и форумах он пытался докричаться до тех, от кого зависит здоровье школьников. Показывал фотографии согнувшихся в три погибели за партой детей и говорил, что с этого момента начинается патология, а самым главным разрушающим фактором он называл «педагогическую усидчивость». Говорил, что, если снизу, от мышц, не идёт двигательная активность, мозг не развивается. Генофонд, объяснял он, развивается только тогда, когда человек движется.

В методику Базарного вошли так называемые «конторки» – парты для обучения стоя, зрительные тренажёры, режим динамических поз (стоять или сидеть не дольше
25 минут). Помимо этого Базарный поддерживал и продвигал раздельное обучение мальчиков и девочек. Поэтому неудивительно, что он тесно сотрудничал с лицеем №103 «Гармония» Железногорска, где обучение построено именно на гендерном подходе и где успешно внедряются все разработки профессора Базарного.

Инна Акимова

– Этот год начался с очень печального события. Из жизни ушёл Владимир Филиппович Базарный. Врач, доктор медицинских наук, выдающийся детский хирург-офтальмолог, учёный с мировым именем, автор многих книг и статей, общественный деятель. В прессе его часто называли «красноярский учёный». Образование страны должно быть благодарно ему за создание нового направления в науке – здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей педагогики. Именно он ввёл понимание, что здоровье надо рассматривать с нескольких сторон – как интеллектуальное, физическое, психическое и нравственное (духовное). Ведь именно в этом суть гармоничного развития личности.

Владимир Филиппович очень ответственно подходил к любому вопросу, касающемуся здоровья ребёнка. Главное, он не боялся бороться против равнодушия, снобизма, вранья и словоблудия. Всю свою жизнь Базарный служил Отечеству, бескорыстно, самозабвенно, честно. Почти 20 лет он отдал Красноярску, провёл 6 тысяч детских операций. Но нет пророка в своём Отечестве! Красноярский край к Базарному относился прохладно. Как-то без него спокойнее. Много лет на августовской конференции докладывали о том, сколько денег истрачено на строительство, ремонт, компьютеры, гранты и т.п. И ни слова о здоровье детей!..

Я познакомилась с Владимиром Филипповичем очень давно. Читала его статьи в газетах, журналах. А в начале 90-х он вдруг неожиданно посетил нашу школу. Почему нашу? Скорее всего, порекомендовал Красноярский институт повышения квалификации учителей (директор Ю. Васильев), с которым у нашей школы были тёплые, творческие отношения.

Базарному школа наша понравилась. Полторы тысячи учащихся. Молодой, полный оптимизма коллектив учителей. Мы общались с учёным на одном языке. Говорили не о развале в стране, не о дисциплине, не о нехватке учебников, техники, мебели и т.п. Мы говорили о счастливой школе, которую строили все вместе. Говорили о том, что приоритетами в школе должны быть и образование, и здоровье детей. Он общался с учителями, с детьми. Даже провёл медосмотр некоторых ребятишек, сходил на занятия… Владимир Филиппович поверил в нас! Он дал нам много советов, рекомендаций. И не бросил нас. После этой первой встречи он побывал в школе за 30 лет ещё 5 раз. Это были и семинары, и конференции, и стажёрские площадки, да и просто рабочие встречи. Его неравнодушие, созидательность подталкивали нас к поиску новых путей сохранения и улучшения здоровья детей, шаг за шагом учиться анализировать и нести ответственность.

Когда два года назад меня для выступления пригласили на совместное заседание трёх комитетов Госдумы (здравоохранения, образования и культуры), я поняла, что есть возможность сказать, о чём болит душа. Все выступающие, как я поняла, очень по-разному понимают, что такое здоровьесберегающая педагогика. Наше Министерство образования удивило больше всех. Оказывается, вся суть, по мнению чиновников, в том, что в школе надо побольше иметь мячей, соревнований, спортивных мероприятий. Именно такой посыл звучал у выступающего от Минпроса. Медицина все силы направила (теоретически) на инклюзию. Культура на этом форуме свою миссию в данном вопросе как-то вообще не обозначила. Наиболее яркое и разумное выступление было у Базарного. Ведущий, председатель комитета по образованию В. Никонов, был удивлён тому, что сотни школ в стране работают по системе Базарного, имея хорошие результаты в вопросах здоровьесбережения, и совершенно ничего не предлагают научные институты, коих в стране десятки.

Я отработала директором школы почти 40 лет и не помню ни одного толкового документа, направленного на улучшение здоровья детей, исходящего от наших НИИ, занимающихся физиологией, психологией подрастающего поколения. Противоречивые рекомендации СанПиН вводили школы в ступор. Прав был тот, у кого больше прав. Обстановка не улучшается.

Последние два года в школах всё стало ещё катастрофичнее. О каком здоровье может идти речь – мы закрыли детей в классе. Теперь, отсидев шесть уроков за партой, им даже не надо на перемене двигаться. Кто будет проветривать кабинет, если учитель со звонком несётся в следующий класс, а в этот ещё не дошёл педагог-предметник? А как на входе можно померить температуру у тысячи учащихся за 15 минут? Термометр не успевает дрогнуть. У всех с мороза 35 градусов. Проверяющие довольны, формальности соблюдены.

Владимир Филиппович всегда был против формального подхода к здоровью ребёнка. Неужели нельзя, прежде чем издавать то или иное постановление, касающееся здоровья целого поколения, посоветоваться с врачами-учёными, с думающими педагогами, с людьми, которые взращивают нынешнее поколение и готовы нести за это ответственность?

Маленькая лаборатория в Сергиевом Посаде, которой руководил В.Ф. Базарный, давала много советов, научно обоснованных рекомендаций для здоровьесбережения детей. У нас в лексиконе появились совершенно новые понятия: двигательная депривация, раздельно-параллельное обучение. В школе появились таблицы Новикова для проверки зрения. Оно проверялось не до единицы, а до двух. Когда ребёнок пришёл со зрением 2.0 , а через полгода у него уже стало 1.8 – это был сигнал искать причину, принимать меры. Но, что удивительно, против выступали наши врачи-окулисты: есть 1.0, нет проблем. И всё же мы настойчиво проверяли по-новому. Благо в Красноярске у Базарного были замечательные ученики: кандидат медицинских наук Н.Ф. Казачкова, кандидат биологических наук В.А. Гуров. Они нас поддерживали. И как результат – среди выпускников резко сократилось число «очкариков». Это подтверждали таблицы детской поликлиники, которые были представлены на совещании школ города. К сожалению, сейчас  никто такого анализа не проводит. Информация о здоровье детей чаще всего закрыта.

В школе по рекомендации Базарного появились «конторки». При наличии повального сколиоза среди детей это незаменимый атрибут. Владимир Филиппович много лет назад выслал нам чертёж «конторок», и мы делали их в школьной мастерской. Сейчас такие парты выпускает наша промышленность. У нас в школе они стоят в каждом кабинете начальных классов. И я мечтаю, чтобы они появились в каждой семье, где подрастают дети.

О разном подходе к обучению мальчиков и девочек мы уже много писали. Базарный говорил: «Вся человеческая сущность держится на краеугольном камне – половой дифференциации и половой принадлежности. И двигать, раскалывать этот камень никому не должно быть позволено. Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у мальчиков и целомудрие, доброту у девочек».

В нашей стране не так много настоящих учёных, которые были бы озабочены вопросами здоровьесбережения детей. И их становится всё меньше и меньше. Питерские доктора наук Т.П. Хризман и В.Д. Еремеева в далёком 1988 году подарили нам идею раздельного обучения. Они бескорыстно отдавали нам свои наработки, методички, инновационные идеи.

В 2008 году, когда мы победили в российском конкурсе «Школа — территория здоровья», к нам из Москвы приехала доктор меди- цинских наук Н.Н. Куинджи, председатель оргкомитета конкурса и разработчик СанПиН. Оказывается, она уже давно занимается вопросами особенностей образования девочек и щедро поделилась своими исследованиями, изюминками. Именно в нашей школе учёные и встретились на российской конференции, которую организовал Совет Федерации. В.Ф. Базарный и В.Д. Еремеева даже провели по местному ТВ городское собрание родителей, которое вызвало большой интерес у горожан и… полное равнодушие чиновников от образования (как краевых, так и местных).

Эта тенденция не меняется: вот уже 30 лет в лицее развернута практика раздельно-параллельного обучения. К нам приезжали сотни педагогов со всей страны. Интерес к гендерному подходу в обучении и воспитании огромный. До сегодняшнего дня к нам отовсюду обращаются с просьбами поделиться опытом.

С подачи В.Ф. Базарного о нас знают не только в России. Не- сколько лет назад нас пригласили на заседание Совета Европы, где школе было предоставлено слово в пленарной части – наряду с министрами образования самых разных стран. Европа не очень-то любит нас. И вдруг, в кои-то веки, в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) России поручили сделать доклад «Европейское образование и гармоничное развитие учащихся». Здоровьесберегающие технологии, предложенные Базарным, вызвали неподдельный интерес. Мы видели, как в перерыве к Владимиру Филипповичу подходили зарубежные делегаты, выражали благодарность и приглашали к себе поработать. У Базарного ответ всегда был один: «Есть у нас ещё дома дела». Наше выступление тоже не осталось незамеченным. Ведущий форума сказал, что оно очень смелое и полезное, вызвало у него смятение и волнение, заставило задуматься об огромной ответственности мужской части планеты за подрастающее поколение.

Владимир Филиппович Базарный постоянно поддерживал в нас оптимизм. «Наше дело правое, и мы победим», – любил говорить он. Сегодня уже нет с нами ни Т.П. Хризман, ни В.Д. Еремеевой, ни Н.Н. Куинджи… Нет и Владимира Филипповича Базарного. Некому стучаться в приветливо закрытую дверь педагогики. Неужели мы так и будем жить, оглядываясь на Запад, пользоваться чуждыми нам идеями, опытом в вопросах здорового развития детей?!

Последние два года мы видим, что не так много бесстрашных, принципиальных учёных-медиков. Трагедия в том, что они часто одиноки, несправедливо игнорируются. У нас процветают греф-банки, греф-магазины, греф-школы, греф-виноделие, греф-образование. Много может сегодня сделать человек, обладающий деньгами, а не знаниями? Как показывает практика – много! Пользуясь или купив поддержку власть имущих, такие люди процветают.

В прошлом году мы были приглашены на заседание Общественной палаты при президенте РФ. Речь шла о здоровье подрастающего поколения. Владимир Филиппович аргументированно убеждал участников, что мы теряем здоровье детей. Сегодня дети чахнут, сутками сидя в компьютере или смартфоне. Государство не жалеет миллиарды рублей на кванториумы, технопарки, прочие модные сейчас направления. А результат? Освоение причастными к организации этих направлений бюджетных средств! Интернет заполнен сомнительными отзывами. Может быть, и вырастим инженеров-техников. А может, нет. Но ведь главнее всего, на мой взгляд, вырастить здорового человека! Методика Базарного результативна и малозатратна. Деньги на ней не отмоешь. Нужна политическая воля и государственный заказ на здоровое образование юного поколения. А сейчас в 1-й класс приходят только один-два здоровых ребёнка. Ну какие ещё нужны аргументы?

В конце прошлого года Владимир Филиппович, выступая на платформе А. Караулова, предлагал конкретные мероприятия по спасению здоровья детей России. Чувствовалось, как он переживает, что силы его на исходе. Это было последнее публичное выступление – наказ.

На прощании с Базарным в храме в Балашихе присутствовало много известных людей. Честных, неравнодушных, чья жизнь наполнена позитивным смыслом. Было и много молодых. Базарный – их великий современник, учитель, достойный образец служения Родине. Прах Владимира Филипповича Базарного привезли и похоронят в Красноярске.

Светлая память этому великому врачу, педагогу, Гражданину, защитнику детей. Воплотить все его идеи в жизнь – это лучшее, что мы можем сделать в память о В.Ф. Базарном.

Подготовила Инна АКИМОВА.

Вы можете поддержать создание и работу Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного:

Сбор народных средств на создание центра здорового образования им. В.Ф. Базарного

 

Читайте также

Ответственность родителей и педагогов за здоровое развитие детей

Культура Образования
2 года назад

Деятельность профессора Базарного в НИИ Медицинских проблем севера АМН СССР

Культура Образования
4 года назад

Ленин работал стоя

Культура Образования
4 года назад
Exit mobile version