РАМН, НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН
Красноярск, 2001 Г.
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕУМОЛИМО НАРАСТАЮЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ СИНДРОМА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ (ВЫГОРАНИЯ)
В.Ф. Базарный
Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области, Сергиев-Посад, Россия.
В конце 80-х ― начале 90-х годов в зарубежной психологии заговорили о совершенно новом и необычном патологическом явлении, которым стали массово страдать работники в современном информационно-индустриальном обществе ― синдроме выгорания ― феномене физического, эмоционального и умственного истощения. Синдром выгорания характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией (отношение с другими людьми как с неживыми) и редукцией (деградацией) профессиональных способностей. ( Maslach С, 1993; Maslach С., Jakson S Е , Leiter МР, 1996)
Наш 25-тилетний опыт исследований в области возрастной физиологии чувств и школьной эргономики позволяют не только углубить наше представление на синдром физического и психоэмоционального истощения (СВПИ), но и увидеть его самые трагические последствия на физическую и духовную выживаемость современной информационной цивилизации.
В данном исследовании использовался широкий набор современных и нейрофизиологических методов оценки уровня функциональных возможностей организма и различных его систем ( электроэнцефалография, реография, реоэнцефалография, метод последовательных образов, электромиография, анализ микродвижений глаз, исследование оксигенации сосудов и тканей глазного дна и т.д..)
Проведенным комплексом исследований выявлена структурная иерархия причин, вызывающих в информационном обществе СВПИ (выгорания). Причем формирование данного синдрома своими корнями уходит в сложившуюся на этапе индустриально-информационного общества систему воспитания и особенно обучения детей в школе. В эпицентре же формирования СВПИ оказалась ситуация, сложившаяся с чувственно-нервной энергией, а точнее, с иерархией чувственню-информационных контуров организма.
Установлено, что главным нейро-энергетическим «реактором» не только запускающим в режим активности все высоко и низкочастотные биоритмальные процессы организма, но и синхронизующим их между собой, оказался телесно-осевой гравитационный ритм, который наиболее эффективно являет себя в режиме прямостояния и особенно прямохождения. При этом, сложившаяся система воспитания (а точнее обучения) каждого нового поколения на «седалищах» привела к возрастающему в поколениях разобщению и дезорганизации возвысившего нас над миром рефлекторно-инстинктивной жизни чувственномоторного синтеза , и в первую очередь, зрительно-ручного ― того «краеугольного камня», на основе которого оформляются на этапах детства наши творческие, в т.ч. трудовые способности.
Это привело к постепенному отключению как зрительно-сканирующего, так и произвольно-моторного контуров от телесно-осевого гравитационного водителя ― ритмов и, как следствие, к угасанию зрительно-ручного моторного синтеза. Это, в свою очередь, привело к тому, что как учебно-эргономические операции (чтение, письмо, рисование) детей в школах, так и самые распространённые в информационном обществе зрительно-ручные манипуляции стали выполняться за счет, избыточной мобилизации и напряжения всей чувственно-моторной произвольно-волевой сферы.
С эволюционных позиций ― это переход на более низкие уровни построения движений по принципу «все либо ничего», описанных в свое время Н.А. Бернштейном (1966). Установлено, что такой режим работы ― это особо напряженный энергозатратный режим, приводящий по законам напряжения (стресса) к быстрому истощению не только симпатико-адреналовой системы (В.Ф. Базарный, В.А.Гуров, В.П. Кондратьева, 1994г.), но и всей произвольно-волевой (психомоторной) и чувственно-эмоциональной сферы (В.Ф. Базарный, М.А. Ненашева, Г.А.Стюхина, С.В. Яковлева, А.Е. Астахова, 1995―2000 г.г.)
Одним из последствий «отключения» вегетативных ритмов от телесно-осевого гравитационного ритма ― ритма водителя является дезинтеграция и дезорганизация основополагающих систем жизнеобеспечения (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, желудочно-кишечного тракта, психомоторной и т.д..)
В свою очередь систематическое сидение и отключение органов чувств от богатой сенсорными стумулами природной среды на фоне систематического пребывания детей в условиях комплекса факторов закрытых помещений), на фоне систематического познания жизни по «мертвым» буквам, цифрам и схемам, привело, с одной стороны, к угасанию чувственно-нервного потенциала (мощности нервного импульса), с другой ― к оформлению специфического патопсихического комплекса-угасанию ощущения живой жизни ― животворного мироощущения и воображения, или некрофилии.
Вскрыто, что крайне негативное влияние на животворное мироощущение и воображение, в т.ч. на характеристики гемодинамики мозга учащихся оказало то облучение, которое исходит с экранов дисплеев компьютеров и телевизоров.
Проведенными исследованиями учащихся Ярославской, Пермской, Московской области, Республики Коми вскрыто, что синдромом истощения чувственной энергии, угасания животворного мироощущения и воображения (т.е. синдромом выгорания) страдают 77―93% учащихся средних и старших классов.
Вскрыто, что вся эта и так трагическая ситуация дополнительно усугубляется так называемой вербальной (сигнально-словестной) основой строительства отечественной школы. Это метод познания мира на основе отрешенных от жизни сигналов (слов, книг), т.е. вне восприятия и ощущение реального образа мира. Установлено, что такое обучение привело к отчуждению духовно-сигнальной сферы от чувства образов, а в итоге, к раннему расщеплению личности. В психиатрии такой синдром получил такое известное всем понятие как шизофрения.
Специальное обследование школьников вскрыло, что те или иные симптомы скрытой шизофрении выявляются у 70-80% учащихся средних и старших классов. Весь симпатокомплекс нервного и психоэмоционального истощения (выгорания) и расщепления личности был определён нами не таким туманным понятием как «деперсонализация», а своим именем ― феномен массового расчеловечивания людей в механизмах школьного обучения (В.Ф. Базарный, 1994―1998г.)
Для спасения подрастающих поколений нами разработана принципиально новая научная основа строительства отечественной школы: «Методология сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», а также конкретная программа радикальной реорганизации классического учебно-познавательного процесса. Технологической базой ее является 44 изобретения.
Подготовлено для «Центра Распространения и Внедрения Здоровьесберегающих технологий»