Мэр Парижа запустил свою предвыборную компанию с идеей сделать город с такой структурой, в которой все смогут попасть на работу и любое другое необходимое место не более чем за 15 минут пешей прогулки или езды на велосипеде.
Если вы можете дойти пешком или на велосипеде на работу за 15 минут, а также можете дойти до продуктового магазина, парка, кафе, школы ваших детей или любого другого необходимого места — вы живете в так называемом «15-минутном районе». Подобные места сейчас очень трудно найти, даже в плотно заселённых городах (средний житель Нью-Йорка тратит около 43 минут над дорогу на работу, и это не пешком). Руководитель одного из самых известных городов в мире, Анн Идальго, мэр Парижа, планирует реализовать принцип 15-ти минутного района во всей столице Франции.
Идальго, которая в настоящее время баллотируется на переизбрание, приняла идею «la ville du quart d’heure», или 15-минутного города, что является продолжением ее работы по созданию города без автомобилей. «Это город кварталов, где вы можете найти все, что вам нужно, в течение 15 минут прогулки от дома», — написала она в твиттере по-французски на прошлой неделе. «Это условие экологической трансформации города при одновременном улучшении повседневной жизни парижан».
«Это дорожная карта, амбиция, новый образ городов», — говорит Карлос Морено, профессор «умного города» в Парижском университете Пантеон-Сорбонна, который изначально задумал эту идею и консультировал Идальго. Вдохновленный работой Джейн Джейкобс, которая утверждала, что близость является ключом к тому, чтобы сделать города жизненно важными, он утверждает, что города должны быть перепроектированы так, чтобы люди могли получить доступ к основным социальным функциям города в своих собственных кварталах. Традиционный городской централизованный дизайн с людьми, которые ездят в центр города на расстоянии, устарел. «Я хочу радикально изменить это видение городов», — говорит он. Частично это реакция на изменение климата и загрязнение воздуха от автомобилей, но это в равной степени касается и качества жизни.
По Парижу уже можно ходить с комфортом во всех районах, и, поскольку в городе появились новые велосипедные дорожки, количество велосипедистов выросло на 54% только за последний год. Но система стареющего поезда часто имеет задержки, и многие люди все еще ездят на машине. Более половины работающих людей, добираются за 45 минут, другие еще дольше. В одном из опросов большинство парижан заявили, что они будут готовы пойти на сокращение заработной платы если работа будет ближе.
«15-ти минутный город уменьшит две серьезные проблемы, от которых страдают многие парижане: загрязнение воздуха, от которого умирает 3000 человек в год, что в основном вызвано автомобильным движением, и многими часами, потерянными в транспорте», — говорит Дельфина Гринберг. член Paris Sans Voiture («Париж без автомобилей»), группа парижан, которые помогли организовать ежегодный день без автомобилей в городе. «Многие из моих коллег тратят два-три часа на передвижение на работу каждый день. Мне повезло — мне нужно всего 15 минут на велосипеде чтобы добраться с работы. Во время недавней забастовки работников транспорта я принимала измученных коллег у себя дома».
Общее видение, фокусируется не только на том, как люди передвигаются по городу, но и на том, чтобы убедиться, что люди живут рядом со всеми необходимыми для жизни местами, — это сегодня рассматривается во многих муниципалитетах. В Канадской Оттаве объявили в августе прошлого года, что они также планируют превратиться в сеть из 15-минутных кварталов. Морено также работает над концепцией с аналитическим центром в Монреале, наряду с другими городами Франции, Туниса и Латинской Америки.
План Идальго добавит офисы в районах, где их нет, чтобы люди могли работать ближе к дому. Некоторые люди могут работать в центрах коворкинга. Морено говорит, что для многих рабочих мест самым большим препятствием будет убеждение компаний в том, что сотрудники могут успешно работать удаленно. По его словам, еще одним ключом к подходу является нахождение нескольких вариантов использования уже существующей инфраструктуры. Библиотеки, стадионы и другие здания могут использоваться в нерабочее время. Ночные клубы могут использованы как спортивные залы в дневное время.
В Париже относительно мало зеленых насаждений, поэтому город добавляет зелень к школьным игровым площадкам, и Идальго хочет открыть доступ к этим новым «паркам» для соседей по выходным в качестве нового места для отдыха. Два других больших парка будут построены с нуля, и город также хочет посадить «городские леса», заросли деревьев на общественных площадях и на бывших парковках.
Новые сады для городского сельского хозяйства могут обеспечить окрестности местной едой. Автомобили будут запрещены возле школ, когда дети будут приезжать и уезжать, чтобы дети могли ходить и ездить на велосипеде. Город будет стимулировать разнообразие местных предприятий, а также киоски, где соседи могут встречаться и делиться друг с другом услугами. А поскольку во многих случаях локальная инфраструктура уже существует и может просто недооцениваться, часть концепции включает в себя повторное соединение людей с их кварталами (и, возможно, поиск путей предотвращения пристрастия к покупкам в интернет-магазине Amazon).
Эскизы избирательной кампании показывают нам, как может измениться улица, чтобы сделать её более заманчивой, чтобы избежать использования автомобилей и лучше оптимизировать существующее дорожное пространство: теперь она заполнена дорожным движением и припаркованными автомобилями, она будет перепроектирована с зелеными насаждениями и парковочными местами сбоку, широкая полоса будет выделена для езды на велосипеде и для пеших прогулок, а парковочные места на противоположной стороне будут заменены деревьями и террасами для столов в кафе и такими мероприятиями, как ремонт велосипедов. Мэр Парижа хочет сделать центр города пешеходным, с ограниченным доступом транспортных средств жителей, проездом только служебных машин, скорой помощи и некоторыми другими исключениями, что является следующим шагом в длительных усилиях по снижению трафика в городе. Она хочет построить еще больше велосипедных дорожек, призывая к созданию «100% велосипедного» города. (Когда она была избрана в 2014 году, она обещала построить 1400 километров велосипедных дорожек к этому году; по состоянию на декабрь город не достиг цели, но построил уже 1000 километров дорожек.)
Для города эти усилия являются частью плана по нейтрализации выбросов углерода к середине столетия. Но это также означает улучшение качества жизни парижан и воссоединение соседей. «Париж — красивый город, но это стрессовый и одинокий город для жителей — многие не знают своих соседей», — говорит Гринберг. «Если школы будут открыты по выходным, если дети смогут играть на улицах, если рядом с вами будут все необходимые услуги и товары, город станет намного дружелюбнее, и будет развиваться единство».