Вследствие продолжительного сидения происходит расслабление динамических свойств связочного аппарата стопы. Дети практически ежедневно сидят с поджатыми ногами в течение всего учебного года в школе, дома и достаточно долго в детском саду. За это время связочный аппарат приходит в состояние «расслабления». После чего достаточно дать на него значительные нагрузки (прыжки, бег, длительная ходьба), как стопа может уплоститься.
60% дошкольников уже имеют те или иные признаки плоскостопия. У 40% диагностируют как минимум 1-ю степень.
75% выпускников школ заработали плоскостопие за время обучения в образовательных учреждениях.
Укоренённая с раннего детства телесная стойка формирует прочность связочного аппарата стопы. Также это обеспечивает оптимальное развитие костей таза, у девочек играющих важнейшую роль при родах.
Кроме того, человек имеет такую конструкцию стопы, при которой систематическое давление на пяточную кость способствует принятию обращённой кверху дугообразной («рессорной») формы стопы.
Перед началом использования конторки и столов для работы стоя с режимом динамических поз рекомендуем ребенка показать ортопеду, а если такового нет — педиатру. И сделать замеры состояния стопы и позвоночника. Наличие у детей плоскостопия не является противопоказанием для занятий в режиме динамических поз. Дети с таким диагнозом должны чаще менять позы стоя-сидя-лежа, а так же дополнительно можно выполнять специальные лечебно-коррекционные упражнения для стопы и использовать деревянный массажный коврик при работе стоя.
При этом самым важным здесь является воспитать у ребенка способность слышать потребности своего тела. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять, а сколько посидеть.
Класс начальной школы №47 в г. Баку, Азербайджан. Здоровьесберегающие технологии в Азербайджане являются частью государственной программы «Здоровое образование».
Задача родителя и учителя — изначально предоставить ребенку свободу такого выбора. Главным моментом в режиме «динамических поз» является сам факт периодических смен поз. И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребенок меняет позы — тем полезнее. Как показывает практика, потребность стоять за конторкой нарастает у ребенка постепенно и уже через год быть на ножках становится для него потребной доминирующей позой. С этого времени подавляющее большинство детей просто отказываются от стульчиков. Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15-20 минут. В процессе такой адаптации продолжительность разового стояния за конторкой не должна превышать 25 минут.