«Благотворное влияние улицы увеличивается уличными общественными играми, которые составляют обычное времяпровождение крестьянских детей. В этих играх ещё сохранился богатырский дух русского народа. В них проглядывает исконная любовь русского человека к веселью, удальству, к молодечеству.
Наиболее распространенные игры — лошадки, горелки, чехарда, палочка-выручалочка, шары, бабки, игры в разбойники, в солдаты, в цари, во всевозможные новички. Почти все эти игры дают материал для беготни, для разнообразных движений, для развития сообразительности и фантазии. И вне игр времяпровождение крестьянских детей так же требует силы, ловкости, удальства. Обычные занятия — лазанье по плетням, заборам, деревьям, состязание в бросании камней, в хождении колесом, охота на лягушек, на полевых мышей, широкое купанье с кувырканием, хождением на руках, нырянием и т. п.
Игрушки не занимают видного места в воспитании крестьянских детей. Для грудных младенцев покупают ещё погремушки, свистульки, но детей более взрослых разве изредка побалуют — мальчика лошадкой, девочку — дешевенькой куклой. Многие несложные игрушки дети делают себе сами: кнут, городки, шары, всякие палки, лопатки, ледянки; устраивают иногда и более сложные игрушки — клетки, западни, мельницы, сохи, бороны и другие орудия, которые иногда делаются крестьянскими детьми с удивительным мастерством.
Однако, не долго суждено крестьянскому ребенку играть беззаботно. Лет с восьми, иногда и раньше, на него уже ложатся труды и заботы хозяйства».
Из «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», Н. В. Казмин, 1908 год