«Трудные времена создают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена создают слабых людей. И слабые люди создают трудные времена».
― Г. Майкл Хопф, Те, кто остаётся
Меткое высказывание Хопфа казалось бы прекрасно отражает действительность, соответствует жизненному опыту многих поколений и здесь больше нечего добавить. Но предлагаем задаться следующими вопросами: является ли эта действительность неизбежной и хотим ли мы жить в ней дальше?
И для того чтобы выбраться из этой неизбежности нам вполне достаточно будет разобраться, что значит трудные и хорошие времена, а также кто такие сильные и слабые люди.
Если трудные времена сформировали действительно сильных, то они непременно создадут хорошие времена, которые будут формировать сильных и зрелых людей и воспроизводить этот процесс, устойчиво развиваясь в преемственности поколений. Если же сильные люди создали действительно хорошие времена, то и с культурой воспроизводства последующих поколений у них тоже всё будет хорошо, а значит будут созданы условия, формирующие зрелую и здоровую личность к концу полового созревания, которые в свою очередь это сделают и для своих детей.
Другими словами, действительно сильные и зрелые люди изучат этапы развития человека и преобразуют в соответствии с ними массовую культуру, культуру образования и воспитания подрастающих поколений таким образом, чтобы она формировала здоровую и зрелую личность к концу полового созревания к 13-15 годам, что выведет общество из замкнутого круга на курс устойчивого развития и освоения генетического потенциала.
Данный афоризм очень точно иллюстрирует инфернальный характер текущей господствующей культуры, которая воспроизводит себя в преемственности поколений и разрушает генетический потенциал человека. Этот безвыходный и беспросветный образ навязывается нам с детства всеми аспектами культуры: религиозными вероучениями, не допускающих или делающих невозможным создание здоровой культуры в реальной жизни, массовой культурой, историей, идеологиями и так называемой наукой, изучающей всё, что угодно, но не возрастную психофизиологию и потенциал развития человека, а лишь его различные отклонения и патологии.
Что отражено в данном высказывании правильно так это то, что для формирования зрелого человека требуется создание неких трудностей во время отрочества разного характера и интенсивности для девочек и мальчиков, в результате преодоления которых они и созревают. Причём не только в психическом плане, но и физически, что отражается на функциональных системах организма, органах, внешности и биохимии: гормональных уровнях, гомеостазе и иммунитете. А так как всё это можно измерить доступными методами, то вопросы развития человека переводятся в раздел практических и измеряемых целей для педагогики, здравоохранения и всей культуры образования в целом.
→ Читайте научные работы профессора В.Ф. Базарного на нашем сайте и: www.bazarny.ru, www.zdorovoe-obrazovanie.ru)
Существующая культура образования не знает кого она воспитывает во всех смыслах. Родители также находятся в полном неведении относительно процесса созревания ребёнка, невольно соучаствуя в его инфантилизации и травмировании на всю оставшуюся жизнь, так как сами процесс взросления, как правило, не проходили.
Афоризм Хопфа хорошо иллюстрирует текущее положение, но проблема в том, что он основан на двух ложных допущениях:
1) Сильные люди воспринимаются по умолчанию как зрелые и достигают этой зрелости сами собой, но человек не животное и не овощ, и сам по себе не созревает. Для формирования зрелого индивида требуется осознанное создание специальных условий для его созревания, что не только совершенно не учитывается в современных условиях, но и старательно игнорируется. И именно поэтому сильные, а не зрелые люди создают хорошие времена, которые создают слабых. Потому что они хоть и стали сильными, но не взрослыми, отвлекаясь на всё, что угодно, кроме действительно первостепенных вопросов образования общества и культуры, пусть даже вокруг самих себя.
2) Хорошие времена, в свою очередь, воспринимаются по умолчанию как спокойные, безмятежные и комфортные, что в общем так и есть, но проблема в том, что это несовместимо с процессом созревания новых поколений и процессом их развития. Хорошие времена будут хорошими когда станут формировать зрелую и здоровую личность.
Разорвать порочный круг может лишь чёткое и научно обоснованное определение того, что такое и каким образом формируется зрелый и здоровый организм человека к концу полового созревания и создание соответствующих условий для входящих в жизнь новых поколений, целенаправленно поддерживая данный процесс в преемственности поколений на протяжении минимум 75 лет (образовательного цикла общества ― времени жизни трёх поколений «цепи» молодёжь-зрелые-пожилые).
Таким образом, вопрос зрелости человека ― ключевой для развития общества и вне этого вопроса не существует ни религиозного вероучения, ни идеологии, ни государственного устройства, ни политики. И если этот вопрос и оставляют в умолчаниях, то не смотря ни на какое благообразие и слова результат будет всегда один ― деградация, вырождение, закрепощение потенциала развития большинства и его эксплуатация. Поскольку развитие и взросление происходит только осознанно и с помощью целенаправленно поддерживаемых усилий по формированию среды и соответствующему полу воспитанию.
И именно поэтому написанное выше находится далеко за пределами зоны комфорта большинства людей, в том числе «сильных» «яжевзрослых» и может вызвать у них естественное отторжение. Для остальных же впереди есть много работы для того чтобы стать теми, кем мы должны были бы стать при действительно человечной культуре и, главное, не забыть при этом про детей и создание условий для их созревания, а не комфорта.
Среда (культура и биосфера) управляет раскрытием генетических программ человека и оставляет соответствующий отпечаток на следующих поколениях через эпигенетические механизмы наследования и генетические мутации. Действительно хорошие времена непременно будут рождать ещё более сильных людей, которые будут обладать ещё большим потенциалом и здоровьем, они будут вовремя и правильно проходить через процесс созревания, развивая и преобразуя своей деятельностью культуру, укореняя и закрепляя успех последующих поколений― следующий виток развития общества и устойчивую эволюцию в дальнейшем.