Культура Образования
Аналитика, Методология

Преодоление культуры

Каждая культура представляет собой свод правил, паттернов, алгоритмов и соответствующую материальную среду, которые либо служат человеку, содействуя раскрытию его потенциала, либо ограничивают, подавляя или разворачивая вспять его личностное развитие.

Всякая культура общества всегда находится в постоянном изменении, либо деградирует, либо развивается, соответствующим образом отражаясь не только на умах, но и на организмах её носителей и их потомков, ведя либо к вырождению, либо к развитию. Данные процессы проходят на генетическом и эпигенетическом уровнях.

Культура это всё, что сделано и придумано человеком. Культура это то, что каждый человек получает при рождении в готовом виде. В силу ряда особенностей генома человека и длительного процесса созревания, именно культура главным образом ответственна за его формирование, как психики, так и всего организма в целом.

При этом процесс деградации происходит само собой, а развитие исключительно осознанно и с помощью волевых усилий, после преодоления или распознавания стереотипов господствующей культуры и её изменения в соответствии с генетическими особенностями организма человека.

Только то общество может считаться зрелым, которое осознанно формирует и выбирает все аспекты среды своего существования, то же справедливо и в отношении каждого отдельного индивида, за исключением вещей ему действительно недоступных. Человек не только не может изменить других людей или подменить их собой, но он не в состоянии изменить даже самого себя. Можно лишь изменить среду (культуру), которая в свою очередь изменит использующих её людей.

И именно поэтому в условиях господства разрушающей личностное развитие культуры успех одного человека значителен, но не может быть полным без успеха некой критической массы других членов общества, достаточной для преображения этой культуры в преемственности поколений. Никто не свободен от господствующей культуры, и в силу единства человечества нет места куда можно было бы от неё сбежать.

Графика: культура развития или вырождения?
Графика: культура развития или вырождения?

Преодоление господствующей культуры это задача, необходимая для перехода человечества не на новый уровень, а на единственно возможный путь развития, который заложен в самой основе нашей природы и соответствует последнему этапу индивидуального развития взрослого организма и личности.

По причине разницы подходов при рассмотрении вопроса в случае общества и конкретного индивида, культуру можно условно поделить на личную и массовую:

Личная культура — это вся искусственная среда обитания индивида, его окружение, быт, привычки, знания и остальное, что человек самостоятельно может изменить в своей жизни. Если личная культура не формируется родителями или самим индивидом осознанно после первых 12—15 лет, то она формируется массовой культурой по умолчанию по своему образу и подобию.

Массовая культура — это всё, что сделано и придумано человеком, что может изменить только определённое общество. Массовая культура влияет на общество, в ней проживающее подобно гончару, формирующему глиняную посуду на своём станке. Только общество зрелых людей, преодолевших в своём развитии культуру, могут её преобразить.

Графика: Культура личная и массовая

Культура формирует человека и общество, изменяя его на протяжении всей жизни, поколение за поколением. Преображение культуры в соответствии с видовыми особенностями человека, будет означать преображение и развитие общества, отсутствие данного процесса неизменно будет означает деградацию. Культура это корень всех проблем общества. Не природа человека такова, что мир сегодня находится в глубоком кризисе и различного рода войнах, но искусственная среда, которая деформирует человека и ограничивает его возможности в течение всего процесса становления.

Графика: образовательный цикл общества

Преодоление культуры есть первый и обязательный шаг к её преображению и культуре Образования в широком смысле. Что также справедливо и в масштабе индивидуального развития человека. Но этот процесс требует осознанного подхода и поддержания усилий на постоянной основе, что переломит ситуацию и запустит процесс глобальной трансформации приблизительно в течение жизни трёх поколений (75 лет это среднее время жизни трёх поколений «цепи» молодёжь-зрелые-пожилые).

Преодоление культуры ― 1) это процесс пересмотра всех аспектов искусственной среды и изменение отношения к ним в соответствии с их влиянием на развитие человека, 2) это изменение отношения к самой культуре как к управляющей развитием общества (человека) и настраиваемой среде.

В дополнение к сказанному

В 1985 году Элейн Майерс опровергла идею «сотой обезьяны» изучив оригинальные публикации японских учёных из Японского центра по исследованию обезьян, опубликованные в тт. 2, 5, и 6 журнала Primates. Исследования японцев описывали медленное распространение практики мытья бататов среди младшего поколения обезьян через наблюдение и повторение. Исследователи отмечали, что старшие обезьяны оказались невосприимчивы к обучению и практика стала всеобщей только по мере ухода из жизни старшего поколения. [ 1

* * *

«Втоптать тело внутрь грязного мира и обвинять дао (здесь можно вставить Бога, Аллаха, Будду, вселенную, природу и т.д. наше примечание) в бездействии это все равно что стреножить скакуна и ждать, что он пробежит тысячу ли.

Посади обезьяну в клетку она станет подобна поросёнку не потому, что утратила ловкость, а потому, что нет простора ее способностям».

Хуайнань Цзы [2]

Графика: культура ― клетка для человека или игровой манеж для ребёнка.

Акула вырастает соразмерно аквариуму в котором она находится, хотя в природе её длина может превышать 4 метра. Акула никогда не вырастет больше чем её окружение и умрёт раньше чем достигнет последнего этапа взросления. Тоже можно сказать и о человеке, как про среду обитания, так и общество его окружающее, когда господствующая культура закрепощает его развитие с самого рождения (а по факту ещё до зачатия через закрепощение развития родителей, их родителей и т.д. через генетические и эпигенетические механизмы наследования).

Материалы

[ 1 ] http://www.context.org/iclib/ic09/myers/

[ 2 ] Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы, ИД «Мысль», 2004 г.

Материалы

[ 1 ] http://www.context.org/iclib/ic09/myers/

[ 2 ] Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы, ИД «Мысль», 2004 г.

 

Человек создаёт Культуру, Культура создаёт человека

Читайте также

В.Ф. Базарный: Как школа готовит почву для вирусных эпидемий

Культура Образования
4 года назад

Может ли вертикальная поза иметь больший эффект, чем упражнения?

Культура Образования
8 лет назад

О базовых типах физической активности

Культура Образования
1 год назад
Exit mobile version