Культура Образования
Здоровье детей, Наука, Профессор Базарный, Факторы среды

Зрение у детей в различных климатических зонах

ФУНКЦИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Профилактика заболеваний требует полноты сведений о распространенности болезней и их связи с конкретными экологическими условиями. Особенно актуален эпидемиологический подход к изучению патологии в условиях Сибирского региона, в котором в настоящее время происходит интенсивное освоение природных богатств, а заболеваемость здесь превышает таковую Европейской части Союза на 17% [Казначеев В. П., 1971].

Такие работы должны отвечать следующим требованиям: метод массовых исследований, репрезентативность выборок, стандартизация понятий, диагностических тестов, критериев оценок, использование современных математических методов обработки материала с применением ЭВМ и др. До настоящего времени исследований по офтальмологии, в которых были бы соблюдены вышеперечисленные требования, как в отечественной, так и в зарубежной практике почти нет, хотя имеются некоторые сведения, указывающие на наличие определенных связей функции органа зрения с различными природно-географическими условиями. Так, сотрудниками Института гигиены им. Эрисмана были проведены сравнительные исследования о состоянии остроты зрения и рефракции у школьников Норильска и Ставропольского края [Белостоцкая Е. М., I960]; при этом было выявлено, что у школьников Норильска распространенность нормальной остроты зрения значительно ниже, чем у школьников Ставропольского края (табл. 47). Основной причиной, вызывавшей снижение зрения в Норильске, явилась близорукость, составлявшая среди старших школьников 30,6% (против 21,2% в Ставропольском крае).

ТАБЛИЦА 47

Острота зрения и рефракция у школьников Норильска и Ставропольского края (по Е. М. Белостоцкой, 1960) в %

Местность

Острота зрения

Рефракция

1,0

и выше

0,9—0,6

0,5

и ниже

эммет- ропия

гиперметропия

МИОПИЯ

Норильск

45,9

29,0

25,1

68,3

10,3

21,4

Ставропольский край

70,2

19,0

10,8

77,4

5,5

17,1

Целью нашей работы явились исследования в онтогенетическом аспекте состояния зрения у детей, проживающих в различных природно-географических условиях Красноярского края между 53-й и 59-й параллелями, а также в Норильске и Дудинке. Изучение глазной заболеваемости проводилось на территории Красноярского края, подразделенной на 3 климатогеографические зоны: южная — между 53-й и 55-й параллелями, центральная — между 55-й и 57-й параллелями и северная.— между 57-й и 59-й параллелями. Одновременно проводилось и общее клинико-физиологическое обследование детей. Изучение остроты зрения, распространения аномалий рефракции и заболеваемости проводилось выборочным методом. Объем выборки взрослого и детского населения составил по 80 тысяч городского и сельского населения с репрезентативной возрастной и половой структурой по отношению к структуре населения РСФСР. Достоверность показателей для заболеваний, встречающихся с частотой 0,1%, гарантировалась с вероятностью 95% при абсолютной погрешности в 5 раз меньше выборочной доли. В качестве участков наблюдения были взяты пунктовые селения в сельской местности и терапевтические участки в Красноярске, отобранные по таблицам случайных чисел. Единицей наблюдения был человек, независимо от состояния здоровья. На участках проводилась перепись постоянно живущего населения. Сбор информации о заболеваниях органа зрения по обращаемости в лечебные учреждения с отобранных участков проводился в течение года на специальные статистические карты. Следующий этап исследования — проведение посемейных осмотров 60 тысяч человек, попавших в выборку. После тщательной проверки статистические карты с информацией по обращаемости и осмотрам были алфавитизированы, скреплены с переписными статистическими талонами, подвергнуты экспертной оценке и кодировке. Математико-статистическая выборка проводилась на ЭВМ.

Состояние остроты зрения. Анализ показателей распространенности нормальной остроты зрения выявил, что лучшим зрением обладают дети южной зоны (табл. 48). Здесь острота зрения 1,0 и выше наблюдается у 88,5% детей, близкий показатель имели дети центральной зоны — 85,2%, а в северной зоне он существенно снижен до 71,4%. Анализ в возрастном аспекте показал, что наибольший удельный вес сниженного зрения на Севере приходится на дошкольный период. По сравнению с другими зонами снижение зрения в 3—6 лет на Севере обусловлено увеличением всех градаций пониженного зрения, в частности 0,3—0,6 —более чем в 10 раз, 0,05—0,2 — в 4 раза до 0,04 — в 10 раз. В зависимости от пола выявлена лишь тенденция к более высоким показателям остроты зрения среди мальчиков.

ТАБЛИЦА 48

Распространенность нормальной остроты зрения на оба глаза среди детей сельской местности (%)

Регион

Южный

Центральный

Северный

Возраст

Пол

1

2

1

2

1

2

3—6

Мужской

93,5

95,0

93,8

95,2

35,8

37,2

 

Женский

95,1

97,0

96,4

97,5

52,5

58,7

 

Оба пола

94,3

96,1

95,1

96,1

44,9

48,9

7—12

Мужской

91,6

93,5

87,6

92,2

75,2

78,6

 

Женский

85,4

89,9

80,8

87,8

71,4

77,4

 

Оба пола

88,7

91,8

84,4

90,1

73,3

78,0

13—15

Мужской

89,2

93,3

83,9

89,1

78,9

85,0

 

Женский

76,9

85,5

75,5

87,8

71,9

82,8

 

Оба пола

83,2

89,5

79,8

88,5

75,6

84,0

Итого

Мужской

91,4

93,5

87,7

91,8

73,2

77,4

 

Женский

85,5

90,0

82,4

89,7

69,6

77,1

 

Оба пола

88,5

91,8

85,2

91,1

71,4

77,2

 

Примечание. 1 — без коррекции; 2 — с коррекцией.

В южной зоне в результате очковой коррекции нормальная острота зрения достигает 91,8%, в северной зоне — лишь 77,2%. В возрасте 3—6 лет острота зрения, с коррекцией равная 1,0, в северной зоне оказалась в 2 раза меньше, чем в южной. В возрастном интервале 7—15 лет эта разница составила лишь 10%. Последнее указывает на определенную задержку развития зрительного анализатора в условиях северной зоны по сравнению с южной.

По сравнению с сельскими условиями средней зоны показатели нормальной остроты зрения в городских условиях этой же зоны ниже на 14,5% (70,7 против 85,2%). Представляет интерес, что показатели распространенности нормальной остроты зрения среди сельских детей северной зоны приближаются к показателям городских детей средней зоны (соответственно 71,4 и 70,7%). Это указывает на примерно равнозначное воздействие как неблагоприятных природно-географических условий, так и факторов урбанизации на колебания уровня нормальной остроты зрения.

Аномалии развития органа зрения. В этой группе рассматриваются следующие формы аномалий рефракции и бинокулярного зрения: близорукость, дальнозоркость и косоглазие как наиболее значимые и распространенные в детском возрасте.

Близорукость является наиболее распространенной формой хронического неэпидемического заболевания глаз, увеличивающегося во всех странах мира и, как принято считать, относящегося к болезням цивилизации. В условиях Сибири на каждый миллион выпускников средних школ приходится в среднем до 200—250 тыс. близоруких. Осложнения близорукости составляют одну из основных причин слепоты и слабовидения в индустриально развитых странах. На нее приходится примерно !/з всех инвалидов по зрению [Авербах Ф. А. с соавт., 1970]. Высокий процент инвалидизации, ограничения людей при выборе профессии и занятии спортом ставят эту форму аномалий в разряд первостепенных социальных проблем.

Достижения в исследовании миопического процесса касаются прежде всего клинического уровня. Однако разработка социально-профилактических мероприятий при этом заболевании требует всестороннего изучения влияния на процесс миопизации глаз и таких факторов, как природно-географические, урбанизация и др. Н. А. Малиновский (1970) указывает на отчетливую зависимость распространенности миопии от природно-географических условий. Причем в городской и сельской местности прослежена закономерность роста показателей от южных к более северным зонам: среди сельских выпускников школ число близоруких составило в Полтавской области 3,7%, в Мордовской АССР — 5,3%, в Архангельской области этот показатель составил 25,0—32,1%. Среди городских выпускников школ в Одессе и Ставрополе близорукость составила 10%, а в Норильске этот показатель достиг 32,2%. Обращает на себя внимание выраженный разброс показателей (более чем в 10 раз!). Однако приведенные сведения получены без соблюдения вышеуказанных требований, предъявляемых для статистических исследований на уровне популяции, поэтому они не могут дать количественную оценку степени влияния средовых различий на миопизацию глаз.

Полученные нами данные о распространенности близорукости также указывают на четкую зависимость показателей распространенности близорукости от природно-географических факторов и закономерное увеличение от южных к более северным районам (табл. 49). Однако в количественном отношении эти различия далеко не подтверждают данные приводимых выше авторов. Так, различия в показателях между южной и северной зонами составили лишь 43,7%, причем разница в показателях между центральной и южной зоной выше, чем между центральной и северной (соответственно 29,5 против 14,3%). Это указывает на то, что по своим воздействиям на миопизацию глаз условия средней полосы Сибири ближе к северной, чем к южной.

ТАБЛИЦА 49

Распространенность миопии среди детей сельской местности (на 1000 чел. населения)

Возраст

Пол

Регионы

северный

центральный

южный

3—6 лет

Мужской

7,8

9,4

10,2

 

Женский

19,9

14,0

3,1

 

Оба пола

13,8

11,7

6,5

7—12 лет

Мужской

96,7

50,5

26,1

 

Женский

82,8

96,3

68,6

 

Оба пола

89,7

72,2

46,7

13—15 лет

Мужской

90,9

90,7                     ‘

66,2

 

Женский

182,1

164,2

133,7

 

Оба пола

134,1

126,8

99,0

Итого

Мужской

64,8

45,5

29,7

 

Женский

82,7

82,0

59,8

 

Оба пола

73,6

63,3

44,7

 

Показатели близорукости существенно выше в более северных районах по отношению к южным уже в дошкольном периоде: соответственно на 44,5% центральной по сравнению с южной и в 2 раза северной по отношению к южной. Последнее подчеркивает особую чувствительность периода рефракто- генеза к комплексу факторов и условий Сибири и особенно Севера. Во всех зонах показатели близорукости выше среди девочек: на 50,5%—в южной зоне, на 44,6% — в центральной, на 21,7%—в северной. Распространенность близорукости среди городских детей в среднем оказалась в 2 раза выше, чем среди сельских детей этой же зоны (131,7 против 63,3 на 1000 детского населения). Это указывает на то, что условия городской жизни так же, как и природно-географические факторы, оказывают выраженное влияние на рефрактогенез, обусловливая здесь значительный рост миопической рефракции.

Полученные данные указывают, что природно-географические и некоторые социальные условия оказывают примерно одинаковое моделирующее влияние на формирование близорукости детей, вызывая колебания показателей в пределах 40—50% от среднего их уровня. Следовательно, несмотря на генетическую обусловленность процесса миопизации глаз, внешние средовые факторы играют большую роль в ее проявлении. Среди детей северной зоны распространенность особо тяжелых форм близорукости (миопической болезни) оказалась в несколько раз выше, чем в южной (5,5 против 0,8 на 1000 детского населения), т. е. на Севере выявляется не просто количественный рост показателей распространенности близорукости, но и более тяжелое ее течение.

Дальнозоркость — тип рефракции, противоположный близорукости, присущ почти всем детям в постнатальном периоде. Несколько неожиданной выявилась закономерность роста уровня дальнозоркости по мере продвижения с юга к северной зоне, т. е. как и при близорукости. Процессу миопизации в школьные годы подвержены все виды рефракции, что обусловливает уменьшение с возрастом гиперметропии, миопизацию эмметропии и увеличение степени миопической рефракции. Как было показано выше, в северных зонах процесс миопизации глаз выражен в значительно большей степени, чем в южных, Все это, казалось бы, и должно вызвать снижение показателя дальнозоркости в северных районах. В целом же среди детей северной зоны показатели этого вида рефракции выше, чем среди детей южной зоны, примерно в 2 раза (табл. 50). Причина этого вскрывается из данных о состоянии рефракции в различных природно-географических зонах в школьном периоде, когда показатели дальнозоркости в северной зоне превышают показатели южной зоны в 4 раза. Последнее указывает на задержку развития рефракции в северных зонах.

ТАБЛИЦА 50

Распространенность гиперметропии среди детей сельской местности (на 1000 чел. населения)

Возраст

Пол

Регионы

северный

центральный

южный

3—6 лет

Мужской

59,0

23,5

20,5

 

Женский

71,7

7,8

9,3

 

Оба пола

65,3

15,6

14,6

7—12 лет

Мужской

86,0

45,2

43,6

 

Женский

91,5

63,0

59,3

 

Оба пола

88,7

53,6

51,2

13—15 лет

Мужской

61,9

27,5

12,6

 

Женский

64,7

49,4

53,5

 

Оба пола

63,2

38,3

32,4

Итого

Мужской

64,8

32,7

28,2

 

Женский

80,8

40,1

40,6

 

Оба пола

72,7

36,3

34,4

 

В целом, вышерассмотренные тенденции: с одной стороны — задержка развития рефракции в дошкольном периоде, с другой стороны — выраженный процесс миопизации глаз в школьные годы, — наложили отпечаток на структуру распространенности различных видов рефракции среди детского населения северных зон.

Косоглазие — распространенное хроническое неэпидемическое заболевание глаз, которое без специальных мероприятий вызывает стойкое, а подчас необратимое значительное снижение зрения. Показатель распространенности его составил на 1000 детского населения южной зоны — 5,3, центральной — 7,5, северной— 10,1 (табл. 51), т. е. выявляется четкая зависимость распространенности косоглазия от климатогеографических факторов, а именно закономерное увеличение частоты его от южной к северной зоне: соответственно на 35% от южной к центральной и на 27,7% —от центральной к северной. Более высокие показатели косоглазия в Северном регионе можно связать с более высокими показателями здесь гиперметропии, которая, как известно, играет ведущую роль в патогенезе косоглазия. Эта связь показателей прослеживается и в зависимости от пола. Пик косоглазия в северной зоне приходится на 7—12 лет, в южной — на 13—15, т. е. запаздывает на один возрастной интервал. При этом в северной зоне аккомодационное косоглазие составляет 53% против 30% в южной. Дальнейшее углубленное изучение механизмов обусловленности косоглазия от климатогеографических условий может дополнительно пролить свет на его этиопатогенные связи.

ТАБЛИЦА 51

Распространенность косоглазия среди детей сельской местности (%)

Возраст

Пол

Регионы

северный

центральный

южный

3—6 лет

Мужской

11,8

14,1

6,8

 

Женский

4,0

4,7

3,1

 

Оба пола

7,9

9,4

4,9

7—12 лет

Мужской

19,3

9,2

6,9

 

Женский

10,6

6,8

3,7

 

Оба пола

15,0

8,1

5,3

13—15 лет

Мужской

7,3

4,3

3,1

 

Женский

8,1

10,1

13,3

 

Оба пола

7,7

7,2

8,1

Итого

Мужской

12,6

7,6

5,3

 

Женский

7,4

7,3

5,3

 

Оба пола

10,1

7,5

5,3

 

Воспалительные заболевания глаз (Все формы воспалительной патологии изучались по обращаемости в лечебно-профилактические учреждения). Влияния различных климатогеографических условий на воспалительные формы глазной патологии выявило две тенденции: 1) рост частоты воспалительных заболеваний век, конъюнктивы, слезных органов от центральной как к северной, так и к южной зонам; 2) рост частоты воспаления роговой оболочки, сетчатки, сосудистого тракта и зрительного нерва от южной к северной зонам.

Конъюнктивиты занимают наибольший удельный вес в группе воспалительных заболеваний глаз и составляют 31,0 на 1000 детского населения в северной зоне, 16,2 — в центральной, 27,1 — в южной. В сравнении с невоспалительной группой глазной патологии здесь установлена иная закономерность распространенности показателей в различных климатогеографических зонах. Так, уровень пораженности конъюнктивитами детского населения центральной зоны ниже по сравнению с южной на 47,6%, а по сравнению с северной — на 40,3%. Во всех зонах наибольшая заболеваемость конъюнктивитами приходится на дошкольный период. В частности, в возрастном периоде до 3 лет заболеваемость конъюнктивитами выше по сравнению с периодом 13— 15 лет в 3—4 раза; 53,0 против 18,0 — в северной зоне; 34,6 против 11,4 — в центральной и 77,7 против 16,2 — в южной зоне.

Воспалительные заболевания век. На 1000 детского населения показатель заболеваемости составил 9,1 в северной зоне, 7,8 — в центральной, 11,5 — в южной, т. е., как и при конъюнктивитах, здесь проявляется та же тенденция роста показателей от центральной зоны к южной и от центральной к северной (соответственно на 32,2 и 14,3%). Во всех зонах отчетливо выше заболеваемость девочек: на 27,2%—в северной зоне, на 35,8% — в центральной и на 18,3% —в южной. С возрастом во всех зонах выявляется устойчивая закономерность роста показателей (наиболее отчетлива в южной зоне, затем — в северной и наименьшая — в центральной).

Воспаления слезных органов на 1000 детского населения составили 1,3 — в северной, 0,3 — в центральной и 0,8 — в южной зонах. Следовательно, как и при воспалительных процессах конъюнктивы и век, здесь выявляется также закономерность возрастания показателей от центральной к северной и от центральной к южной зонам.

Другие воспалительные болезни органа зрения (воспаления роговой оболочки, сетчатки, сосудистого тракта и зрительного нерва) являются наиболее тяжелыми формами воспалительной патологии глаз. Однако распространенность их среди детского населения значительно меньшая по сравнению с предыдущими формами глазной патологии. При этих заболеваниях установлена тенденция возрастания показателей от южной к северной зоне, соответственно с 1,7 до 2,1 на 1000 детского населения.

Таким образом, в результате проведенного клинико-статистического изучения состояния остроты зрения, рефракции и глазной заболеваемости среди детского населения сельской местности, проживающего в различных климатогеографических зонах Красноярского края, установлены четкие закономерности обусловленности нормы и основных форм детской глазной патологии от климатогеографических различий и местожительства. Наибольшее влияние климатогеографические различия оказали на состояние остроты зрения, а также развитие рефракции и бинокулярного зрения. Среди детей, проживающих в сельской местности северной зоны, уровень распространенности нормальной остроты зрения ниже по сравнению с южной на 19,4%, а уровень распространенности таких основных форм глазной патологии, как близорукость, дальнозоркость и косоглазие, выше в среднем в 2 раза.

Объективность и достоверность полученной информации, основанной на строгости математико-статистического и организационного подходов, убеждают нас в подверженности органа зрения комплексу природно-географических воздействий. В связи с преобладанием равнинного рельефа средней и северной зон края на их условия оказывает влияние суровый арктический климат. Входящая в южную зону Минусинская котловина, в пределах которой проводилось исследование, отличается жарким летом. В весенний период в степных участках Минусинской котловины ураганной силы ветер поднимает мельчайшие частицы почвы в воздух и вызывает сильные бури. Например, число дней с пыльной бурей здесь больше, чем в Красноярске, в 2 раза. По-видимому, все это и сказалось в росте показателей воспалительной патологии защитных частей глаза (конъюнктивы, век, слезных органов) в южной зоне в сравнении с центральной. Установлено, что с юга на север суммарная радиация уменьшается со 100—110 до 70 ккал/см2. Однако в северных условиях отраженная радиация значительно выше, чем в других зонах. Последнее связано с наибольшей продолжительностью залегания здесь снежного покрова в зимне-весеннем периоде. Это вызывает дополнительное напряжение зрительного анализатора в условиях Севера и рост воспалительной патологии защитного аппарата глаза в сравнении с центральной зоной. Напротив, в период длительных полярных сумерек и полярной ночи недостаток естественной освещенности может вызывать значительные нарушения органа зрения.

Исследования микроэлементного состава почв края, проведенные Н. А. Токовым и А. А. Майборода (1963), Ф. М. Подкорытовым (1967), выявили недостаток в почве меди, марганца, цинка, кобальта. Известно, что в стабилизации структуры глазного яблока наибольшую роль играют элементы соединительной ткани, в частности коллагеновый. Недостаточная минерализация воды и пищи и дефицит витаминов С, А, группы В могут оказать отрицательное влияние на процесс обмена веществ в системе соединительной ткани организма (в том числе и капсулы глазного яблока), вызывая в них биохимические и биофизические сдвиги. Последние, возможно, могли способствовать при прочих условиях повышенной миопизации глаз за счет несоразмерного осевого роста глазного яблока и нарушению функции органа зрения.

Состояние резервов аккомодации и конвергенции у детей Норильска и Дудинки. Приведенный выше анализ свидетельствует, что основными причинами, вызывающими снижение зрения у детского населения на Севере, являются аномалии рефракции, среди которых наибольший удельный вес принадлежит близорукости. В стабилизации рефракции принимает участие целый комплекс общих и местных факторов организма, среди последних особое место отводится резервным возможностям аккомодации и конвергенции.

В связи с этим нами проведено исследование состояния рефракции, а также резервов аккомодации и конвергенции у 221 школьника Норильска и Дудинки в возрасте 8—14 лет в весенне-летнем периоде (май—июнь). Резервы аккомодации исследовались монокулярно с помощью нагрузки минусовыми стеклами, резервы конвергенции — нагрузки призмами, рефракция— в условиях циклоплегии (по Шмулю). Выявлено, что процесс миопизации глаз на Севере происходит параллельно со снижением резервов аккомодации и конвергенции. Ухудшение зрения при этом прогрессирует быстрее.

Состояние органа зрения в зависимости от физического и биологического развития детей Заполярья. К настоящему времени появились работы, указывающие на определенный параллелизм между гармоничностью развития органа зрения и развитием организма. В частности, прослежен параллелизм между соматометрическими показателями огранизма и состоянием рефракции органа зрения [Копаева В. Г., 1972; Majima А. с соавт., 1960; Goldshmidt Е. с соавт., 1966, и др.].

Особый интерес представляет исследование этого вопроса в условиях Севера, где темп акселерации высокий и где, как мы ранее установили, уровень близорукости среди детей более высокий. Поэтому мы исследовали зависимость между органом зрения и физическим развитием у детей Заполярья. По специальной программе педиатрами совместно с офтальмологами обследовано физическое развитие организма и органа зрения у 138 школьников Норильска в возрасте 9—13 лет. Обследуемый контингент детей был подразделен на однородные по своему биологическому возрасту группы. Критерием биологического возраста считали сроки смены молочных зубов на постоянные и сроки появления вторичных половых признаков. Дети младшего школьного возраста были подразделены на акселерированных и с нормальным темпом биологического развития. Одновременно оценивался уровень физического развития детей.

ТАБЛИЦА 52

Состояние органа зрения у детей с разным уровнем физического и биологического развития (%)

Глазные параметры

Уровень физического развития

гармоническое развитие

акселерация

Острота зрения:

95

66,5

1,0 и более

0,7—0,9

5

4,1

0,1—0,6

19,4

0,1 и менее 0,1

10

Резервы аккомодации:

0,9

88

100

10 и более

12

Эмметропия

18

33

Гиперметропия:

0,25—1,75

41

22

2—4

41

11,5

Миопия:

0,25—1,75

 

22

2—4

4,25—6

11,5

 

Полученные данные позволили выявить отчетливое влияние на состояние органа зрения различных отклонений в гармоничности развития (табл. 52). Так, в группе детей с нормальными соматометрическими показателями в 82% выявилась гиперметропическая рефракция, в 18%—соразмерная эмметропическая. В группе детей с акселерированным развитием отмечен выраженный процесс миопизации глаз, благодаря которому слабые степени гиперметропии «перешли» либо в соразмерную эмметропическую, либо в миопическую. Все это в целом вызвало снижение у этих детей гиперметропии до 31,5%; рост эмметропии — до 33% и миопии — до 33,5%. Среди детей с гармоничным развитием выявлены также и более высокие показатели остроты зрения и резервов аккомодации. Так, если среди детей с нормальными соматометрическими показателями достаточно высокие резервы аккомодации встретились в 12%, то среди акселерированных детей высоких резервов аккомодации не встретилось вовсе. Следовательно, своеобразие физического и биологического развития ребенка отчетливо отражается на состоянии его органа зрения.

Влияние на орган зрения различной продолжительности проживания на Севере. Состояние рефракции и остроты зрения у школьников Норильска в зависимости от длительности проживания на Севере изучала Е. М. Белостоцкая (1960), которая обследовала 2000 детей в возрасте 8—18 лет и показала, что с увеличением сроков проживания школьников в Норильске происходит снижение остроты зрения и рост таких аномалий рефракции, как дальнозоркость и особенно близорукость (табл. 53). Ею же установлено, что чем моложе возрастная группа, тем в большей степени, спустя 5 лет и более проживания на Севере, происходит снижение остроты зрения и рост аномалий рефракций.

ТАБЛИЦА 53

Острота зрения и рефракция у школьников 7—14 лет Норильска в зависимости от длительности жизни на Севере (%)

Время обследования

Длительность жизни на Севере

Острота зрения

Рефракция

1,0 и выше

0,9-0,6

0,5 и ниже

эммет- ропия

гипер-метропия

миопия

1960 (Е: М. Белостоцкая)

До 5 лет

52,6

28,6

18,8

72,4

8,4

19,2

Более 5 лет

39,0

32,9

28,1

64,5

11,1

24,4

1975 (наши наблюдения)

До 5 лет

84,9

13,1

2,0

55,0

30,0

15,0

Более 5 лет

82,8

12,8

4,4

54,4

29,4

16,2

Наш материал охватывает наблюдения школьников в возрасте 7—14 лет и исследования, проведенные спустя 15 лет. За это время резко изменились условия жизни в Заполярье: уменьшилась заболеваемость, чрезвычайно улучшилось питание, жилищные условия, благоустройство детских садов и школ, проводится витаминизация пищи. Специальным решением Исполкома Горсовета Норильска в 1965 г. была создана комиссия по охране зрения детей, под руководством которой проведена исключительно большая и систематическая работа по нормализации освещенности в школах и квартирах, по индивидуальному подбору школьной мебели. Все дети 2 раза за год обследуются на остроту зрения и быстро проводится необходимая коррекция. В Норильске организована специализированная детская глазная служба. Все эти и многие другие социальные и медицинские мероприятия способствовали улучшению адаптации детей на Севере, и хотя ряд функций органа зрения еще не достиг оптимального состояния, но можно отметить отчетливое улучшение остроты зрения и существенное уменьшение частоты тяжелых поражений глаз и связанных с ними форм снижения зрения. Мы не нашли заметной разницы по остроте зрения и рефракций между детьми с разным сроком проживания на Севере. В обследованной нами группе детей дальнозоркость была выявлена чаще, чем по наблюдениям Е. М. Белостоцкой: возможно, это объясняется более младшим возрастом нашего контингента.

Влияние летнего оздоровления на органы зрения детей Норильска. Неудовлетворительные резервы аккомодации и конвергенции выявлены примерно у 60% школьников Норильска, поэтому представляет большой интерес изучение влияния летнего оздоровления на состояние зрения и резервных возможностей глаза. Для этого были обследованы 135 школьников и, в зависимости от места отдыха, они были объединены в 3 однородные группы: 1-я группа выезжала на отдых в пионерский лагерь «Таежный»; 2-я группа выезжала на отдых вместе с родителями в различные районы Советского Союза; 3-я группа детей летом отдыхала в Норильске (табл. 54).

Исследуемые группы детей имели близкую структуру в отношении рефракции. Так, среди детей, оставшихся в Норильске, соразмерная эмметропическая рефракция встретилась в 66,6%, миопическая — в 25,0%, гиперметропическая — в 8,2%. Среди детей, выезжавших в пионерлагерь «Таежный», эмметро- пия была в 67,4%, миопия — в 29,5%, гиперметропия—в 6,9%; среди детей, выезжавших в другие районы, рефракция была соразмерной в 52,3%, миопической — в 42,8%, гиперметропической— в 4,6%. У детей, оставшихся на отдых в Норильске, спустя летний сезон состояние резервов аккомодации и конвергенции существенно не изменилось — на уровне крайне низких оно оставалось у 2/з—4/s всех детей. Резервные возможности глаза достоверно (Р = 0,05) улучшились у детей, выезжающих как в пионерлагерь «Таежный», так и в другие районы нашей страны. Например, вместо 88,8%—крайне низких резервов аккомодации, отмечавшихся у детей, оставшихся в Норильске, такие резервы среди детей, отдыхавших в других местностях, выявлены у 68—69% Вместе с этим обращает на себя внимание то, что даже под влиянием летнего отдыха у большей части детей не нормализуются полностью резервные возможности глаза, что указывает на выраженность их нарушения.

ТАБЛИЦА 54

Состояние резервов аккомодации и конвергенции в зависимости от места летнего оздоровления детей (%)

Место отдыха

Резервы аккомодации

Резервы конвергенции

крайне низкие

низкие

Уд-ные

высо-кие

крайне низкие

низкие

Уд-ные

вы-сокие

До 3,0

3,6—6,0

6,0-9,0

9,0 и более

До 10,0

10,0-19,0

20,0-29,0

30 и более

Пионерский лагерь «Таежный»

69,5

15,2

10,8

4,3

61,3

27,2

6,8

4,5

Другие широты

68,7

18,7

7,8

4,6

65,0

31,7

3,1

Норильск

88,8

7,4

3,7

77,1

14,8

1,4

Таким образом, экологические условия высоких широт оказывают отягощающее действие на развитие и функцию органа зрения, что можно использовать до некоторой степени в качестве маркера функционального состояния организма в степени адаптации человека в сложных условиях существования. Социальные и медицинские мероприятия, направленные на уменьшение отрицательных воздействий окружающей среды на ребенка, способствуют существенному улучшению зрения. Однако в настоящее время еще далеко не полностью нейтрализованы эти повреждающие факторы, что проявляется в напряжении функции органа зрения, снижении его резервных возможностей, соответственно, в большем риске возникновения заболеваний глаз. Все это указывает на необходимость дальнейших научных исследований состояния органа зрения в суровых экологических условиях Заполярья, а также совершенствования комплексной системы мероприятий по улучшению адаптации организма ребенка на Севере и дополнительных мер по охране зрения детей.

Из книги Ж.Ж. Рапопорт «Адаптация ребёнка на Севере», г. Ленинград, «Медицина», 1979 г.

Читайте также

SOS! Дети в школе: «образовательные» механизмы неумолимо нарастающей психической эпидемии

Культура Образования
4 года назад

В атмосфере радости и успеха

Культура Образования
2 года назад

Клеточная энергетика у детей при учёбе стоя (в движении)

Культура Образования
1 год назад
Exit mobile version