Культура Образования
Биологические факторы человека, Наука, Факторы среды

О скрытом потенциале человека на примере зрения

Краткая история вопроса

Гук, а затем Дондерс (1862) установили, что наименьший угол зрения, под которым орган зрения может различать две точки, равен одной минуте. Эту величину и решено было избрать за интернациональную меру – норму остроты зрения, равную 1,0 (единице). Однако вскоре выяснилось, что у многих острота зрения гораздо выше этой нормы.

Несмотря на то, что концепция ограничивающего влияния физических размеров воспринимающих фотоэлементов глаза (лимитирующего влияния поперечника колбочек) на центральное зрение цитируется во всех руководствах по офтальмологии, в научной литературе она единогласно и обоснованно критикуется. Накоплено немало фактов, указывающих на то, что физиологическая основа центрального зрения оказалась гораздо более сложна. Назовем лишь те, которые относятся к остроте зрения: [ 1 ]

Не наследство, а результат развития во взаимодействии со средой

Доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный при массовом исследовании состояния органа зрения у детей дошкольного и школьного возрастов Заполярья и юга Красноярского края, выявил, что норма остроты зрения выше чем это было принято. Причём наиболее высокая острота зрения встречалась у тех, кто и не прошёл цикл традиционного обездвиженного обучения. Учитывая, что в практике лечения глазных болезней точное измерение остроты зрения в зоне, превышающей 1,0, не особенно необходимо, то данная единица так и осталась считаться за условно принятую норму.

 

Профессор О.М. Новиков в 1970-х годах разработал первую в отечественной практике специальную таблицу, позволяющую точно замерять максимальные значения остроты зрения в зоне от 1,0  до 2,0 ед. и выше.

По результатам обследований под руководством В.Ф. Базарного с помощью данной таблицы 9723 человек детского и подросткового периода, проживающих в северных и средних зонах Сибири, впервые в практике отечественной офтальмологии было установлено, что средняя зона нормальной остроты зрения у детей и подростков, не имеющих глазной патологии, оказалась равной 1,4. Вместе с этим  было установлено [ 3 ], что среди детей и подростков, проживающих в условиях Центральной Сибири и Крайнего Севе­ра, не только значительно распростра­нена острота зрения, существенно пре­вышающая общепринятую условную норму (1,0), но и что даже такой уста­новленный региональный стандарт «нормы», как 1,5—2,0 еще не отражает пределы реализации ее потенциальных возможностей. При обследовании встречались дети с остротой зрения, достигающей 6,0 ед.

Другими словами: пока дети постепенно теряют здоровье и зрение из-за неадекватного природе человека режима обучения в детском саду и школе, их состояние здоровья в целом и остроту зрения оценивают как норму (единицу в случае зрения). Это происходит до тех пор пока острота зрения не упадёт ещё больше и падение станет заметным. Не у всех оно снижается ниже единицы, но падает у всех поголовно. Причём вместе с остальными показателями здоровья, где состояние глаза отражает общие дегенеративные процессы, происходящие в организме [2].

Базарный научно установил, что в норме максимальные значения остроты зрения являются конституцио­нально развивающейся характеристикой, зависящей от особенно­стей функциональных взаимоотношений организма с той или иной экологической средой. [3] Простыми словами: острота зрения зависит от среды в которой формируется человек. А именно: от природы и культуры. При этом существуют различия в развитии органа зрения у мужчин и женщин.

На основе результатов исследований, под руководством В.Ф. Базарного был разработан ряд методик, сохраняющий и развивающий здоровье детей в учебном процессе (а также другие изобретения и организационные решения). Даже частичное применение которого давало значительные результаты в детских садах, школах и предприятиях. Открытия Базарного нашли своё практическое выражение в целом ряде изобретений и комплексе здоровьеразвивающих технологий. В результате применения элементов которого, в частности, острота зрения продолжала развиваться, а не угасать в течение процесса воспитания и обучения ребёнка в школах и детских садах. [4] После первых массовых результатов, в 90-х годах профессором был разработан организационный механизм вопроизводства здоровых поколений на государственном уровне.

То, что в плане здоровья является нормой сегодня, то, что кажется привычным для нас, совершенно не обязательно означает норму, заложенную в нас от природы. Нормы общественного здравоохранения регулярно снижаются как в разы, так и на целые порядки, как в случае качества семени у мужчин. [8] Мы не имеем представления о заложенном в нас потенциале, по той причине, что, как правило, изучается уже сформированный организм примерно в одной и той же культуре (искусственной среде) с незначительными декоративными отличиями. Поиском же изначальной природной нормы (а не подтверждением «общепринятых» научных представлений и мнений) и проблемами зрелости Человека на фундаментальном уровне занимались только научные школы профессоров В.Ф. Базарного и И.А. Аршавского.

Результаты применения одного из элементов технологий Базарного. Острота зрения
Результаты применения только одного из элементов технологий Базарного [7]

Обратите внимание, что здесь мы ведём речь только об одном параметре функциональных возможностей органа зрения человека. Но даже у данного органа, помимо остроты, существует множество других измеряемых сегодня параметров, такие как область аккомодациипоказатель ее устойчивостискорость и объем переработки зрительной информации, световая чувствительность, поле зрения, темновая, световая и хроматическая адаптация и т.д.. Что говорить об остальном организме и наших психических возможностях?

Организм человека не просто таит в себе скрытые возможности, но потенциал, которому было предназначено раскрыться, для чего необходимо создать соответствующие условия. Главным образом, в воспитательно-образовательном процессе, в период созревания и становления организма.

Материалы

  1. Сергиенко Н. М. — Клиническая рефракция, Киев 1975 г.
  2. Базарный В. Ф. — Зрение у детей, 1990 г.
  3. Базарный В. Ф., Уфимцева Л. П. , Оладо Э. Я.  — Состояние остроты зрения у детей и подростков, проживающих в различных экологических условиях, Офтальмологический журнал №1, 1986 г.
  4. Базарный, В.Ф., Сидоров Е.Е. — Краткое описание комплекса здоровьесберегающих технологий, Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного, 2021 г.
  5. https://weekend.rambler.ru/people/41672537-zhenschina-vidit-litsa-na-rasstoyanii-1-5-kilometrov/
  6. https://www.guinnessworldrecords.com/world-records/smallest-visible-object
  7. Результаты технологий Базарного: режим дистантного зрения для дошкольников
  8. Резкое снижение способности мужчин к зачатию

В.Ф. Базарный — Зрение у детей (монография)

Острота зрения у детей, проживающих в различных условиях

Краткое описание здоровьесберегающих технологий

Кратко о цели жизни человека

Читайте также

Постановление Научного Совета АМН СССР по технологиям Базарного

Культура Образования
4 года назад

Здоровьеразвивающее обучение в школе

Культура Образования
2 года назад

Влияние музыки на развитие мозга ребёнка (исследование)

Культура Образования
1 год назад
Exit mobile version