Уважаемые коллеги!
Теория Льва Семеновича Выготского о высших психических функциях легла в основу представления о способностях и средствах их развития.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других..
Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности складываются в детстве, обеспечивая «вхождение» в культуру и определяя успешность человека в разных видах деятельности на протяжении всей жизни.
Л. С. Выготский задавал три характеристики способностей.
Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью.
Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого.
И третье. Развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры.
Способности можно классифицировать на:
- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
- специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Уважаемые коллеги!
После небольшого теоретического вступления, посвященного «Способностям человека» попробуем посмотреть на вопрос «О том, как важно развитие способностей ребенка…», воспользовавшись притчей (сказкой) «О двух птенцах».
Притча (сказка) о двух птенцах (на новый лад)…
Перед стаей весьма крупных птиц и, как следствие, перед двумя почти взрослыми птенцами переходного возраста (приблизительно «человеческого» 10-го класса), только начавшими «вставать на крыло» возникла необходимость сменить место, где они кормились.
Лягушки на болоте, вследствие активной нерегулируемой «поедательной» деятельности собратьев, стали заканчиваться.
Взрослые птицы просто (по решению птице-товарищеского коллектива) перелетели на соседнее болото, а этим двум птенцам предоставили возможность самим решать первую в их жизни реальную «учебную задачу» по выживанию (в рамках программы по ОБЖ).
Особой реальной опасности для птенцов-подростков не было. До ближайшего болота было пешком не более недели. Да и парочка старших братьев из отряда «Педагогов-Наставников» держала ситуацию под контролем. Они были оставлены для незаметного сопровождения обучающихся. Практическое занятие проводилось в соответствии с Приказом № 222333 от 20.10.2022 года «О проведении практико-ориентированного учебно-формирующего занятия: «Я выбираю Сам»…
Перед птенцами-подростками Возникла дилемма:
Или пойти до болота пешком, что представляло некоторую трудность,
Или сначала «встать на крыло», научиться летать, а затем перелететь на болото за считанные минуты.
Физические затраты в обоих случаях были примерно одинаковыми.
Но пеший вариант представлялся разумным, гарантированным, прямолинейным, правильным.
Второй же, с предварительным обучением, развитием способности летать, казался окольным, кривым, а следовательно, менее разумным.
Мнения птенцов-подростков разделились. Подростки вообще частенько склонны «думать и поступать» по принципу:
— «Ты так? Тогда я по-другому».
Один птенец-подросток отправился в путь немедленно и через неделю дошел-таки до полного лягушками болота.
Второй птенец-подросток нагнал его буквально «на последних метрах дистанции», как выражаются спортивные комментаторы.
Каждый остался при своем. Самолюбие никого из них не пострадало. Ведь прав оказался каждый. Целью, как тогда казалось, была смена места кормежки.
Но…
«Не все, что кажется оптимальным решением в данной конкретной ситуации, является верным решением с точки зрения твоей будущей жизни».
Через пару недель лягушки стали заканчиваться и на новом болоте…
Взрослые птицы, а вместе с ними и вставший на крыло, развивший способность летать второй птенец-подросток, просто перелетели на другое болото (до него пешком было около месяца пути). А через пару недель вообще улетели на ЮГ.
Приближалась глубокая осень…
А первый птенец-подросток так и не сумел повзрослеть. Изобилие дешевых, легко доступных ресурсов не способствует развитию способностей. Особенно если неразвитой оказывается способность думать дальше одного дня.
Конечно, специальная птичья профи-команда из отряда «Педагогов-Наставников» не бросила первого птенца-подростка «Пешехода» и забрала его с собой на каникулы в теплые страны, воспользовавшись методической разработкой утвержденной Вожаком стаи, очень похожей на вариант из сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница»…
И, конечно, после летних южных каникул, когда птичья стая вернулась весной на родные отечественные просторы, обучение и воспитание птенцов-подростков было продолжено… И наверняка птенцы из группы, выбравшей «Пешеходный» вариант перемещения к определенной цели, при мудром руководстве Педагогов-Наставников (к концу приблизительно «человеческого» 11 класса) научаться «вставать на крыло» и на выпускном экзамене «Полет в южные страны» среди них не будет ни одного птенца, которому понадобится вариант «Лягушки-путешественницы»…
И с большой вероятностью, спустя годы, благодаря труду знающих, творческих, добросердечных и мудрых Педагогов-Наставников этой стаи, ее Вожак будет иметь 100 % возможность выбрать себе достойного приемника. И, конечно, когорта Педагогов-Наставников в этом птичьем сообществе всегда будет одной из самых ценимых и уважаемых (профессий)…
Возможная мораль.
Самый оптимальный путь на длинной дистанции — всегда путь наибольшего сопротивления, путь развития способностей. Или просто путь саморазвития.
И, как нам кажется, Уважаемые коллеги, что есть основание на уроках в рамках проекта «Разговоры о важном» с учащимися начальной, средней или старшей школы, после знакомства с этой притчей (сказкой) им сказать:
«Идите ребята, той дорогой, которая Вас «Поставит на крыло», и Вы Никогда не прогадаете»….
В.Ю. Гармаш., к.п.н, почетный работник общего образования РФ
28.05.2023 г.