К вопросу по методолологии физической культуры
В советской литературе по проблемам общей культуры авторы оставляют вне поля зрения физическую культуру.
В. М. Межуев в очень интересной, в целом, работе пишет о культуре как о сложнейших процессах духовной жизни, формирования и развития личности. Но о роли физической культуры он даже не упоминает, хотя указывает, что «именно развитие человека… его деятельных способностей, его физической и интеллектуальной мощи, его нравственных и эстетических качеств образует реальную основу и содержание культурно-исторического процесса».1 В другой работе он пишет о необходимости формирования «целостной (всесторонне) развитой личности»,2 но о физической культуре ни слова.
В. М. Каирян указывает, что понятие «культура» включает также всестороннее развитие человека, его мышление, речь, все его способности. В то же время в книге, где много и правильно говорится о всесторонности и о культуре, физическая культура упоминается только мимоходом 3.
Во многих работах авторами при употреблении словосочетания «всестороннее развитие» упускается из виду физическая (телесная) сторона развития, в том числе и при анализе различных аспектов культуры (как общественной категории) и культурности (как характеристики личности).
Однако необходимо отметить, что за последние годы в этой области произошли значительные изменения. Так, философы, социологи стали уделять серьезное внимание проблемам физической культуры как части общечеловеческой культуры (М. П. Ким, Г. Г. Карпов, В. П. Тугаринов, М. С. Каган и др.)
Исследование проблем теории физической культуры с позиции современной теории культуры и культурной революции в СССР было начато в 70-е годы учеными ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта (Выдрин В. М., Решетнева Г. А., Николаев Ю. М., Пономарев Н. И., Евстафьев Б. В., Пономарев Н. А., Ягышев С. и др.), затем в других институтах (Ландарь А. М., Столяров В. И., Зеленов Л. А. и др.).
Вся совокупность находящейся сейчас в научном обороте информации создает предпосылки для разработки теории физической культуры — единого системного знания о физической культуре как виде культуры. Такая теория должна базироваться на концепциях деятельности и выполнять информативную, систематизирующую объяснительную и прогностическую функции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Межуев В. М. О понятии культуры//Моск. Гос. институт культуры. Ученые записки. Вып. 14. — М., 1967.— С. 27.
2. Межуев В. М. Культура и история. —• М.: Политиздат, 1977.
3. К а и р я н В. М. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма.— М., 1971.
В. М. Выдрин (Ленинград), 1987 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
КРАСНОЯРСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗМА
Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции, посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции
22—25 июня 1987 г., п. Шушенское