К вопросу по методолологии физической культуры
Основным условием всестороннего и гармоничного развития ребенка является его двигательно-активная деятельность. Последняя зависит от многих факторов как физиологического, так и социально-демографического характера. Ее структура и интенсивность существенно меняются с возрастом ребенка.
В настоящей работе на материале анкетного опроса, проведенного более чем в 2,5 тыс. семей из 16 городов страны, исследуется динамика и структура двигательно-активной деятельности дошкольников, а также система влияющих на нее факторов.
При этом все виды такой деятельности были разделены на две группы. К первой из них отнесены виды деятельности, носящие непроизвольный игровой характер. Ко второй — физкультурно-спортивного характера, отличающиеся сознательной организацией и целенаправленностью.
Изучение этих двух видов деятельности показало, что основное различие между ними определяется прежде всего позицией родителей. В первом случае влияние родителей, и вообще старших, минимально и носит всего лишь корректирующий характер. В основном же игровая деятельность развивается и направляется внутренними, присущими самому ребенку интересами и устремлениями.
Во втором случае родительский фактор играет решающую роль, т. к. чаще всего именно родители определяют, какими видами физкультуры и спорта будут заниматься их дети.
В общем объеме двигательно-активных форм деятельности в дошкольном возрасте преобладающее значение имеют двигательно-игровые ее формы. Как показало исследование, они присущи всем дошкольникам примерно в равной степени и мало зависят от характера и состава семьи, ее социального состава, образовательного ценза, материальных и жилищных условий.
Иначе обстоит дело с физкультурно-спортивной деятельностью, руководимой и направляемой в этом возрасте главным образом старшими. Как показало исследование, она в значительной степени зависит не только от возраста и пола ребенка, но и от социальных условий жизнедеятельности семьи.
Наиболее распространенной формой таких занятий является выполнение утренней гигиенической гимнастики. Систематически утреннюю гимнастику выполняют по всем возрастным группам (от 3 до 7-летнего возраста) 29,7% детей, в т. ч. 28,4% мальчиков и 30,3% девочек. С возрастом удельный вес детей, систематически выполняющих утреннюю гимнастику, хотя и незначительно, но все-таки растет. Наиболее заметное влияние на этот показатель оказывает уровень физкультурноспортивной активности родителей и особенно уровень их отношения к физическому воспитанию своих детей. Из социально-демографических характеристик семьи значимое влияние имеет только ее образовательный ценз.
Другим параметром, характеризующим физкультурно-спортивную активность дошкольников, служит процент детей, посещающих спортивные кружки и секции. Этот параметр является наиболее ярким показателем физкультурно-спортивной активности детей. Однако, в отличие от утренней гимнастики, занятие в спортивных кружках и секциях уже не является столь общедоступным и массовым явлением. В возрасте 4—5 лет спортивные кружки и секции посещают 5,4% мальчиков и 9,2% девочек, в возрасте 5—6 лет — 6,2% мальчиков и 8,5% девочек. С переходом в старшую возрастную, вер группу процент дошкольников, посещающих спортивные кружки и секции, значительно возрастает, особенно у девочек, и составляет 8,4% у мальчиков и 12,8% у девочек.
Как показало исследование, заметное влияние на этот показатель оказывают такие факторы, как образовательный ценз семьи (так, если среди семей, в которых оба родителя имеют среднее образование, он равен 10,6%, то среди семей, в которых оба родители имеют высшее образование—18,8%) и ее социальный статус (в семье, в которых оба родителя служащие, рассматриваемый процент выше, чем в рабочих семьях). Определенное значение имеет характер и состав семьи (в семьях с одним ребенком спортивные кружки и секции посещает 11,2% старших дошкольников, в семьях с двумя детьми — 13,7%).
В то же время материальные и жилищные условия практически не влияют на рассматриваемый параметр.
Как и в случае с утренней гимнастикой, сильное влияние на посещение дошкольниками спортивных кружков и секций оказывает физкультурно-спортивная активность самих родителей и их отношение к проблеме физического воспитания своих детей.
В рамках настоящего исследования рассмотрено отношение старших дошкольников и их родителей к некоторым конкретным видам физкультурно-спортивной деятельности: к плаванию, катанию на лыжах и коньках, фигурному катанию, художественной и спортивной гимнастике, катанию на велосипеде. Проанализировано влияние различных факторов, в том числе физкультурно-спортивных умений родителей, на приобщение дошкольников к указанным видам деятельности.
М. И. Бордуков, Р. А. Майер, С. Л. Садырин (Красноярск), 1987 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
КРАСНОЯРСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗМА
Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции, посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции
22—25 июня 1987 г., п. Шушенское
Инфографика: Как формируется культура обездвиженности с детства