Культура Образования
Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Наука

Влияние различных способов письма на функциональное состояние и развитие детей

В предыдущих работах, выполненных на базе отделения адаптации зрения Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР, было показано, что на процесс физического, функционального и психического развития школьников существенное влияние оказывает степень напряженности во время занятий основными видами учебно-познавательной деятельности — чтением и письмом. Напряженность же в свою очередь определяется уровнем зрелости функциональных систем организма, «ведающих» выполнением тонкокоординированных в пространстве движений [1].

В свете сказанного выше особого внимания заслуживает медико-педагогический анализ письма как наиболее сложного психофизиологического акта, который обеспечивается специфической функциональной системой: глаз — рука. В доступной литературе нам не удалось найти исследований, касающихся влияния как на исходное функциональное состояние, так и формирующиеся системы детского организма, процесса овладения навыками письма, в частности дифференцированно — посредством перьевой или шариковой ручки. В то же время между ними имеется принципиальное психофизиологическое различие. Так, в процессе письма пером волевым усилиям (напряжениям) организма придается такой ритмический характер, при котором нажимы чередуются с расслаблениями. При письме же шариковой ручкой волевое усилие носит пролонгированный во времени характер, т. е. имеет место режим хронической напряженности. При этом следует обратить внимание на то, что в педагогической литературе уже появились сообщения, указывающие на значительное ухудшение почерка учащихся после введения новой системы письма [3]. Эти данные должны послужить тревожным сигналом для органов народного образования, здравоохранения, поскольку давно известно, что почерк — это не только эстетический аспект трудовой деятельности школьников (что само по себе немаловажно), но и отражение психофизиологических особенностей их развития.

Все изложенное выше и послужило поводом для проведения исследования по сравнительной оценке влияния на организм детей различных способов письма (перьевой и шариковой ручкой).

Под наблюдением находилось 54 ребенка в возрасте 6 лет, посещавших подготовительную группу обычного режима одного из детских комбинатов Красноярска. Одну половину детей обучали письму при помощи перьевой ручки, вторую — шариковой. За основу были взяты стандартные прописи. Продолжительность занятий составляла 30 мин (2 раза в неделю). Исследовали следующие показатели: состояние зрительно-ручной координации (процент попаданий кончиком ручки в мишень диаметром 5 мм), остроту зрения (по специальной таблице, позволяющей определить ее максимальные значения в пределах 2 усл. ед.). О степени психофизиологической напряженности в процессе письма судили по показателям электрокожной проводимости и зрительной рабочей дистанции. Последняя отражает характер общего мышечного напряжения при выполнении тонкокоординированных движений в системе глаз — рука. Оба этих показателя определяли во время выполнения стандартных письменных проб.

Анализ полученных данных позволил установить следующее. На начальном этапе овладения навыком письма у всех детей наблюдались напряженность и скованность мышц пальцев рук, спины и шеи. Они жаловались на быструю утомляемость. На генерализацию мышечного напряжения указывает и характер рабочей позы. Так, зрительная рабочая дистанция сокращалась в среднем до 17 см у детей, писавших и перьевой, и шариковой ручкой (см. рисунок).

Иная ситуация имела место к концу периода обучения. Так, если судить по показателю зрительной рабочей дистанции (см. рисунок), выполнение письменной пробы в течение первых 5—10 мин не сопровождалось выраженным мышечным напряжением ни в той, ни в другой группе. Однако, начиная с 15-й минуты работы, у детей, писавших шариковой ручкой, появилась устойчивая тенденция к сокращению зрительной рабочей дистанции, которая к 30-й минуте сокращалась на 3 см (р = 0,05). У детей же, обучавшихся письму перьевой ручкой, зрительная рабочая дистанция была устойчивой на протяжении всего времени выполнения письменной пробы. Следовательно, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что овладение навыком письма при помощи перьевой ручки способствует экономизации энергетических затрат и сопровождается меньшим мышечным напряжением, чем при письме шариковой ручкой.

Изложенные выше данные хорошо согласуются с показателями электрокожной проводимости, полученными во время письменной пробы. Так, на начальном этапе обучения письму выполнение стандартной письменной пробы приводило к одинаковому снижению изучаемого показателя при письме как пером, так и шариковой ручкой, что свидетельствует о некотором нарастании утомления. К концу периода обучения характер изменения электрокожной проводимости существенно различался у детей, писавших шариковыми ручками и пером. Так, у первых отмечалось снижение данного показателя, свидетельствующее о нарастании утомления, в то время как у вторых изменения показателя были статистически недостоверными.

Большой практический интерес представляет тот факт, что в группе детей, обучавшихся письму перьевой ручкой, наблюдалось более значимое улучшение зрительно-ручной координации, чем у детей, писавших шариковыми ручками (соответственно с 50 до 70 и с 45 до 50 %; р<0,05).

Таким образом, процесс овладения навыками письма посредством перьевой ручки способствует совершенствованию зрительно-ручной координации и тем самым экономизации энергетических затрат и снижению уровня общей напря женности организма во время трудового процесса.

Это обстоятельство не могло не сказаться на развитии функциональных систем организма. Так, у детей, писавших пером, наблюдалась устойчивая тенденции к более полной реализации потенциальных возможностей зрения. Например, острота зрения за это время у них возросла до 1,3 усл. ед., в то время как у детей, писавших шариковой ручкой, — до 1,1 усл. ед. (при однаковых исходных значениях 1 усл. ед.).

Если попросить ребёнка, не владеющего техникой письма, провести штриховую линию, то она представит собой ряд чередующихся штрихов с сильным и слабым нажимом. Этот факт свидетельствует, что в основе формирования произвольных графических движений лежит эндогенный микродвигательный ритм. Письмо же перьевой ручкой, включающее ритмическое чередование усилий и расслаблений, как раз наиболее полно отвечает его природе, эффективно способствует формированию произвольных тонкокоординированных движений. Не случайно на определенном этапе развития культуры письма, народ использовал гусиное перо как инструмент, наиболее чувствительный к усилию (нажиму). Затем под влиянием научно-технического прогресса гусиное перо было заменено на металлическое, которое, однако, обладало еще достаточной чувствительностью к движению человеческой руки. Дальнейшее техническое совершенствование пишущего инструмента продолжало вступать во все большее противоречие с физиологией. И наконец, «венец» прогресса — шариковая ручка, требующая постоянных мышечных и психических усилий (безотрывное письмо). Неслучайно Н. Н. Куинджи [2] при изучении вопросов нормирования продолжительности безотрывного письма с учетом механизма утомления школьников пришёл к выводу, что длительность непрерывного письма в начале урока должна составлять примерно 3 мин, в середине — 2 мин и в конце урока 1 мин. В реальных же условиях школьники, как известно, пишут иногда часами.

Каков же выход из создавшейся ситуации? Ведь нереально сегодня ставить вопрос об отмене шариковой ручки так, как в свое время волевым решением была отменена перьевая. Компромисс же может заключаться в следующем: перьевую ручку целесообразно использовать в детских комбинатах для овладения начальными навыками письма, т. е. на этапе формирования зрительно-ручного двигательного стереотипа. Сформированный с помощью перьевой ручки ритмичный характер тонкокоординированных движений явится в последующем основой для всей графической деятельности школьников, в частности при переходе их на письмо шариковой ручкой.

 

Литература

1. Базарный В. Ф. / Бюл. СО АМН СССР — 1986 — № 4 — С. 94—101.

2. Куинджи Н. Н. / Гиг. и сан. — 1973 — № 5 — С. 34—38.

3. Шанько А. Ф. / Начальная школа — 1982 — № 6 — С. 20.

 

Поступила 28.06.88

 

Подготовлено для «Центра Распространения и Внедрения Здоровьесберегающих технологий»

www.zst-center.ru

Читайте также

Физическая культура в контексте теории культуры

Культура Образования
37 лет назад

Трагические последствия одной реформы

Культура Образования
2 года назад

Программа средней школы полностью ориентирована на «девочковое» мышление

Культура Образования
4 года назад
Exit mobile version