Культура Образования
Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Образовательная культура

Зеленые люди – угроза цивилизации

В Иванове, на фабрике по пошиву мужских костюмов «Айвенго», нобелевский лауреат Жорес Алферов заказал фрак для торжественной церемонии вручения премии.

В Иванове, в середине декабря 2000 года, прошел «Первый форум школ, содействующих здоровью». Владимира Базарного, доктора медицинских наук, руководителя научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравохранительных проблем образования, что в Сергиевом Посаде Московской области, на форум не пригласили.

Все же Владимиру Базарному придется отправиться в Иваново. Чтобы продолжить традиции, заложенные Жоресом Алферовым. Отечественных производителей фраков для Нобелевской церемонии надо поддерживать…

Конечно, шведский комитет по присуждению премий может и «просмотреть» Базарного — не динамитом же он занимается, не полупроводниками и не лазером, а детским здоровьем. Да и премия невелика — призовой фонд теннисного турнира. Признание учителей, родителей большего стоит. В Иванове ко мне подошла Людмила Галямова, зам начальника отдела образования г. Ковдора Мурманской области:

— Я десять лет, будучи директором 2-й школы, работала «по Базарному». В Красноярск, где он тогда жил, слетала на семинар, посмотрела, переняла. И дети у нас намного здоровее, чем в окрестных школах. Даже сейчас, когда проблемы с питанием, с финансированием. А как изменились, раскрепостились учителя! Ведь с их плеч падает огромный груз принуждения и понуждения!

— В областном управлении образования знают о вашем опыте?

— Конечно. Они нас всячески поддерживают. Потому что есть результат! А здесь, на форуме, я слышу только констатации. Конкретных предложений, методик не обнародовано. О Базарном сказали: это гипотезы, ничего не проверено… Извините, уж если Базарный не ученый — то кто тогда здесь ученый?! Вы приезжаете к нам, посмотрите!

Четыре года назад Базарный также настаивал, говорил мне: «Поезжайте в Республику Коми, посмотрите на результат!» Наша газета вскоре написала об эксперименте в Коми, об отношении к нему родителей, педагогов, чиновников, привела данные научных исследований. Теперь в республике почти пятьсот школ и детских садов работают, используя элементы методики Базарного. Ну, казалось бы, проверяй — не хочу! Но лично мне неизвестны случаи, чтобы чиновники Минобразования РФ посетили Республику Коми и как-то оценили происходящее. Вот вам и «выстраивание вертикали»!

Ну, хорошо, допустим, в Коми далеко ехать. Но ведь и в Москве есть школа, не первый год работающая «по Базарному». И не просто школа, а школа-лаборатория № 760 Московского комитета образования (директор Владимир Гармаш). Уж в нее-то можно дойти! Удивительно, но и представителей этого учебного заведения, где ведется исследовательская работа, где накоплен громадный опыт, где в содружестве работают ученые, педагоги, психологи, медики на Ивановском форуме я не обнаружила…

И все же перелом в общественном сознании наступил. Именно этот перелом позволяет назвать Владимира Базарного «Человеком года». Впервые в истории отечественного образования в Ставропольском крае был объявлен открытый конкурс на внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Победили не представители валеологии, обещающие «горы золотые», не лоббисты пресловутых «Школ здоровья», которые без этих гор и жизни себе не представляют, победил — Владимир Базарный. А состоявшееся вскоре краевое родительское собрание эту победу закрепило полной общественной поддержкой. О ставропольском опыте одобрительно высказался на форуме в Иванове представитель Минобразования РФ Дмитрий Шилов. Правда, о том, что родители поддержали Владимира Базарного, он скромно умолчал. Зачем же делать Базарному рекламу?! И потом, что можно почерпнуть из командировки в Сергиев Посад?! Дмитрий Степанович восхищался Колином Ярхам, директором международной негосударственной организации «Health Education International» (Австралия), с которым он познакомился, будучи в командировке в Соединенных Штатах. И действительно, выступление Яхрам было самым эмоциональным на Ивановском форуме. Кроме пресловутой констатации, на которую справедливо указала Людмила Галямова, в его речи прозвучали два «волшебных» слова: комплексный подход. Австралиец пообещал помочь России составить такую программу. Разумеется, не безвозмездно…

О комплексном подходе мы говорим с Владимиром Базарным в его лаборатории в Сергиевом Посаде. Не будем указывать на бедность обстановки и оснащения — этим у нас никого не удивишь и не проймешь. Иностранцы, кстати, взялись было «перекупить» у Базарного его запатентованные изобретения. Он отказался: «Мои открытия принадлежат России…»

Наш разговор начинается издалека. Базарный горячится:

— О чем, собственно, мы ведем речь? Человек, как вид жизни состоялся в условиях жесточайшей борьбы, в том числе с микробно-вирусным окружением. Только нейтрализуя и делая его нашим естественным спутником, оформляя мощный иммуно-защитный щит, мы выжили.

С другой стороны, человек, как духовное творение, состоялся при абсолютном приоритете нравственных законов в отношениях с себе подобными. Но мы, как род разумных существ, состоялись не с помощью «плюрализма» и вечных педэкспериментов над детьми. Наш вид состоялся благодаря накоплению и сохранению в поколениях специфического чувственно-моторного опыта, специфической видовой информации, т.е. благодаря психобиологическому «консерватизму». Но как же мы небрежно распорядились со всем этим бесценным кладом! Мы полностью дезорганизовали и разрушили то, на чем, собственно говоря, и держится жизнеспособность и история вида — механизм передачи информационного видового потенциала.

Посмотрите, что с нами произошло лишь за одно столетие! И наиболее показательно эти процессы просматриваются на призывниках, которые регулярно осматриваются специальными комиссиями. При этом нужно учесть, что требования к психическому и физическому развитию призывника были раньше намного выше. Теперь же с каждым поколением расширяется круг недугов, с которыми берут в армию.

— Действительно, в конце ХIХ века из 100 молодых людей непригодными для службы признавались два-три человека. И то речь шла не о хронических заболеваниях, а о случайных травмах, врожденных пороках и т.д. В 30-ые годы эта цифра непригодных к службе составляла уже около 10%. В середине века — в пределах 20-30%. Сегодня среди выпускников школ здоровые парни составляют 2-3%…

— Дело не только в физических недугах, но и в психических! В конце 80-х годов распространенность психических нарушений у призывников достигла критического для духовного выживания народа уровня — 45%! При переходе рубежа — 50% — начинается уже самопроизвольная цепная реакция духовного распада. А сегодня эта цифра достигла 70-80%!

Однако к самому страшному мы только подошли. В частности, мы проанализировали состояние здоровья тех, кто в конце ХХ века пошел в 1 класс. Дети проживали в самых разных регионах страны. 90-95% детей — с хроническими заболеваниями. А если учесть, что за время обучения они непременно приобретут еще по 6-8 сугубо школьных недугов, то нетрудно представить, что впереди нас ждет только пропасть, черная дыра!

Сегодня заговорили не только о всеобщем нездоровье детей, но и о демографической катастрофе. В 2000 году все наши школы выпустили 2100000 молодых людей, а в первые классы поступило лишь 1300 000. Что делать? Политики, да и многие медики, надеются, что проблему можно решить экономическими средствами. Но не учитывается одно «незначительное» обстоятельство: полноценного здорового ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди! Если же они «хроники», то ребенок уже ни при каких условиях, ни при каком уровне развития медицины не родится здоровым. Это закон. Медики в этих условиях весьма «успешно» решают демографическую проблему. Они всеми доступными средствами спасают почти всех младенцев. Спасают тех, кого сразу же отправляют в реабилитационные отделения. И скоро настанет время, когда ничтожно малая часть подрастающего дееспособного поколения уже ни при каких экономических условиях не прокормит армию больных и немощных.

— Но как же так получилось?

— Понимаете, дело в том, что медицина сложилась как наука и практика по ситуативному случаю заболевания. А вот науки, которая бы отслеживала, изучала и корректировала те процессы, которые возникают, укореняются и проявляют свою разрушительную нарастающую силу только в цепи сменяющих друг друга поколений, у нас нет. А ведь эти процессы — эволюционно значимые.

То, что вегетативная жизнь человека протекает по общим для животной и даже растительной жизни законам подметили еще в древности. А теперь вопрос: что же наиболее глубинно роднит деревья, животную жизнь и человека? Я долго размышлял на эту тему и пришел к выводу: нас роднит механизм передачи накопленной видовой информации в поколениях. А это полнота и качество семени, жизнестойкость первых всходов.

Но анализ имеющихся мировых и отечественных данных показывает, что год от года мы имеем неумолимо нарастающую трагедию: угасание качества и эффективность детородного семени, причем как у юношей, так и у девушек, угасание жизнеспособности младенцев, а в итоге и народа в целом.

Качество детородного семени — это тот краеугольный камень, на котором держится вся животная жизнь. Прежде всего этим феноменом (но далеко не только им) мы и объясняем почему у нас в конце ХХ столетия не только исчезли в роддомах полноценные здоровые младенцы, но уже на каждую тысячу из них у 800- 900 — те или иные врожденные дефекты. Мы уже переступили черту, за которой возможно полноценное здоровое деторождение. И медицина здесь бессильна что-либо изменить.

Представьте: перед вами незрелое зеленое яблоко, виноград, незрелое зерно пшеницы. А теперь посейте незрелое зеленое семя в землю и посмотрите: какие всходы мы получим? Правильно: нежизнеспособные, больные, а в итоге — отмирающие. И здесь любая лечебно-коррекционная «агрокультура» бессильна! А ведь в этом семени хромосомный аппарат не поврежден!

С чем мы имеем дело? Оказалось, что при смене поколений происходит сброс генетической информации от телесно-стволовой системы на вновь зарождающие половые клетки. И здесь действует неумолимый закон: только при достижении определенного порога телесно-стволовой зрелости, зрелости всей клеточной массы раскрывается весь энерго-информационный потенциал видовой жизни. И только зрелая телесно-стволовая система (сома) способна отпочковывать полноценную половую клетку (семя) и передавать ей полноту меры информационно-генетического потенциала.

— А что по этому поводу говорит нам классическая генетика?

— К сожалению, Вейсман-Моргановская генетическая модель из эстафеты сменяющих друг друга поколений вообще устраняла сому. Получается, что генофонд передает свои потенциалы независимо от механизма раскрепощения его в соме. Заметим, что в нашей стране и прежде пытались оспорить эту модель. Но это уже тема для другого разговора… А пока нами установлено: базовой биогенетической категорией для передачи полноты видовых потенциалов в поколениях является категория полноты раскрытия информационных ресурсов в телесном оформлении. Это есть категория системной зрелости организма. И только с этих позиций и можно понять значение социального заказа общества перед образованием. «Аттестат зрелости» выпускника школы. А зрелой бывает только личность в триединстве нравственных, психических и физических характеристик.

— Это к вопросу о комплексном подходе…

— Разумеется. А теперь обратимся к базисному учебному плану, к одному из главных школьных документов, и попытаемся отыскать в нем хотя бы один показатель зрелости! Ничего подобного там уже давно нет. И это не просто «опечатка». Это отсутствие ключевого алгоритма политики, отсутствие ориентирующего механизма на конечный результат труда, отсутствие долгосрочной нацеленности на воспроизводство человека. И я вам задаю вопрос: что значит формировать поколения вне нацеленности на их зрелость?

— Мне кажется, это значит, что люди начинают жить вне ответственности, вне размышлений о смысле бытия, вне готовности иметь семью, заботиться о детях…

— Совершенно верно. Проведенные под нашим руководством осмотры выпускников школ, проживающих в Московской области, Ярославле, Республике Коми, Красноярском крае и других показали, что около 90-95% девушек и юношей имеют признаки телесного и духовного инфантилизма.

— То есть отсталость развития, характеризующуюся сохранением у взрослого физических или психических черт ребенка…

— Если сказать точнее, даже не отсталость, а незрелость. Незрелость выпускников школ — это системное телесное, духовное недоразвитие. Это не раскрывшиеся, а в итоге усеченные и навсегда сошедшие с арены жизни для всех последующих поколений информационно-генетические программы видовой жизни. Это возрастающее в поколениях заполнение шкалы духовных ценностей инфантильными рефлекторно-инстинктивными программами животной жизни. Это гнетущий и парализующий волю инфантильный страх и, как следствие, немотивированные, затемняющие разум приступы агрессии, злобы и безумия. Это заполнение чувств и смыслов малозначимыми мелочами и частностями, доминирующими над целостным и высоким мировоззрением. В итоге это деформированное мироотображение, деформированное духовно-психическое воззрение на жизнь.

Инфантильность выпускников школ — это слабость волевой сферы, а в итоге — невозможность устоять в пубертатном и последующих периодах против натиска половых гормонов и животных инстинктов с тяжелейшими последствиями на нравственную и психическую сферу, на детородное здоровье, на здоровье нового поколения. Инфантильность молодых людей — это стирание иммунозащитной генетической памяти, а в итоге — вторичные иммунодефециты и глубокая иммунологическая незащищенность и «оголенность» от мириад живущих в нас и рядом с нами вирусов и микробов, которая достигла уже практически 95-100%.

Это физическая незрелость и, как следствие, функциональные срывы и поломы при первых серьезных испытаниях и физических нагрузках. Это постоянные нервно — психические срывы и помутнения сознания (сначала при экстремальных, а затем и при обычных раздражителях).

Это потенциальные насильники, убийцы и самоубийцы.

Незрелость выпускников школ- это дезорганизация и хаос в гормонально — генетической пололичностной дифференциации. Это скрытый и явный гермафродитизм. Это дезорганизация пололичностных ощущений, ассоциации, мыслей, а в итоге психики. Это в конечном счете угасание способности зачать, выносить, вскормить грудным молоком и воспитать ребенка.

Мы все вместе постепенно и неумолимо погружаемся в полосу нарастающих техногенных, а точнее «человекогенных» катастроф. Последнее связано с тем, что на предприятия, производство и транспорт идут молодые люди с несформированной нервно-психической, эмоционально-волевой, чувственно-реактивной сферами на фоне глубокой инфантильности духовной и нравственной сфер, на фоне рудиментарной самодисциплины и ответственности за данную нам свободную волю…

— Добавлю к вашим словам следующее: на форуме в Иванове выступила с сообщением Елена Тетенова, научный сотрудник НИИ Наркологии Минзрава РФ. Она исследовала группу подростков-наркоманов с героиновой зависимостью. В ста процентов случаях Тетенова отметила наличие у наркоманов такого качества, как инфантилизм…

— Да, вся, вся эта трагедия разворачивается на наших глазах. Разворачивается на улицах, скверах, подъездах. Разворачивается в наших квартирах и семьях. Разворачивается в армии и гражданской жизни. Неужели еще кому-нибудь не понятно: на наших глазах неумолимо нарастает психическая катастрофа, сопровождаемая убийствами и самоубийствами.

И с какой бы стороны мы ни подходили этой трагедии — она закономерный итог подмены целей и задач школы. Вместо целенаправленного кропотливого и ежедневного оформления нравственной, психической и физической зрелости — информационно-инструктивное программирование. Такая трагедия — закономерный итог строительства отечественной школы, всего учебно-воспитательного процесса без опоры на собственный чувственный и телесно — моторный опыт.

В нас долго и упорно «вдалбливали» ложный алгоритм — здоровье есть следствие ситуативной текущей жизни: питания, денег, экономики. А наши исследования убеждают в обратном. Здоровье — это итог постоянной чувственной моторной и творческой активности. Итог развития человека в свете и силе творческого вдохновения, творческого воображения. Это оформление человека в силе духа, мужестве, воли, уверенности (веры), чувстве собственного достоинства. Это искренность и нравственность. Это любовь. И, наоборот, безволие, малодушие, страх, неуверенность, подавленность, усталость, уныние, отчаяние, эгоизм, злоба, обида, зависть, лень противоречат закону свободы чувств и духа, законам сущего и оборачиваются угасанием энергии духа, нервной и физической немощью. И только после всего этого здоровье — категория материальная…

Источник: «Учительская газета », № 1, 2001.

Другие статьи, рассказы, эссе Лидии Сычёвой читайте здесь

Читайте также

Зрение у детей в различных климатических зонах

Культура Образования
2 года назад

Система образования — как основной фактор социального антропогенеза

Культура Образования
4 года назад

Деятельность профессора Базарного в НИИ Медицинских проблем севера АМН СССР

Культура Образования
4 года назад
Exit mobile version