Уважаемый Сергей Сергеевич!
Поддерживаем Вашу инициативу услышать мнение широкой педагогической и родительской общественности и надеемся, что эта связь даст здоровый импульс для принципиального оздоровления системы образования.
В качестве первых шагов такого оздоровления ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей предлагает:
1. Прекратить разговоры об абстрактном здоровом образе жизни и перейти к практической реализации поручения Президента РФ Путина В.В. изложенной в рамках введённой его Указам от 1 июня 2012 годка № 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» «о распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4). Эта задача до сих пор не выполнена.
Современный образ жизни для новых поколений (как совокупность поведенческих привычек) закладывается, прежде всего, в дошкольных образовательных организациях и в школе, в которых практически все дети организованы и где они проводят большую часть жизни. При этом, согласно официальным данным, вместо формирования здоровой развитой личности современная система образования, в дошкольных образовательных учреждениях деградирует психическое здоровье в 20%, а после первого класса — уже в 60-70% (методическое письмо министерства образования — просвещения №220/11-12 от 22.02.1999 г). Согласно же официальным данным головных НИИ, к старшим классам уже у 80% молодых людей явные психические расстройства. О букетах других патологий говорить нет смысла, если «крыша в пути». И весь тот социальный хаос – это следствия слома целостного сознания современной системой образования.
Обращаем Ваше внимание, что в Советском Союзе ещё в 80-х года прошлого века после многолетних научных исследований под руководством д.м.н., профессора В.Ф. Базарного решение проблемы здорового развития ребёнка в процессе учебной деятельности предложил Красноярский НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР.
Разработанные на основе учебной эргономики здоровьеразвивающие (здоровьесберегающие) технологии обучения были утверждены Минздравом России и Роспотребнадзором.
Как показывает многолетний опыт, применение в образовательном процессе данных технологий (при научном сопровождении профессора В.Ф. Базарного) значительно повышает психическую устойчивость, жизненные силы детей, в т. ч. иммунитет. Как минимум в три раза уменьшает обусловленные школой патологии.
2. Предлагаем начать привлечение в школу мужчин. В российском образовании за последние полвека происходило вымывание педагогов-мужчин. Сегодня доля мужчин в учительском корпусе страны составляет всего лишь 7-10%. Это есть не что иное, как скрытая дискриминация развития мальчиков по мужской стратегии. Это говорит о серьёзнейшем системном сбое работы сферы образования, требующем принятия решений для выправления такой огромной диспропорции на государственном уровне. Нужна политика привлечения мужчин в школы. Нужна такая политика создания баланса в образовательных учреждениях из мужчин и женщин, какая практикуется, например, в Японии (примерно по 50% тех и других).
Кроме этого, сегодня мальчиков и девочек смешивают в общие группы и классы по календарному возрасту. При этом мальчики на несколько лет менее зрелы, в том числе по критериям школьной зрелости. К настоящему времени во многих сотнях дошкольных образовательных учреждений и школ РФ отработан предложенный проф. Базарным В.Ф. простой прием решения данной проблемы – это разведение мальчиков и девочек в параллельные классы. На этот счёт проведены российские и международные конференции. Опубликованы сборники о положительных результатах такого подхода.
Пионером такого параллельного образования мальчиков и девочек движения стал лицей № 103 «Гармония» в г. Железногорске Красноярского края (около 30% учителя-мужчины), директор Е.Н. Дубровская. У неё только план привлечения мужчин в систему образования составляет более 70 позиций. В кабинете чиновника или учёного РАО этого наработать невозможно, такое по силу ищущему учителю-директору (людям, работающим «на земле»).
3. Ввести в критерии аттестации образовательных учреждений, а так же руководителей органов управления образованием всех уровней и глав регионов, результаты и динамику в учебном процессе телесного, творческого и психического развития, а так же здоровья воспитанников и обучающихся.
4. Для разработки программ, нормативных документов, особенно касающихся организации образовательного процесса и оценки результатов образовательной деятельности, необходимо привлекать авторитетных учителей и руководителей образовательных организаций, людей «земли», знающих в силу своей деятельности об учительском труде много больше управленцев и научных работников, и, главное, которым предстоит все эти программы и нормативы претворять в жизнь
5. Ликвидировать вопиющее неравенство в оплате труда учителя. Так, например, в Москве учитель и директор образовательной организации получает в 4-10 раз больше, нежели в других регионах страны. А труд то вкладывают одинаковый! Следует подтягивать оплату труда учителя за МКАД к московским показателям.
6. Убрать бюрократический прессинг на образовательные учреждения, а также формальные Всероссийские проверочные работы (ВПР), от которых просто стонут и дети и педагоги (они удобны лишь бюрократам в качестве отчёта о своей «многогранной деятельности» на ниве народного просвещения) что предоставит учителю возможность все силы отдавать детям.
7. Неукоснительно исполнить ст. 28 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требующую, что бы все используемые в учебном процессе «программы, методики и режимы воспитания и обучения, имели санитарно-эпидемиологическое заключение, а использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществлялись при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям».
Берчун Валерий Валентинович
Заместитель Председателя ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей»