Культура Образования
Здоровьесберегающие технологии, Наука, Общее, Факторы среды

Работы учеников Базарного: влияние среды на остроту зрения

Влияние средовых условий на состояние остроты зрения и распространенность нарушений рефракции и аккомодации у некоторых групп коренного населения Восточной Сибири

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

ВЕНСЛОВЕНЕ НИНА ИВАНОВНА

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Научные руководители:

Цель работы:
Изучить влияние средовых условий на состояние остроты зрения и распространенность нарушений рефракции и аккомодации у населе­ния некоторых этнических групп Восточной Сибири.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. У детей сельского населения некоторых этнических групп Вос­точной Сибири в дошкольном периоде отмечается значительный при­рост высоких показателей остроты зрения (1,0 и выше). В школьные годы (10-14 лет) их прирост существенно ниже. В подростковом пери­оде (15-17 лет) выявляется снижение показателей высокой остроты зрения.
2. Режим ближнего зрения, высокая элементная насыщенность учебных текстов, традиционные технологии обучения детей малочислен­ных народностей Севера с преобладанием вербальной информации спо­собствуют напряжению зрительного восприятия.
3. У обследованного населения некоторых этнических групп восточной Сибири показатели остроты зрения 1,0 и выше и распространенность миопической рефракции зависят от степени грамотности, характера труда, возрастных, половых, этнических и климатических раз­личий.

Научная новизна
1. Впервые вскрыта важная роль пространства в обеспечении эффективности восприятия и переработки зрительной информации.
2. Впервые показано отрицательное влияние высокой информационной насыщенности текстового поля на зрительно-рабочую дистанцию.
3. Впервые показано явное преобладание образного восприятия над вербальным у детей коренных народностей Севера.
4. Получены новые данные о состоянии остроты зрения у малочисленных коренных народностей северных (эвенки, якуты) и южных (хакасы) регионов Восточной Сибири и у населения европейских национальностей (русские, белорусы, украинцы, немцы), проживающих в этих же регионах с выделением показателей остроты зрения в пределах выше 1,0.
5. Получены новые данные о характере, структуре и распростра­нённости нарушений рефракции и аккомодации у жителей отдаленных сельских населенных пунктов Эвенкии. САХА-Якутки. Хакасии и южных районов Красноярского края (Краснотуранский район).
6. Установлено, что степень образования и характер труда ока­зывают существенное влияние на развитие высоких градаций остроты зрения и состояние рефракции.
7. При анализе показателей остроты зрения и миопической рефракции у изучаемых групп населения выявлена их зависимость от этнических особенностей популяции.

Практическая значимость работы
1. Получены данные о состоянии остроты зрения и распространённости нарушения рефракции и аккомодации у эвенков, якутов, xaкасов и европейского населения, проживающих в отдаленных населенных
пунктах сельского типа на Севере и Юге Восточной Сибири (Эвенкия, САХА-Якутия, Хакасия, Краснотуранский район на юге Красноярского края).
2. Результаты исследования могут быть использованы для разра­ботки региональных стандартов остроты зрения и, возможно, помогут в планировании профилактических мероприятий в данных регионах.
3. Выявленные факты крайне неблагоприятного влияния высокой элементной плотности текстового поля на позу ребенка во время зри­тельной работы, роли пространства в обеспечении эффективности восприятия и переработки зрительной информации, преобладания образно­го восприятия над вербальным у детей коренных народностей Севера позволяет предложить меры профилактики нарушений со стороны зрите­льного анализатора во время обучения.
4. Выявлено, что для профилактики зрительных расстройств в ре­зультате обучения целесообразно создание новых школьных программ учебников и учебных пособий.
5. Разработаны:
— этно-адаптированная таблица для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста коренных народностей Севера,
— способ оценки продуктивности зрительной работы в режиме ближнего и дальнего, зрения,
— методика сравнительной оценки эффективности вербального и образного восприятия,
— способ оценки моторного, психогенного и вегетативного напряжения при работе с текстами разной плотности расположения знаков.

Фото: Талнах, НИИ МПС СО АМН СССР, 1987 г.

Выводы
1. У детей некоторых этнических групп коренного населения Восточной Сибири в дошкольном периоде отмечается значительные прирост высоких показателей остроты зрения. В возрасте 10-14 лет их прирост существенно ниже. В подростковом же периоде (15-17 лет) выявляется снижение высоких показателей остроты зрения, которые становятся ниже, чем в группе детей 6-9 лет.
2. Режим ближнего зрения, высокая элементная насыщенность тек­стов. традиционные технологии обучения детей малочисленных корен­ных народностей Севера, с преобладанием вербальной информации способствуют поддержанию напряжения зрительного восприятия.
3. У взрослых лиц коренного населения некоторых этнических групп Восточное Сибири, имеющих высокий уровень образования и занимающихся трудом, связанным с систематическим напряжением ближнего зрения, острота зрения 1,0 и выше встречается более чем в 2 ра­за реке по сравнению с группой малограмотных лиц, труд которых не связан с напряжением ближнего зрения (соответственно 16,0±1,6% и 42,0+1,8%).

У мужчин обследованных контингентов показатели остроты зрения в пределах нормы вдвое выше, чем у женщин (соответственно 40,6+1,52 И 20.4+1,12).

У населения северных районов показатели остроты зрения 1,0 и. выше существенно (Р<0,001) ниже, чем у жителей Юга (соответствен­ но 27.6±1.12 И 35.9±2.0Х).

Европейское население имеет более высокие показатели остроты зрения 1.0 и выше, чем малочисленное коренное население (соответственно 43,7+1,92 и 23.7+1,02). Наиболее низкие показатели остроты зрения 1,0 и выше выявлены у эвенкийского населения (18,4±1,5%).

4. Миопическая рефракция у лиц со средним и высший образованием. труд которых сопровождается напряжением ближнего зрения встре­чается более чей в 4 раза чаще, чем у малограмотных, работа кото­рых не связана с напряжением ближнего зрения (соответственно 63,0+2.2% и 14,4±1.3%). У женщин данный показатель вдвое выше, чем у мужчин (соответственно 47,82 и 24,52). У малочисленного коренного населения миопическая рефракция встречается вдвое чаще, чем у европейского ( соответственно 43,8+l,2% и 21,5+1,6%). В северных районах эта аномалия рефракции выявляется чаще по сравнению с ихними (соответственно 42,67, ] 19.5%).
5. В близких этногенетических популяциях обследованного населения (хакасы и якуты, европеоиды на Севере к на Юге) показатели остроты зрения в пределах 1,0 и выше мало различаются несмотря на резко контрастные условия их проживания. В то же время, количество лиц с миопией среди европеоидов, живущих на Севере и на Юге, а также у якутов и xaкасов разное, несмотря на этногенетическую близость этих популяций. Это указывает на то, что на остроту зрения большее влияние оказывает этнические особенности, а на распространённость миопии — средовые особенности.
6. Предложенная нами этно-адаптированная таблица для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста малочисленных коренных народностей Севера повышает достоверность результатов и следования, облегчает и ускоряет процесс офтальмологического обследования за счет предъявления им рисунков знакомых предмете встречающихся в повседневной жизни.

Венсловене Н.И. - Влияние средовых факторов на зрение - 1992

 

Поддержите работу Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного:

Сбор народных средств на создание центра здорового образования им. В.Ф. Базарного

 

Читайте также

Сидячий образ жизни удваивает риск преждевременной смерти

Культура Образования
2 года назад

Технологии Базарного в лицее Эврика (видео)

Культура Образования
2 года назад

Видеоэкология: я с детства угол рисовал

Культура Образования
2 года назад
Exit mobile version