В своё время романтики – фантасты эпохи Просвещения мечтали о том, каким станет в итоге образ человека в связи с переходом цивилизации на сидячий, так называемый умственный образ организации учебной, трудовой и культурной жизни. При этом многие себя видели в будущем своеобразным «головастиком» с маленькими атрофированными ручками и ножками, но зато с огромной (понимай, как особо умной) головой.
Фантазии оказались фантазиями. На самом деле ситуация оказалась слишком драматической: природа ограниченной жизни уже сурово карает нас за подрыв телесно-моторной основы строительства духа психического. Карает неумолимо и трагически для будущего всей цивилизации.
За грамоту мир взрослых стал расплачиваться физическим и психическим здоровьем: болезненная бледность, согбенная спина, пенсне на носу, изнуряющие головные боли, страхи, психоневрастения, а нередко и чахотка – давно стали непременной атрибутикой образованных. И как только всеобуч «шагнул» в мир детства – сразу же: хроническая болезненность, неврастения, школьная близорукость, сколиозы и многое другое.
Вскоре в набат стали бить медики, да и сами педагоги. Так Г. Песталоцци еще в 1805 году оповестил мир, что при традиционно сложившихся книжных формах обучения происходит неприятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. Видный специалист в области здоровья доктор Ламанн самочувствие детей в школах описал следующим образом. «Один при такой работе получает неврастеническую головную боль, которая делает его полным «идиотом», неспособным к работе, у другого начинается нервное расстройство пищеварения… Насколько неправильная система воспитания расшатывает у детей нервную систему можно видеть на постоянно увеличивающемся числе самоубийств в школьном возрасте. Позор нам, извратившим натуру детей настолько, что они устают жить!»
Дорогой читатель! Задумайся: ведь эта трагедия разразилась уже тогда, когда дети и мать пили экологически чистую воду, дышали экологически чистым воздухом. Во времена, когда дети рождались от здоровых родителей нормальными родами, когда они до 2-3 лет «тянули» материнскую грудь. Когда воспитание было в оберегающем мать и дитя христианском духе. Когда не было «сенсопатологического» и психозомбирующего телевидения. Когда в школах еще была гигиена, в том числе щадящие информационные нагрузки.
К сожалению, наука по-настоящему так и не распознала главных «возбудителей» развернувшейся и возрастающей от поколения к поколению эпидемии школьного нездоровья, которая к концу ХХ столетия приняла характер настоящей пандемии. И если бы здесь речь шла только о здоровье как медицинской проблеме! Те разрушительные процессы, которые исходили из традиционного образа устройства школьной жизни стали носить биогенетически накопительный характер, исподволь от поколения к поколению, «разъедая» живительную ткань телесно-моторной и, как следствие, духовно-психической конституции. Обвально же разрушительный характер их пришелся на вторую половину ХХ столетия.
И то, что было открыто исследователями в начале 50-х годов, оказалось запредельным для психики тех, кто хоть немного почувствовал о чем, собственно говоря, идет речь.
Дело в том, что анализируя качество воображения у детей (ядро человеческой психики), рядом исследователей было обнаружено, что данная функция оказалась в состоянии угасания и распада. Это позволило таким авторитетным ученым, как Мадлен Вельц Пагано, Луи Машар, профессор Иттен и другим на международных конференциях, симпозиумах и совещаниях заявлять о начавшемся процессе «обесчеловечивания», «расчеловечивания» и «искажения образа человеческого» в современной культуре. Но несмотря на неоднократные обращения участников научных форумов к правительствам, они так и остались гласом вопиющего в пустыне. Отечественные лидеры психологической науки оценили данное явление в современной культуре как кризис буржуазной этики. А зарубежные ученые расценили его как неизбежную расплату за научно-технический прогресс, против которого, как известно, не пойдешь. К концу же ХХ столетия в набат трагедии, которая разразилась с телесно-моторной и психической конституцией подрастающих поколений, бьет многочисленная научная и общественная печать: «80% шестилетних школьников систематически жалуются на утомление и головные боли» ( Г. Сердюковская)
«Раннее обучение детей на информационно-вербальной основе ведет к «шизоидной интоксикации», к формированию шизоидной конституции» ( В. Гарбузов)
«Призыв 1989 года показал: в армию пришли 45% людей с надорванной психикой…» ( В. Смирнов, главный психиатр Министерства обороны).
«По данным ленинградских ученых 99,7% всех подростков ежегодно заканчивающих школу, страдают теми или иными заболеваниями. И весь этот разбой начинается не с политической и экономической нестабильности, а только… с первого класса» ( Здоровье, №11,1991)
Наиболее образно ситуацию, происходящую с детьми в школах выразил Р.И. Айзман : «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». И вся эта трагедия развернулась в политическое и экономическое самое стабильное время – еще в 80-е годы?! Господи! Какое же нужно взрастить людям в себе великое равнодушие и бессердечность, чтобы не остановить до сих пор этот человекоубийственный школьный конвейер!
Здесь отметим лишь главное. Установлено, что логика строительства фундамента учебно-познавательного процесса построена на антилогике по отношению к природосообразным законам жизнедеятельности ребенка.
Установлено, что практически вся традиционная конструкция школьной жизни сориентирована на подавление и закрепощение той фундаментальной нейродинамической основы, из которой берет свои истоки вся телесно-моторная и психическая жизнь ребенка.
Дополнительными факторами, усугубляющими состояние психомоторной сферы детей, оказались такие проведенные в рамках всей современной культуры школьные реформы, как замена художественно-пластического и импульсно-нажимного письма старой перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой, ростомерной мебели на одномерную, парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной, электороламповой освещенности на мелькающее люминесцентное и т.д. Продолжает набирать свою деструктивную силу раннее электронно-лучевое, «метало-звуковое» и мерцающее-световое облучение детей.
Одним из внешних проявлений отмеченной системной напряженности ребенка является патологическая мышечная скованность, сопровождающаяся недопустимо низким склонением детей в процессе письма. Установлено, что в современной школе до 90% детей начальных классов пребывают в данной моторно-напряженной аномально-согбенной позе.
Установлено также, что именно такая психомоторная аномалия является той первичной основой, из которой возрастают болезни напряжения не только школьного периода, но и так называемые болезни цивилизации (сердца, зрения, позвоночника, нервной и психической сферы).
Систематическое пребывание детей в состоянии сенсорного нейровегатативного и психомоторного напряжения обусловило формирование патопсихологической конституции, для которой характерными признаками является сочетание патопсихомоторной скованности (зажатости) с гиперкинетической судорожной психомоторикой. На уровне различных систем и органов организма этот синдром проявляется самой разнообразной патопсихомоторной симптоматикой (различные гиперкинезы, тики, косоглазие, патологические контрактуры, спазмы аккомадационно-конвергентной системы, разнообразные нарушения речи, ручной произвольной моторики и т.д.)
Необходимо особо подчеркнуть, что отмеченные процессы уже приняли характер во многом необратимой видовой биогенетической эпидемии, далеко вышедшей за сферы возможностей медицины.
Для радикальной остановки данного обвала была разработана программа реорганизации классического фундамента построения учебно-познавательного процесса, программа реорганизации традиционной классно-урочной системы обучения. Данная программа разработана на основе научной теории «Сенсорной и психомоторной свободы раскрепощения духовно-психических, нравственных и телесно-моторных потенциалов ребенка». Она включает конкретные технологии и технические средства их реализации, защищенные 33-мя патентами РФ.
Необходимо особо подчеркнуть, что разработанные технологии не входят в традиционную сферу педагогического мастерства. Педагогическое мастерство – это искусство, интуиция и здравый смысл, которые, кстати, тиражированию не подлежат. Разработанные технологии затрагивают психомоторную основу раскрепощения физических и психических потенциалов ребенка в учебно-познавательном процессе. Их нельзя внедрять на энтузиазме и «конспектно-тетрадочном» подходе. Их можно внедрять только на основе принятия городских, районных, областных и республиканских межведомственных государственных программ с экономическим, координационно-управленческим и научно-консультативным обеспечением.
Такая программа по инициативе Министерства образования (Министр Н.А. Садовский) принята и реализовалась в течение 5 лет в республике Коми. В ней самое активное участие принимают президентские структуры, Госсовет, Министерства образования и здравоохранения. Технологии здорового раскрепощенного развития внедрены в более чем 200 образовательных учреждениях (позже программой были охвачены 490 учреждений). Итоговая конференция, прошедшая в феврале 1996 года, убедила всех: в состоянии качества физического и психического развития и здоровья детей сделан радикальный перелом.
Сегодняшняя ситуация со здоровьем детей и школьников в РФ – главная стратегическая проблема национальной безопасности. Дело за востребованностью данных разработок со стороны Комитета по национальной безопасности при Президенте РФ.