Школа несет большую ответственность перед обществом за подготовку молодежи к жизни, труду. Основа элементарного образования базируется на закономерностях человеческой природы, благодаря заложенным жизненным энергетическим ресурсам. Государственная статистика официально не отражает истинное состояние и динамику здоровья детей ни в садах, ни в школах. Многолетними исследованиями доказано, что многие системы и органы ребенка к моменту поступления его в школу еще не достигли функциональной зрелости. По отношению к традиционным способам обучения для первоклассника возраст — уже фактор риска, а плохие условия в школе переводят риск в болезнь. Ведь ни о каких благоприятных условиях, которые должны быть созданы не только в школе, но и в любом учебном заведении и речи нет! С началом систематических занятий произвольная общая двигательная активность (в том числе и активность органа зрения в пространстве) заменяется продолжительными статическими напряженными состояниями, как всего организма в целом, так и органа зрения.
Из-за отсутствия специальной подготовки детей к школе. к учебно-познавательному процессу и, в первую очередь, системы «глаз — рука», они находятся в состоянии генерализованной напряженности, которая подавляет развитие биологических ритмов работы сердца, дыхания, зрения, всей опорно-двигательной и особенно нервной системы. К этому следует добавить избыток словесной информации, а также отрицательное воздействие на организм целого комплекса санитарно-гигиенических условии (освещение, мебель, загрязненность воздуха и помещения в целом, плохое питание и т. п.). Не все дети
одинаково подготовлены к такой резкой смене режимов и по разному реагируют на это.
Вот из чего нарастают эпидемии школьных форм патологии! В течение 3-х лет нами проводились исследования в различных школах и дошкольных учреждения Енисейского региона — г. Енисейска, г. Лесосибирска, п. Стрелка, с. Верхнепашино. Учитывались те показатели, на функции которых заметное воздействие оказывает школа а именно: состояние остроты зрения, опорно-двигательного аппарата и здоровья, показатели физического развития и зрительная рабочая дистанция. Вызывает удивление тот факт, что окулисты определяют степень зрения, ограничиваясь средним показателем всего лишь до 1.0 как при поступлении в школу, так и при «углубленном» плановом осмотре детей в дошкольно-школьных учреждениях. Это обстоятельство можно сравнить с тем, если бы измеряли длину тела так же всего лишь до 1 метра. Поэтому мы исследовали состояние остроты зрения на рабочем месте в классе. Выявлено, что зрение при поступлении в школу выше 1.0 (в пределах 1.1 —2,0 ед.) достигло у 84 процентов детей г. Лесосибирска. 82%. — п. Стрелка, 70,4%.—г. Енисейска, причем в пределах высоких градаций (1.5—2,0 ед.) по г. Лесосибирску составите 65%., п. Стрелка — 58%., г. Енисейску — 24 проц. Показатели остроты зрения в пределах выше 1,0 продолжают развиваться и возрастать не только в дошкольном периоде, но и в первые два года обучения, достигнув у второклассников г. Лесосибирска — 93,8% процента, п. Стрелка — 90.6%, г. Енисейска — 86,6%, С 3-го же класса динамика зрения резко меняется, ведущей тенденцией становится его понижение. Причем этот спад более выражен в п. Стрелка» где дети обучаются с 6 лет.
Таким образом, можно предположить, что биологические функциональные резервы «по инерции» еще «пробиваются» через «пресс» школы в первые два года обучения, которые в последующем резко истощаются. То есть учебный режим всего лишь за два года приводит к резкому истощению компенсаторных механизмов и последующему снижению остроты зрения, ведущей анализаторной системы организма. В течение длительного периода бытовало мнение, что причиной все возрастающей близорукости являлась только освещенность. Однако строительство новых, типовых с достаточной освещенностью школ принципиально ничего не изменило. Значит, имеют место другие не менее важные причины. О глубокой связи роста близорукости с позой школьника за партой как-то никто не думал, и гигиенические требования к школьной мебели стали отходить на второй план. Парта была заменена обыкновенными столами, причем, как правило. для всей школы одного стандартного размера. Отсутствие требований со стороны санитарной службы привели к уродливой форме организации кабинетной системы обучения, закрепив классы не за учениками (по возрасту), а за учителями, где, как правило, обучаются за одними и теми же столами ребята различных возрастов с IV по X класс, а в некоторых даже с I по X класс. Вот уж где поистине грубо проявляется административно-управленческая система!
Как показали исследования Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР под руководством доктора медицинских наук профессора В. Ф. Базарного, замена парты на столы, перьевое письмо на шариковую ручку оказало губительное влияние на развитие формирующегося и растущего организма.
Особое внимание привлекает группа детей, имеющих низкое зрение (до 0,05). Количество их увеличилось за 3 года обучения в школе по г. Лесосибирску в два раза, г. Енисейску — 1,5 раза. и. Стрелка — в 5 раз! Не меньшее беспокойство вызывает также группа детей, у которых зрение резко падает на один глаз. И ребенок, и учителя при этом не отмечают его плохое зрение. Все это указывает на значительные упущения в учебно-воспитательном процессе как в подготовительном периоде до школы, так и в школе. Наблюдая за детьми в детских садах, где приобретают первые навыки чтения и письма, мы убедились, что одновременно они приобретают первичную основу для развития «синдрома низко склоненной головы», названного так сотрудниками отделения адаптации зрения медицинских проблем Севера г. Красноярска. Эта традиционная сидячая поза за столами вызывает перегруженности не . только органа зрения, но и всей центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др.
Проведенные нами обследования в дошкольных учреждениях подтверждают, что основная масса детей по этим оценочным критериям (острота зрения и рабочая дистанция) не готовы к обучению в школе. В дополнение к этому определение психолого-физиологических возможностей в переходный период перед поступлением в школу также не учитывается. Нами установлено, что функциональная готовность выявлена у 89,1% детей, из них хорошо подготовлены лишь 36,9%, слабо — 22,2 и не готовы к школе 10,9% детей. Дети, имеющие низкое зрение, слабую психолого-физиологическую готовность, должны быть отнесены к группе риска, и за ними налажен серьезный медицинский и педагогический контроль.
Как могло случиться, что в течение многих лет мы спокойно воспринимаем медицинскую статистику, констатирующую плохие показатели состояния здоровья детей? Критерий здоровья не учитывается ни одной службой. Если педагоги в какой-то степени забили тревогу, то медицинские работники нашего региона остаются в стороне. В этом плане они не предусматривают «перестройки» в своей работе. Врачи по-прежнему закомплексованы на традиционных формах медицинского обслуживания. За что отвечают педиатрическая, офтальмологическая и санитарные службы, если на глазах у всех произошел санитарный переворот: выброшены парты, письмо перьевой ручкой заменено на шариковую и т.п. Нами было выявлено немало серьёзных заболеваний и нарушений состояния здоровья детей, неучтенных врачами как при поступлении в школу, так и при так называемых «углубленных» осмотрах. Это требует пересмотра работы педиатров. В первую очередь педиатр и никто другой должен видеть и отметить любую патологию и направить на лечение к соответствующим специалистам.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо с целью профилактики функциональных нарушений и сохранения неисчерпаемых резервов детского организма поддержать разработанную профессором В. Ф. Базарным программу реорганизации традиционной конструкции урока, способов передачи информации, обучения чтению, письму. Наш опыт показал, что внедрение даже отдельных элементов в школе №1 г. Лесосибирска (учитель отличник народного просвещения В. Г. Высотина), суть которых заключается в «динамизации» рабочей позы за столами с применением «конторок», введении сенсорных тренажей. дополнительных занятий ритмикой и др., дает быстрый положительный эффект. В г. Енисейске острота зрения у ребят была значительно ниже, чем в г. Лесосибирске и п. Стрелка. Однако к 3 классе мы не отметили того спада, который имел место у других. В школе №1 г. Лесосибирска у В. Г. Высотиной дети обучались с 6 лет. К 3 классу из 29 человек. только у одного зрение ниже 1.0 а у 25 ребят — на уровне высоких градаций (15-2,0 ед.)
Что касается выявления других видов патологии со стороны опорно-двигательного аппарата, то она очевидна — плоскостопие регистрируется у детей 7—9 лет, как у мальчиков, так и девочек от 27 до 50%, нарушения осанки от 33 до 80%. Это подтверждает наше мнение о неблагоприятном влиянии традиционной сидячей позы на всю опорно-двигательную систему организма. При таких минусах здоровья, зарегистрированных на пороге активной жизни самого молодого возраста, можно ли рассчитывать в дальнейшем на высокий эмоциональный настрой, производительность, долголетие, желание учиться и т. д.?
Сложившаяся в стране ситуация со здоровьем и воспитанием учащихся указывает на досадные пробелы в этом плане, на досадную обесцененность чрезвычайно важной политической установки Общества: «Детям, находящимся на воспитании в школах, обеспечить необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья».
Среди многих проблем современной школы есть одна, требующая исключительного внимания, — здоровье детей. Мы уже давно свыклись с понятием «школьная патология», «школьная близорукость», «школьные сколиозы» и т. д. Известно, что природой человеку, в отличие от животных, отведено довольно много лет для роста и формирования. По нашему глубокому убеждению используя природосообразные, развивающие здоровье технологии обучения, уже сегодня можно дать ребенку необходимое воспитание, знания, образование и при этом сохранить хорошее физическое и духовное здоровье.
Традиционная система отбора детей в школу только по календарному возрасту без учёта зрелости и функциональной готовности ведущего инструмента учебно-познавательного процесса — органа зрения и других систем организма, привела к серьезным потерям здоровья детей в процессе обучения. Ситуация усугубляется еще и тем, что и сложившаяся технология обучения, начиная с детского сада, во многом носит деструктивный характер. Особенно это остро сказалось на здоровье шестилеток.
Целесообразно быстрейшее внедрение в практику народного образования здоровьеразвивающих технологий, разработанных сотрудниками НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР. Медицинским работникам необходимо внести существенные коррективы в практику оценки здоровья детей в дошкольно-школьных учреждениях н повысить их влияние на здоровое гармоничное развитие подрастающих поколений. В связи с этим возникает необходимость пересмотра медицинской статистики оценки динамики здоровья детей, которая должна быть реальной, а помощь детям незамедлительной.
Учитывая особую роль зрения в учебн0-познавательном процессе при диспансеризации накануне поступления детей в школу считать важнейшим показателем школьной зрелости наряду с другими истинное состояние остроты зрения.
В структуре социальной политики целесообразно существенно повысить права родителей по защите здоровья своих .детей в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения.
В. Кирсанова