К вопросу по методолологии физической и общей культуры
В настоящее время идет процесс создания и развития теории физической культуры. Наиболее ценные результаты здесь могут быть получены при использовании в единстве концепций теории культуры, интегративных методов исследования (в частности, системного), логико-методологических проблем построения теорий. Использование системного подхода при этом должно занимать главенствующую, объединяющую роль. Он позволяет рассматривать физическую культуру как подсистему общей культуры, установить основные аспекты связи этих явлений и их теорий.
Многоаспектность содержания. Специфическая сущность и содержание культуры раскрывается с разных сторон. Однако она наиболее полно может быть представлена при совокупности различных аспектов культуры (Лукин В. М., Артановский С. Н., Фонарь Е. Н. и др.) в единой системной модели. Эти подходы, отражающие многоаспектность феномена культуры, могут служить основой для выявления взаимосвязанных, содержательных характеристик и физической культуры. Они позволяют показать ее с результативной (предметной), деятельностной, функциональной, ценностной и других сторон.
Системность рассмотрения. Анализ физической культуры с позиций данных теории культуры, на основе использования системного подхода, дает возможность показать не только сложное содержание, но и генезис, состав, структуру, функции, интегративные системообразующие факторы, коммуникации с внешней средой, ценностные и другие аспекты физической культуры. Это чрезвычайно важно, ибо эти аспекты — главные в познании целостной системы. Они являются основной целью построения теории. Такой подход позволяет получить системное представление о физической культуре, раскрыть ее связи с общей культурой, в целом создать научную концепцию, объединяющую многие частные аспекты изучения физической культуры как социального явления.
Весьма важным является вопрос о соотношениях общих и частных теорий как в культуре, так и в физической культуре, общая теория которой не может сводиться только к совокупности теорий ее компонентов, поскольку она представляет не их сумму, а интеграцию, обобщенную теорию всей области деятельности. Она должна иметь то, чего нет ни в отдельно взятой частной теории, ни в их совокупности и характеризуется принципиально новым содержанием.
Общая и частные теории физической культуры взаимосвязаны. Но по отношению к последним она выступает методологической основой разработки частных теорий, компонентов физической культуры.
Ю. М. Николаев (Ленинград), 1987 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
КРАСНОЯРСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗМА
Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции, посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции
22—25 июня 1987 г., п. Шушенское