Лейтенант медленно вынул из ящика лист бумаги, положил его на стол, взял ручку, поднял на меня глаза и сказал:
— Цель рождения?
Я замялся.
(Анекдот)
Если ближайшая и непосредственная цель нашей жизни не есть страдание, то наше существование представляет самое бестолковое и нецелесообразное явление.
Артур Шопенгауэр
Рано или поздно, сквозь суету, у каждого хотя бы раз пробивался такой вопрос: в чём заключается смысл жизни человека? Какова цель моего рождения? Непонимание этого вопроса создало не одну индустрию, для некоторых это стало бизнесом, для других причиной внешних бесконечных и бесплодных поисков.
Если отвлечься от разного рода спекуляций на эту тему и пустого «философствования», то кратко и, что называется по делу, можно сказать следующее:
Всякий биологический вид рождается с заложенной в него программой развития, которая включает в себя, как минимум, задачу его созревания и оставления жизнеспособного потомства. Жизнеспособное потомство при этом может дать только зрелый организм.
И человек здесь, в отличие от животных и сорняков, не может похвастаться выполнением своей базовой программы развития. Одни только массовые исследования, данные углублённых осмотров и медицинская статистика говорят о популяционном провале и повальной незрелости (нарастающей с самого зачатия), усугубляющейся с каждым поколением. В современной культуре, в частности системах образования и здравоохранения, отсутствует даже элементарное понятие об этой проблематике. Не говоря уже о постановке соответствующих прикладных задач.
Хотя над этой проблемой успешно работали научные лаборатории профессоров В.Ф. Базарного и И.А. Аршавского. В частности, профессор И.А. Аршавский в отношении зрелости новорождённых утверждал следующее:
«Физиологически зрелый ребёнок не только не погибнет, но и не заболеет. А физиологически ослабленного поджидают всякие напасти. Если они и минуют его в детстве, что случается редко, то обязательно дадут знать о себе позже. Результаты наших исследований говорят, что проблема — не рак и сердечно-сосудистые заболевания сами по себе, а физиологическая незрелость, являющаяся основным поставщиком как этих, так и других недугов».
И. А. Аршавский [1]
Читайте подробнее
По этому поводу читайте другие наши публикации, работы научной школы профессора Базарного: Что происходит с детьми в школах? , В.Ф. Базарный — Синдром детей-овощей, Зелёные люди — угроза цивилизации, В.Ф. Базарный — Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса.
Всё дело в том, что зрелость Человека, в отличие от животного, не оформляется сама собой в природных условиях, а является следствием целенаправленного создания адекватной его природе культурной среды и соответствующего воспитания на всём протяжении его длительного созревания до 13—15 лет. И речь идёт не просто о физиологической, а о психофизиологической зрелости, при которой человек также преодолевает автоматическое влияние инстинктов, культуры, эго и начинает преобладать чувство Совести. В условиях, когда культура (вся искусственная среда) не нацелена на воспроизводство здоровых и зрелых поколений, созреть можно лишь «случайно» (хотя и данные случайности — всегда следствие осознанного участия кого-нибудь из взрослых).
При этом для девочек и мальчиков процесс взросления принципиально отличается, требуя разных условий и подходов к их созреванию.
Именно поэтому разговоры о смысле жизни в этих условиях многих раздражают и совершенно справедливо ассоциируются у них с пустословием и демагогией. О каком смысле жизни может идти речь когда большинство даже не реализовало базовую программу созревания и не поднимая головы занято бесконечным преодолением условий противоестественной среды? Задач, а точнее страданий, для таких «людей-практиков» живущих «здесь и сейчас» и без того хватает, для них это неактуально.
«Доминанта здесь не повторение генетической информации, а на воспроизведение этапов становления взрослого организма. Генетический аппарат воспроизводит не взрослые формы соответствующих филогенетических этапов, а периоды индивидуального развития ближайших родительских поколений».
И. А. Аршавский [2]
Во время воспроизведения данных этапов, для каждого из них и в своё время, должны быть созданы определённые условия, являющиеся внешними стимулами, раскрывающими программу развития человека. И в случае несоответствия условий среды (биосферы и культуры) геному человека во время этих периодов, результатом до поры будет являться прогрессирующая незрелость: телесный и психический инфантилизм, невежество, болезни, конфликты, разного рода извращения, в том числе передаваемые через эпигенетическое и культурное наследие, а затем и неизбежное вырождение.
И именно на это настроена по умолчанию господствующая в мире культура, впрочем как и любая другая, в которой задача созревания Человека не обозначена самым явным образом. Человек не может сам по себе созреть, также как не может из запчастей сам собой собраться автомобиль, на это должна быть настроена вся система общественного самоуправления. При этом культура сегодня носит глобальный характер и практически ничем не ограничена, в современном мiре в этом смысле — все одним миром мазаны. И никто не может быть от этого свободен.
На генерализованное возражение, мол, что все здоровые и зрелые — это утопия и пустая фантазия, можно с таким же успехом ответить, что утопией является, например, урожай зрелых овощей. И если вы не знаете, как выглядит зрелый помидор, какие условия требуются для его созревания и к тому же понятия не имеете о том, что для созревания вообще нужно что-то делать, то вряд-ли у вас получится вырастить съедобные плоды. Тем более это справедливо для такого, несоизмеримо более сложного организма с длительным периодом взросления, как человек. При адекватной природе человека среде незрелые тоже будут, но уже в хвостах нормального распределения, также как неизбежно теряется какая-то часть любого урожая.
Возвращаясь к главному смыслу данной публикации: Базовой целью рождения любого организма является достижение зрелости, в том числе это касается и людей. Только по достижению этой зрелости можно говорить о цели и смысле жизни Человека. И вполне вероятно, что тогда никаких разговоров больше уже не понадобится…
→ Подробнее читайте в книге «Культура образования».
Заметки на полях
О необходимости раздельного подхода для обеспечения полноценного взросления мальчиков и девочек говорит не только официальная наука: исследования профессора Куинджи и научных лабораторий В.Ф. Базарного, но и многолетний опыт образовательных учреждений, где этот подход применяется: опыт лицея №103, школы-детского сада №115, Земской гимназии и московской школы №760. В противовес только пустые эмоции и бездумное возражение о необходимости социализации детей. С таким же успехом можно было бы смешать детей всех возрастов, начиная с детского сада и попробовать одновременно их чему-нибудь научить. «Социализация» будет отличной, но из этого мало чего получится. После этого останется сделать только общие туалеты.
→ Подробнее читайте на сайте «Здоровое образование».
Материалы
- Аршавский И.А. — Коварство комфорта
- Аршавский И.А. — Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития , 1982 г.
- Базарный В.Ф. — Дитя человеческое, М. 2009 г.
- Базарный В.Ф. — Зелёные люди — угроза цивилизации
- Куинджи Н.Н. — Результаты научного исследования раздельного обучения
- Базарный В.Ф. — Синдром детей-овощей