Технологии развития здоровья учащихся обсудили на первом дне общественно-практической конференции «Здоровое образование: опыт и перспективы» в ОП РФ.
Систему образования с позиции ее влияния на здоровье обучающихся и вопросы внедрения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий в отечественные образовательные учреждения рассмотрели участники Всероссийской научно-практической конференции «Здоровое образование: опыт и перспективы» в Общественной палате РФ 30 марта.
По данным, которые в ходе конференции озвучил первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ Олег Смолин, более 60 процентов всех школьников испытывают проблемы с физическим здоровьем, около 30 процентов — с адаптацией в обществе, среди них две трети сталкиваются с серьезными психическими проблемами.
По мнению Куклачева, помощь ближнего — основной закон сосуществования, поэтому детей необходимо учить отдавать: сначала внутри семьи, затем — в обществе.
Юрий Куклачев напомнил аудитории слова Менделеева: «Образование без воспитания что меч в руках сумасшедшего», а также отметил необходимость восстановления лучших педагогических практик советского прошлого.
В ходе обсуждения участники напомнили, что проблемы с детским здоровьем обострились еще полтора века назад — именно тогда, когда стало активно развиваться начальное образование. В современной школе большее внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья, не учитывается динамичный образ жизни ребенка. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения позволит предупредить сколиоз, плоскостопие, офтальмологические и другие заболевания, а также будет способствовать эффективному усвоению учебного материала, считают эксперты.
Член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина Олег Аполихин сообщил, что по количеству населения Россия стоит на девятом месте после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш и Нигерии, и обратил внимание на то, что внедрение здоровьеразвивающих технологий в учебно-воспитательный процесс может положительно сказаться на демографии.
В рамках конференции участники затронули проблемы смертности и рождаемости в России, отметили падение фертильности нации, в частности из-за деэротизации отношений мужчины и женщины.
«Для нас это не только социально значимый вопрос, но и стратегический. Производство людей — это не производство стаканов. Необходимо изменить паттерны поведения: люди должны хотеть создавать семью, и дети должны рождаться в семье», — добавил Аполихин.
Эксперты назвали учителя ключевой фигурой, обеспечивающей сохранение здоровья школьников и формирующей культуру здорового образа жизни. Именно к современному педагогу предъявляется требование создавать новый образ жизни со здоровыми установками, а значит, быть носителем культуры будущего.
О мерах по созданию системы распространения в России здоровьеориентированных технологий обучения на все образовательные учреждения рассказала Мария Лазутова, председатель Комиссии по образованию и науки Общественной палаты г. Москвы, заместитель министра образования Российской Федерации (1993–1996 гг.).
«Вся система образования в логике здоровьесберегающих технологий не существует. Нет учебника, от которого не уставал бы ребенок. Все переведено в электронный формат. Мы только сейчас начинаем говорить о семье и ее роли. Долгое время существовала такая позиция: передал ребенка в школу, пусть она всем и занимается. И у нас сейчас совершенно не выстроена линейка “школа — вуз — наука — работа”. Несвязанность этой линейки не позволяет отследить, какой элемент в воспитании является самым сильным для сохранения здоровья ребенка. Получается, все учреждения, которые готовят нам кадры, работают сегодня в разрозненном режиме», — акцентировала она.
В качестве позитивных примеров внедрения здоровьеразвивающих технологий участники конференции рассмотрели практики учебных заведений Красноярского края, ЛНР, Подмосковья, Азербайджана и Республики Беларусь.
Богатым опытом реализации проектов по здоровьесбережению школьников Белгородской области поделилась заведующая лабораторией кафедры психологии и дефектологии Белгородского института развития образования Елизавета Богачева. По ее словам, в регионе более 300 образовательных учреждений реализуют здоровьеразвивающие программы и проекты: организуют
Также Богачева рассказала об успешном опыте участия региональных школ в конкурсах «Учитель здоровья России», «Стиль жизни — здоровье», «Школа — территория здоровья» и других.
Участники конференции отметили необходимость привлечения внимания общественности к теме здоровьеразвивающих технологий в школе и детском саду. Лина Вокалова, заместитель председателя Общественной палаты ЛНР, директор ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное учреждение — гимназия № 30 имени Н.Т. Фесенко», сообщила, что две школы Луганска работают по этой системе уже шесть лет. Она предложила для развития системы и эффективного обмена опытом сформировать каталог учебных заведений, внедряющих здоровьесберегающие практики в учебно-воспитательный процесс.
Организаторами состоявшейся конференции выступили Комиссия ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, Общероссийское общественное движение «Российский союз за здоровое развитие детей» при поддержке Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни.