ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Текст: Сидоров Е.Е., «Центр Распространения и Внедрения Здоровьесберегающих технологий», 2019 г.

Видео, Здоровьесберегающие технологии, Физическая культура

«Здоровое Образование — Здоровая Нация» про здоровьесберегающие технологии в Азербайджане 

(Фильм-отчет 2013—2015)

Министерство образования Азербайджана с 2013 года официально вводит обучение по системе профессора Владимира Базарного. Это первая страна, которая полноценно реализует ЗСТ на государственном уровне. Дети в этих школах учатся стоя за конторками, чередуя их использование с ростомерной партой. Внедрение ЗСТ в республике сопровождается массовым мониторингом состояния здоровья детей и оценкой результатов реализации. Дети, задействованные в новом проекте министерства образования, признаются, что больше не хотят учиться сидя. Плюсы этого проекта отмечают и медики, следящие за здоровьем школьников. Первый же год замеров показал хорошие результаты и было принято решение о планомерном распространении опыта на всю республику. Министр образования Азербайджана Микаил Габбаров так прокомментировал начало работы в одном из интервью:

«…— Говоря о пилотных классах, не могу не упомянуть проект «Sağlam Təhsil», основной целью которого является совмещение образовательного процесса с охраной здоровья детей. Потому что современные тренды нас беспокоят: перегруженные программы, перегруженные портфели, необходимость для школьников большую часть времени сидеть за партой, эргономика классов. С 15 сентября в шести школах Баку в начальных классах обучение будет проходить по пилотной методике «Sağlam Təhsil».

– Речь идёт о методике Владимира Базарного?

– Он один из консультантов. Мы используем в этом проекте не только методику Владимира Базарного, но и опыт, технологии США, Канады, Европы. Основная цель этого проекта, чтобы наши дети не получали образование за счет своего здоровья. Охрана здоровья и качественное образование должны идти рука об руку».

Главная цель проекта «Здоровое образование – здоровая нация» — повышение учебных достижений учеников, устранение исходящего из условий обучения фактора ограничения движения и защита их здоровья.

Дети в Азербайджане настолько привыкли учиться стоя, что порой упрашивают друг друга постоять ещё немного, но только не садиться на стул.

«Это даже удобно даже. Мне все говорят — садись-садись, а мне все равно хочется стоять. Я уже привыкла и могу постоять 20-30 минут. Через 15 минут мы меняемся. У нас звонят звонки. Один раз мы хлопаем, а потом делаем полоски (упражнения для зрения)», — пояснила школьница 18-й школы в Баку Арзу Исмайлова, показывая на разноцветные трафареты на потолке.

В их классе уже имеется свой рекорд. Мальчики могут подтягиваться по десять раз на турнике, несмотря на свой юный возраст. И даже экспериментируют с разными акробатическими элементами. Классный руководитель Ульвия Гашимова уверена, что эти дети в старшем классе больше не смогут усидеть на месте и, наверное, станут проситься постоять на уроке, так как воспитаны по-иному. Педагог призналась, что одна из её учениц недавно требовала у родителей купить домой такую парту. Кстати, такие парты изготавливаются в Азербайджане. Для этого принимаются во внимание физические показатели учащихся, их рост, нагрузки и эргономика мебели, имеющей обтекаемые углы и края. Но нельзя просто взять и установить эти парты в каждом классе. В соответствии с критериями проекта, классы должны отвечать гигиеническим стандартам. Например, элементарно в классе должны иметься умывальники, наличие определённой исходной площади на каждого школьника и другие условия. Однако, не все школы пока готовы принять классы «Здоровое образование» ввиду отсутствия элементарного ремонта.

Стоит отдельно отметить, что эта программа является единственной, организованной при непосредственном участии автора ЗСТ и которая в наиболее полном объёме и качестве реализует их базовые принципы в действии. В самой России внедрение носит точечный, стихийный и непрофессиональный характер, как правило, не проводится анализ здоровья и оценка результатов, отсутствует качественное оборудование и ремонт, нет научного сопровождения. У нас в стране, в основном, используются только конторки, хотя они и являются базовым и важнейшим элементом (точнее их использование для организации свободы движения и укоренения телесной вертикали). К сожалению, и в Азербайджане внедрение не проходит беспроблемно и быстро: за 7 прошедших лет переоборудованы только 65 начальных школ.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также