ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Малые формы физической культуры в учебном процессе

Алифанова Л.А., Научно-внедренческая лаборатория ФЗПО, 2008 г.

Гиподинамия, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Наука, Физическая культура, Эргономика

Малые формы физической культуры в учебном процессе 

Нс секрет, что разлитие ребенка предопределено природой с большой долей моделирования окружающей биосоииокультурной среды. При этом значительную роль в деле формирования Человека общество отводит школе.

Известно, что ребенку в каждом возрастном периоде присущи определённые морфологические и функциональные качества, совокупность которых определяет возможности организма — его соматофункцио- налыный потенциал (СФП). Основой формирования и укрепления СФП является сенсорно-моторная активность (СМА) ребенка. Используя СМА в строгом соответствии с возможностями детского организма, всегда удаётся поднять его энергометаболический и психофизиологический уровень [2.6,7].

Высокая ранимость детей, незавершённость и гетерохронность развития отдельных органов и систем так же не вызывают сомнения. Стремление же как можно быстрее приспособить ребенка к достижениям человеческого разума, когда обучение строится по принципу «Читать раньше, чем ходить!», превращает школу в фактор риска для формирующегося организма. Сегодня фактически очевидно — школьное обучение порождает отчетливые признаки ухудшения функционального состояния и здоровья подрастающего поколения, что проявляется нарушением развития. Влияние школы на развитие различных патологий столь велико потому, что оно действует длительно (с временной продолжительностью в 9-11 лет), непрерывно (до 4-7-10 часов изо дня вдень), системно и комплексно [9].

В борьбе с эпидемией школьных патологий вес чаше концептуальный вектор здравоохранительных мероприятий склоняется в сторону методов воспитания и обучения, методов культивирования гармоничного развития.

Однако различные программы «развития» в школе не раскрывают физиологического механизма СМА ребенка, а воздействуя кратковременно и лишь на отдельные его звенья, тренируют частные физические качества (силу, ловкость, выносливость, гибкость, скорость) и функции (дыхание, зрение, память и т.п.), что создаст ситуацию морфофункциональной нестабильности.

Известно, что качество равновесия организма с требованиями окружающей среды определяется уровнем синхронизации различных его функциональных структур, будь то клетка, ткань, орган, система органов, межсистемная взаимосвязь. Универсальным звеном этого взаимодействия у человека является двигательная активность (ДА), что кратко можно представить в виде схемы «Организация двигательной активности».

При этом все усилия, необходимые как для выполнения простейших манипуляций, так и для выражения самых тонких мыслей и чувств посредством речи, письма, мимики или жестов, определяются мышечной деятельностью. Функциональное же состояние мышц жестко взаимосвязано активностью вегетативной кинетики, а в итоге — с функциональным состоянием внутренних органов и систем. Вее формы двигательных актов определяются способностью быстро и дозировано включатъ мышечную активность и прогнозировать усилия. При этом становится необходимым непрерывный, целесообразный выбор двигательной активности (ДА) [1,7]. У школьников же при традиционно организованном учебном процессе этот выбор жёстко ограничен сидячим образом деятельности на академических уроках, будь то математика, история, литература или другие школьные предметы.

Организация двигательной активности (инфографика)

Организация двигательной активности (инфографика)

В то же время такой урок является классической традиционной и доминирующей формой обучения в школе. В этих условиях учебно-познавательная деятельность ученика проходит в малоподвижном, моторно-закрепощённом режиме по принципу «сиди— слушай—смотри—запоминай!» [4]. Однако, заботясь об эффективности обучения, нельзя забывать о том, что базовые телесно-моторные механизмы 6-7-летнего ребёнка, погруженной  в систематический учебный процесс, попросту не сформированы и нуждаются в лимите времени для их «дозревания». Сегодня же в погоне за «читающими младенцами» эта аксиома полностью игнорируется 151.

Многочисленными исследованиями доказано, что организованная гипокинезия на фоне обеднённого компонента СМА извращает, истощает, рассогласовывает регуляторные и функциональные процессы телесной ортобиотической организации Человека. Доказано, что деятельность ребёнка на традиционно организованных академических уроках на фоне теле- сно-координагорной незрелости сопряжена с длительным пребыванием в положении сидя, с наклоном туловища вперёд и низким склонением головы над рабочей поверхностью, что требует от него значительных эмоциональных, энергозатратных физических, волевых усилий. Такая систематическая деятельность учащегося ребёнка вступает в конфликт с его высокомоторной психофизиологической природой. При этом, как показано в работах д.м.и., профессора В.Ф. Базарного, организм начинает существовать в аномальном зрительно-координаторном динамическом стереотипе (АЗКДС), который привносит значительную патологическую составляющую в процессы функционирования. Укореняясь же изо дня вдень, от урока к уроку на протяжении всего периода школьного обучения АЗКДС искажает процесс развития, является базовой причиной как эмоционального, психофункционального, так и соматического неблагополучия школьников [2,4].

Существенно изменить сложившуюся ситуацию, связанную с издержками обучения, позволяет такая форма организации академического урока, при которой деятельность ученика выстраивается на естественной телесной СМА. Одна из таких форм школьной дидактики — Метод ориентировочно-поисковой деятельности и ситуационно-образного моделирования (патент № 2088413 — В.Ф. Базарный, 1982).

Учебно-познавательный процесс академического урока, построенный с использованием предложенных дидактических технологий, сопряжен с каждым функциональным моментом системной деятельности организма (анализаторной, регуляторной, кинестетической), которая комплексно мобилизует к активности все его основные сенсорно-моторные звенья [4,8].

Так, размещение дидактического материала на максимально возможном удалении от детей (не только на классной доске) создаёт ситуацию естественного расширения зрительно-поискового и двигательного пространства. Моделирование поисковой деятельности в учебном процессе создает условия для мотивированного свободного передвижения по классу со всем многообразием локомоций: ходьба, наклоны, повороты, приседания, прыжки, потягивания, вращения (рис. I).

ФИЗКУЛЬТУРА В ПРОФИЛАКТИКЕ. ЛЕЧЕНИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Использование специальной мебели (конторка Базарного) и режим динамических рабочих поз при чтении и письме (периодическая смена положения сидя на положение стоя и наоборот) позволяет постоянно изменять тонусно-силовое взаимоотношение постуральных и двигательных мыши за счёт расширения и разнообразия кинематической активности (рис. 2). В итоге все эти условия формируют чувство локализации в пространстве: зрительное — за счёт смены зрительных горизонтов; проприоцептивное — 4 за счёт двигательных актов и постоянной смены поз. усилий, положения центра тяжести в пространстве.

Использование сигнальных меток, опорно-двигательных траекторий, зрительно-вестибулярного тренажёра (рис. 3) способствует смене тонического напряжения мышечного аппарата глаза, мышц спины и шеи. Работа в режиме различных зрительных горизонтов с подвижными объектами позволяет разнообразить движения шейно-грудногоотдсла позвоночника, глазодвигательных мышц, тренировать чувство устойчивой зрительной фиксации, формировать предсказуемые пространственно-метрические образы по принципу сравнительного соотношения: «близко — далеко», «чётко — расплывчато», «ярко — тускло», «медленно — быстро».

Использование разномерного и разнофактурного дидактического материала позволяет разнообразитъ тактильную чувствительность и формировать образно-метрическое чувство: «большой — маленький», «далёкий — близкий», «легкий — тяжёлый», «холодный — теплый». А мотивационная задача (собрать, найти, принести, назвать, сосчитать, описать, изобразить) способствует устойчивому развитию локомоторной и психомоторной сфер: инициативности, смекалке выбора действий.

Техника импульсно-нажимного письма с использованием перьевой ручки (рис. 4) позволяет формировать тонко-координаторные усилия и движения руки, в том числе кинестетическое чувство, локомоторный автоматизм. Выработка локомоторного автоматизма в системе глаз—рука способствует тому, что пишущий не думает о правильном написании отдельной буквы, а всецело сосредоточен на формулировке мыслей, излагаемых на бумаге.

Использование в учебном процессе образного пейзажно-экологического панно (рис. 2,5) через действие (расположить, найти, изобразить, сопоставить, проговорить. повторить, ограничить) и различные сюжеты урока позволяют сформировать полисенсорное чувство, в том числе целостный взгляд на мир.

Известно, что локомоторная активность мотивируется внешней средой и неподвластна индивиду. Мышца своей деятельностью вызывает изменения активности в кинематической цепи, которые регулируются влияниями вегетативной нервной системы в безусловнорефлекторных цепях сенсорных коррекций или цепях обратной связи. В процессе работы регуляция вегетативной системы переходит в значительной мере к безусловнорефлекторным влияниям с проприоцепторов, формируя двигательный автоматизм и двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, силу, выносливость). Высоколабильная система моторного аппарата подчиняет себе в порядке «усвоения ритма» наиболее лабильный аппарат регуляции внутренних органов. Центральные же регуляторы объединяют механизмы саморегуляции в широкую межсистемную регуляцию (моторно-висцеральную и висцеро-моторную) [1,7].

Использование предложенных автором дидактических технологий способствует формированию сенсорно-моторного компонента:

  • за счет пространственной организации зрительного восприятия:
  • предметно-образной организации учебной среды;
  • работы ребёнка в режиме двигательной свободы и поисковой активности в учебном пространстве.

Моделированная дидактическими приёмами работа школьника в режиме постоянно меняющегося зрительного пространства при разнообразии мышечных усилий, сочетанной сенсорно-моторной деятельности препятствует формированию психомоторного и моторно-висцерального перенапряжения, сопровождающего своеобразие АЗКДС (мышечная зажатость, искажение моторного стереотипа и пр.). Использование в учебном процессе дидактических технологий. обогащённых сенсорно-моторным компонентом, препятствует формированию вегетативных и нейроциркуля- торных нарушений, локомоторных и психосоматических расстройств, имеющих прямую и жесткую взаимосвязь с АЗКДС [4].

Локомоторные акты в силу системной мобилизации мышечных групп разного тонусно-силового уровня, чередования релаксации и напряжения, ритмичности, цикличности, эмоциональности создают эффект постоянной тренировки. Всё это значительно повышает потенциал сердечно-сосудистой системы, органовдыхания, центральной нервной системы. Предложенная форма дидактики значительно обогащает ДА школьников во время академических уроков, а используемые при этом приёмы можно рассматривать как малые формы физической культуры в учебном процессе [2].

Реализация естественных локомоторных качеств человека (прямостояние, ходьба, захваты, акустическая, зрительная фиксация) позволяет развивать ко- ординаторные способности, внимание. За счёт улучшения корковой нейродинамики создаются условия продуктивного роста и гармоничного развития СФП организма.

Все эти дидактические мероприятия, опираясь на возраст и индивидуальные возможности ребёнка, создают условия «лимита времени на дозревание организма». Мотивируя учебными задачами СМА ребёнка, создавая условия активного выбора, а не принуждения при их решении, за счёт благоприятного эмоционального фона, обстановки дружеского соперничества и коллективизма учителю удается не только раскрывать, формировать, но и гармонизировать, преумножать психофизиологические качества учащегося, его «человеческий капитал». Наиболее важным результатом использования дидактических технологий, обогащающих СМА в учебном процессе, является повышение общего уровня здоровья школьников [3], о чем свидетельствуют результаты практической и исследовательской работы в школах различных регионов страны.

Таким образом, развивающие и сберегающие здоровье дидактические технологии д.м.н., профессора В.Ф.Базарного являются реальной основой синтеза теории и практики обучения с теорией развития детского организма.

Литература

1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.K. Анохин. — М.: Наука, 1980.

2. Алифанова Л.А. Оценка функциональных резервов у школьников при различной двигательной активности в процессе обучения : дис. … км.н. /Л. А. Алифанова. — Москва, 2004.

3. Алифанова Л.А. О развитии человеческого капитала в школьный период обучения / Л.А. Алифанова // Здоров’я дітей — Майбутнс Украiни : материалы Всеукраінського форума. — Киів, 2007. — С. 44—52.

4. Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития / B. Ф. Базарный. — Новосибирск : Наука, 1991.- C. 140.

5. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России / В.Ф. Базарный. — Сергиев Посад, 2004.

6. Базарный В. Ф. Образование и здоровое развитие учащихся : материалы регионального педагогического форума «Образование и здоровое развитие учащихся» /В.Ф. Базарный. — Калуга: Изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2007.-С. 21-38.

7. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

8. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии и развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах : методические рекомендации / В.Ф. Базарный и др. — Минздрав РФ, 1989, С. 37.

9. По следам ХП конгресса педиатров России. — МГ — №20- 19.3.2008.

Алифанова, к.м.н., научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем Администрации Московской области

Фотография: Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного, Земская гимназия, 31 марта 2023 г.

Алифанова Людмила Алексеевна

Лаборатория ФЗПО

О типах физической активности

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также

Аналитика, Гиподинамия, Здоровье, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, ЗОЖ, Инфографика, Методология, Методология физической культуры, Наука, Общее, Практические советы, Сидение, Факторы среды, Эргономика

О базовых типах физической активности