ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

О необходимости изучения наследия Сухомлинского

Д.м.н., профессор В.Ф.Базарный

Методики, Образование, Общее

О необходимости изучения наследия Сухомлинского 

О необходимости доведения до студентов педагогических и медицинских ВУЗов, до миллионов родителей, воспитателей, учителей книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». (Изд-во «Радянська школа» Киев. 1973).

Кто в нашей стране не знает великих подвижников — учителей, жизнь посвятивших детям. У всех на языке подвиг во имя детей из опыта советской школы А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, А.А.Католикова, И.П.Волкова, В.Ф.Шаталова, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Е.Н.Ильина и многих других. Особое место среди них занимает опыт семейно–родовой педагогики И.П. и Л.А.Никитиных. Мастерству этих великих учителей есть чему учиться современным не только студентам педагогических ВУЗов, но и армии современных учителей – предметников и родителей, «равноправно» удалённых от детей и работающих в равно конкурентных социальных условиях. Особое место в этом ряду занимает сообразная природе живой души ребёнка « чисто – родниковая» педагогика В. А.Сухомлинского.

В.А.Сухомлинский: о трагедии детей в условиях «классического» обучения и о необходимости в этом деле научного подхода. «Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель угасает огонёк в их глазах, почему для некоторых ребят учение превращается в мучение?…Невозможно без глубокой сердечной боли смотреть на то, как уродуется естественная жизнь ребёнка не только во время уроков, но и в группах продлённого дня».

Книга "Сердце отдаю детям" Сухомлинский В.А.

Видел и понимал великий учитель, что без научного «человековедения» работать по «общечеловеческой» методике образования новых поколений нельзя. Напомню: речь идёт об отрешённом от мира «книжно-стульчиковом» методе познания жизни в условиях закрытых помещений, разработанном ещё в средние века членом тайных обществ Ян Амос Коменским и ставшим за истекшие столетия «общечеловеческим». Напомню: сам Ян Амос Коменский называл свой метод «машинной дидактикой» (т. е. инструктивно–программирующим обучением).

На этот счёт В.А.Сухомлинский утверждал: «Воспитание — это прежде всего человековедение. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей — нет воспитания … Мы живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей».

О знаниях, полученных в традиционных условиях. «Я советовал им (воспитателям — прим. Б.В.): не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказывать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, — под лавиной знаний могут погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал… Втискивая в головы детей готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не даёт ребятам возможности даже приближаться к источнику мыслей и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребёнок нередко превращается как бы в запоминающее устройство… Нет, так не должно быть. Нельзя отгораживать детей от окружающего мира каменной стеной. Нельзя лишать ученика радостей духовной жизни. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

В.А. Сухомлинский: О здоровье, как главном условии успешного учения ребёнка. «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе — плохое состояние здоровья, какое–нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающее излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечно – сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно – кишечные часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребёнок… У отдельных детей можно заметить болезненно бледные лица, отсутствие аппетита. …В большинстве случаем оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушении ребёнок теряет способность к сосредоточенному умственному труду … Надо также хорошо знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика — без этого нельзя нормально учить. Умственное воспитание далеко не одно и то же, что приобретение знаний… Педагог имеет дело с мыслящей материей, способность которой в годы детства воспринимать и познавать окружающий мир в огромной мере зависит от здоровья ребёнка. Эта зависимость очень тонкая и трудноуловимая. Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя…
Некоторым детям совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы «не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том, что этот «ускоренный темп» непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребёнок уже ни на что не способен, ему только на свежий воздух, а учитель держит его « в упряжке» и понукает: скорее, скорее… Первые недели работы «Школы радости» я внимательно изучал здоровье детей».

В.А. Сухомлинский

Замечу: на сложившуюся чуждую природе ребёнка «скоростную» «технику» обучения автор обращал внимание задолго до выхода лженаучных методических указаний министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школу» (№1561/14-15 от 19.11.98 г.). Речь идёт о «нормативах» скорости чтения для начальной школы под контролем секундомеров. В частности, в первом классе дети «должны» читать в темпе не менее и 25-30 слов в минуту. Как вскрыли наши работы, такая технология есть не что иное, как прием разрушения ассоциации слова, как звукового кода, с образами мира, несущими в себе смыслы. Это сакральная технология «посвящённых» прижизненной лоботомии (информационного расщепления синхронной работы обеих полушарий: правого — чувственно-образного и левого — словесно –кодирующего). В психиатрии такое расщепление обозначено однозначно — шизофрения. И после этого и педагоги, и родители, и психиатры удивляются: ну почему спустя только первый год такого обучения у 60-70% малышей оформляются пограничные психические нарушения.

Главное – любовь к детям. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумья отвечаю: любовь к детям… Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребёнка … Мне хотелось быть с детьми, переживать их радости и горести, чувствовать близость ребёнка, которая для воспитателя является одним из высших наслаждений творческого труда… Главная причина уродливых, недопустимых отношений между наставником и питомцем… учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не стремится мысленно поставить себя на место ребёнка».

В.А. Сухомлинский: о природе и «просторе для развития естественных сил ребёнка»: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В.А. Сухомлинский: приводит пересказ слов Януш Корчака из книги «Когда я снова стану маленьким». В ней великий учитель – воспитатель писал, что никто не знает, больше ли получает школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреодолимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его взглянуть в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг — логический мир, зажатый в чёрной классной доске, или мир, плывущий за стёклами? Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребёнка, к его особенностям , стремлениям потребностям. Нельзя даже допустить мысли о том, что обязательное обучение — это насилие над душой человека, классная доска – порабощение детской свободы, а мир за окнами — подлинная свобода».

Наконец дети пришли в первый класс. «Почти все дети празднично одеты, в новеньких ботиночках. Это меня встревожило. Сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения простудных заболеваний. Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли, утренней росы и горячей накалённой солнцем земли?… Наша школа будет под голубым небом, на зелёной травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зелёном лугу…А завтра при ходите босиком, в нашей школе это будет лучше всего».

В.А.Сухомлинский: о слове и образном мышлении. Великий учитель отмечает с чем часто встречаются в начальных классах многие учителя: «…ребёнок тихо сидит, смотри тебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает ни слова, потому что педагог всё рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры – всё это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устаёт…Здесь и рождается отставание… Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений … Умение дать ребёнку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать … Я всё больше убеждался, что образное видение мира и стремление передать чувство красоты словом — это душа и сердце детского мышления. Детское мышление — художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира. Какие неисчерпаемые ключи фантазии, творчества, живой мысли открываются в детском сознании, когда ребёнок видит и чувствует прекрасное».

Живой поток мыслей, по В.А.Сухомлинскому, возможен только из ярких образов. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка … Ребёнок мыслит образами…Чем ярче в его представлении эти картинки тем глубже осмысливает он закономерности природы… Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живёт в детском сознании. Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки».

В.А. Сухомлинский

Анализируя педагогические подходы В. А. Сухомлинского к ребёнку, удивляешься их интуитивной … научности и природной сообразности. В то же время при наличии в государстве целого ряда государственных академий, занимающихся человеком, мы не можем считать официальную педагогику научной. В частности, концептуальной основой построения отечественной системы образования является её информационно — левополушарная «мозгоцентричность». Она предполагает «накачивание» мозга детей готовыми стандартами внечувственной («безобразной») книжной информации. И на этой основе общество надеется воссоздавать творчески развитых здоровых поколений. Что на этот счёт вскрыли исследования всемирно признанных специалистов в области мозга? Чарльз Шеррингтон: «Мы должны считать проблему связи разума с мозгом не только не решенной, но и лишенной всякого основания для ее решения».

Карл Лешли: после 30 летних поисков в мозгу следов памяти в конце концов цинично высмеял собственную глупость. Итог его научного поиска: память у человека разлита по всему телу.
Уайлдер Пенфилд: «Я уверен, что никогда нельзя будет объяснить разум на основе нейронных процессов внутри мозга».(Из книги: «Диалоги продолжаются». М.: Изд-во полит литературы. 1987)

Таким образом, мы имеем дело с мифом о работе разума на основе нейронных процессов внутри мозга. А в итоге, мы имеем концептуальную ложность того фундамента, на котором выстроена отечественная система образования. О том, что только полнота притока естественных сенсорных стимулов запускает и поддерживает процесс органического развития и созревания нейронных структур мозга изложено в фундаментальном труде академии наук СССР «Роль сенсорного притока в созревании функций мозга» (М.»Наука».1987). Эти данные, в том числе, наш скромный опыт (В.Ф.Базарный: Зрение у детей. Проблемы развития. «Наука». СО АН СССР. 1991; Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М. 2009, 2015) убеждают в главном.

Наша живая душа и мозг исторически формировались не на основе «закачивания» в детей стандартов готовой книжной информации (знаний — на языке педагогов). Наша живая душа и мозг формировались в условиях активности тела в свободном пространстве, насыщенном живыми сенсорными стимулами. Трёхмерная структура мозга отражает то, что он – есть следствие синхронной активности тела и чувств в трёхмерном мире. Отсюда организации учебного процесса в замкнутых помещениях, познание мира по книгам в «безногости» и «безрукости» запустили эволюционно значимые процессы перерождения тела, души и мозга современного человека. В частности проф. Иттен — известный швейцарский педагог, участница международных совещаний в Лунде (1955) и Гааге (1957), оценивая весь комплекс симптомов угасания художественно-творческих способностей у детей и связанную с этим перспективу эволюции нашего сознания, заявила: человечество в своем развитии зашло в тупик.

Мадлен Вельц Пагано (1955) пошла еще дальше, утверждая, что все эти симптомы отражают разразившийся в человеческой популяции невиданный до середины ХХ столетия процесс «расчеловечивания» человека.

Тревога, чувство обреченности и растерянности усиливались от съезда к съезду, от конференции к конференции. В итоге, Луи Машар (1955), оценивая всю ситуацию с угасанием художественного воображения у детей, пришла к неумолимому выводу о надвигающейся всеобщей трагедии — трагедии искажения духовно-психического лика человека в современной технической цивилизации.
И весь тот хаос, который неумолимо нарастает в нас и вокруг нас — это следствие деградации живой души и 3-х мерных нейроэпителиальных структур мозга. Это следствие секвестрации биологических и духовных потенциалов человека как вида разумной жизни. Образование детей на основе природной «книги» жизни — наш шанс спасти живые любящие души и мозг новых поколений в этом информационно–техническом цифровом мире. И здесь опыт В.А.Сухомлинского — незаменим и вечен.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также

ЗАПУСТИТЬ
Видео, Гиподинамия, Здоровая среда, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Методики, Пресса, Профессор Базарный, Физическая культура, Эргономика

Почему в американских школах дети учатся стоя (видео) 

Аналитика, Гиподинамия, Здоровье, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, ЗОЖ, Инфографика, Методология, Методология физической культуры, Наука, Общее, Практические советы, Сидение, Учимся стоя. Работаем стоя., Факторы среды, Эргономика

О базовых типах физической активности