ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Образование или здоровье?

Елена ДУБРОВСКАЯ, директор железногорского лицея №103 «Гармония»

Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Мужчина и женщина, Школа

Образование или здоровье? 

32 года назад меня назначили директором вновь построенной школы. 13 первых классов. Уже тогда они были по 40 и более человек. И уже тогда шли споры, что в приоритете – здоровье или образование? Мы решили для себя: здоровое образование и развитие. Вот тогда-то у нас и открылись первые классы раздельно-параллельного обучения. М и Ж. 30 лет поисков, сомнений, побед. Сегодня это не эксперимент, сегодня это развёрнутая практика образования.

Елена ДУБРОВСКАЯ, директор железногорского лицея №103 «Гармония»

Мальчики и девочки. Разный подход

Наш лицей – детище российского учёного, врача, педагога Владимира Базарного. Я не могу заявить, что мы победили двигательную деривацию, школьную близорукость, сколиоз и т.д. Дети обновляются, одни приходят – другие уходят. Я не буду повторяться, что мальчик и девочка развиваются по-разному, и в школу приходят физиологически разными. Как это не учитывать? Результаты раздельно-параллельного обучения очевидны на примере нашей школе: качество – 75 баллов, каждый четвёртый – медалист, поступаемость – 100%. Мы не призываем просто разделить детей, а дальше, якобы, всё само собой произойдёт. Не произойдёт! У нас пробовала одна школа. Мальчики и девочки талантливы, но к знаниям они идут разными путями. Нивелировать особенности нельзя. Можно и не делить, но научиться работать с мальчишками и девчонками педагоги обязаны. Мы убедились, что можно переломить тенденции к снижению уровня здоровья детей.

 

Синдром седьмого дня

В последнее время всё чаще медики с гордостью сообщают, что спасли 500-граммового новорожденного. Здорово! Понятно, что не просто в инкубаторе держали, а как-то стимулировали, лечили. Главный педиатр страны, профессор, директор научного центра здоровья детей РАМН Александр Баранов говорил: «Жизнь сохранили, а здоровья нет». Что дальше? Кто научит учителя пестовать подросшего малыша-ученика? Сегодня есть закон о том, что каждый учитель должен оказывать первую доврачебную помощь. Сразу оговаривается, что это не будет называться медицинской помощью. А что это будет? Не окажешь – накажут? Неумело окажешь – ещё больше накажут. В школах должен быть врач. Врач на 3-4 школы – это имитация работы. Чем меньше дети обращаются за помощью к педиатрам в поликлинику, а больше к узким специалистам по направлению врача школы, тем выше должна быть зарплата у этого врача. Школьный врач должен быть оснащён современной техникой, современной научной поддержкой, хорошей зарплатой.

У нас сегодня в 1 класс приходят дети, которые ждут встречи со школой. И уже через 1-2 недели (синдром седьмого дня) все понимают, и родители в первую очередь, что у детей нет сил учиться, а у родителей нет ни сил, ни терпения. Посмотрите справки: у 90% учащихся 2-3 группа физкультуры. Что это? Врачи перестраховываются? Или грядёт поколение ОВЗ? С кем мы будем ГТО сдавать? У нас не случайно сегодня выдающиеся достижения в паралимпийских играх.

Впервые министра образования озвучила число детей, которые умерли прямо в школе, на уроках. Нет, не на физкультуре и не от травм. От сердечной недостаточности, от инсульта. А чаще стоит фраза «Неизвестно от чего». Ну а травмы? Сломанные фаланги пальцев от волейбольного мяча, растяжения: споткнулся-упал-гипс. Кости слабые или падать не умеют?

Существует два принципиально разных способа обеспечения здоровья: прямой, когда объектом воздействия является ребёнок ещё не больной, не требующий лечения, и обратный – путём излечения детской болезни. Очевидна предпочтительность первого, но современная медицина, декларируя примат первичной профилактики, фактически занимается только лечением. Детская поликлиника, как ремонтная база – тупиковый путь, мы говорили об этом 10 лет назад. Скрининговые исследования должны выявлять факторы риска по заболеваниям задолго до их проявления. У нас в стране более 10 НИИ, занимающихся здоровьем детей! Если бы учёные достучались в закрытые ворота педагогики, то получили бы ответы на вопросы, которые постоянно не дают покоя. Например, почему есть определённые годы, когда дети приходят в 1 класс интеллектуально и физически слабые? Почему ребёнок, отсидев 45 минут урока, выходит на перемену и ищет место, где ему присесть? Почему дети на пробежке почти все держатся за селезёнку? Одна учёная дама сказала, что НИИ этим не занимаются. Так займитесь! У нас в России, оказывается, прикрыли направление «детская психиатрия». При том что главный психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе говорит, что в стране 75% психически неполноценных детей. Я задала вопрос: «А учителей сколько?» Ответ: «У нас учителями тем более никто не занимается». Сами, сами. Но вывести ребёнка из истерики может только здоровый, уравновешенный учитель.

Я помню, как первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко жёстко спрашивал с министерства здравоохранения за идиотский приказ убрать из школ врачей в Москве и психологов в Санкт-Петербурге. Мы ещё, оказывается, хорошо живём!

 

Игровые и творческие формы обучения

Многие считают, что здоровье детей ухудшается в связи с перегрузкой, которая начинается с портфеля ученика и заканчивается большим объёмом «всякой всячины», которую нужно выучить, вызубрить, сдать. Наверно, в этом есть доля истины. Но винить в этом учителей, которые якобы в корыстных целях перегружают школьников, нельзя. Учебный план спускается сверху. Чего там только не появилось за последние годы! Ввели астрономию, экологию, экономику, ОРКиСЭ (основы религиозных культур), три часа физкультуры, иностранный язык в началке, НРК (национально-региональный компонент).

Школа часто вкладывает знания без интереса учащихся. Знания теоретические, абстрактные. Домашнее задание чаще всего подразумевает заучивание. Форма обучения не должна быть принудительной. Она должна быть в старших классах творческой, в младших – игровой.

ФГОСы сегодня по-прежнему вызывают споры у думающих педагогов. Стандарты должны быть конкретными, однозначными, скучными и законными. А у нас ФГОСы – педагогическая поэма, носящая временами манифестный и лозунговый характер. В стандартах никакой конкретики в отношении изучаемых предметов, а в подходах к воспитанию и вовсе провал. Ребёнок 6-9 лет должен быть взращиваться патриотичным и глубоко нравственным. Ещё предлагается оценивать каждого ребёнка по патриотическому и духовно-нравственному уровням. Можно тестировать на наркотики, на профориентацию, но как это сделать в отношении патриотизма?

 

Искусство несёт нравственность

У всех детей совершенно разные способности. Есть знаменитая фраза, которую приписывают Альберту Эйнштейну: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». Известный российский педагог, общественный деятель Евгений Ямбург сказал: «Ни в одной стране мира никто не ставит перед собой задачу такое количество знаний, умений и навыков впихнуть буквально ногами в голову ребёнка (впихнуть невпихуемое). И ни в одной стране мира так не учат, как мы: жёстко, мощно, против шерсти, получая всё большее количество больных детей». Сегодня идёт большой спор, нужны ли спецклассы математики, химии, физики. Вот тема НИИ. Но у нас будет прав Герман Греф: долой математические классы!

На чём должна быть основана дифференцированность обучения? На принципе творческого развития личности или на элитарном обучении какой-то одной науке? Мы пошли курсом создания творческих классов. Они принципиально отличаются от классов юных математиков или гуманитариев, которые в идеале не являются гарантией развития творческой личности, зато гарантируют однобокость воспитания. Все будущие математики, спутникостроители по окончании начальной школы получат у нас диплом об окончании городской школы искусств, интегрированной в учебно-воспитательный процесс лицея. Благодаря им мы имеем в лицее 12 хоров, семь танцевальных коллективов, профессиональный фольклор, театр, вокальную и изобразительную студии. Такое благородное сочетание науки и искусства создают гармонию в душе, сохраняют психическое здоровье. Мы не школа с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. Они системно выведены на уровень качественной нормы, благодаря чему возросла эффективность всего процесса обучения и воспитания. Ни физика, ни математика не дают целостного восприятия мира. Только искусство несёт эту миссию миропонимания и самовыражения, и только оно способно вывести учащихся на новый уровень нравственности. Картинная галерея в школе – это не роскошь, а востребованная необходимость, которая даёт реальную возможность приобщить детей к миру культуры. Современные психологи считают, что содержание разнообразных состояний природы привлекает детское внимание, нейтрализует негативные эмоции, формирует оптимистический настрой, способствует гармонизации душевного состояния ребёнка.

 

Равные приоритеты

Сегодня, слава богу, мы всё чаще слышим, что в школе должно быть два равных приоритета: здоровье и образование. Появляются проекты, программы, но чаще всего они направлены не на системный подход к вопросам образования, а на организацию каких-то акций по искоренению вредных привычек. Но оздоравливают и образовывают не развлекательные мероприятия и отдельные акции. Воспитание здоровой, гармоничной личности – это воспитание в режиме повседневной деятельности: дома, на улице, в школе, в стране. Откройте любую молодёжную программу – там БАМ не строят, беспризорников по всей стране не собирают, целину не поднимают. Там превалируют шоу, фестивали и прочие развлекательные мероприятия.

Наши старшеклассники открыты и естественны, они хотят жить лучше, чище, гармоничнее, чем предлагает существующая реальность. Да, иногда они выглядят грубыми, невоспитанными, равнодушными, но это лишь форма взаимодействия с миром – защитная реакция. Каков мир, такие и способы. Сегодня только вместе власть, школа, родители должны перестать стесняться и активно культивировать ценностный ориентир на юного человека – на жизнь, на добро, на здоровье. И делать это через повседневные дела, обычные уроки, чистые помыслы, собственное поведение.

В чём суть и цель образования? Создать условия и воспитать потребность у детей совершенствовать своё интеллектуальное, а если получится, духовное здоровье. Учителям доверено растить российский народ, и спасибо им за то, что они делают это сегодня с обострённым чувством ответственности и без рыночного интереса. Пришло время, мир обязан измениться. Последние события должны принести прозрение. Что жизнь людей несёт в себе больший смысл, чем зарабатывание денег и их трата – есть и другие ценности. А что живёт в обществе, то живёт и в школе. У детей должно быть ощущение счастливой жизни, здоровый смех, юмор, шалость. Ощущение любви, доброты – для укрепления здоровья, его сохранения и развития – это главные составляющие. Когда все приветливы, улыбчивы и доброжелательны, то хочется жить!

http://sgzt.com/krasnoyarsk/?module=articles&action=view&id=5480

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также

ЗАПУСТИТЬ
Видео, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Образовательная культура, Профессор Базарный, Факторы среды, Школа

Школа калечит? Борьба врачей за здоровьесберегающее образование