ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Я счастлива, что нас свела судьба

Наталья Толоконская, Новосибирск. Учительская газета, №19 от 10 мая 2022.

Здоровье детей, История, Профессор Базарный

Я счастлива, что нас свела судьба 

Слово в защиту детства к 80‑летию Владимира Базарного

Думать и писать о Владимире Филипповиче Базарном – это жажда моего сердца. Большой человек ушел в иное измерение продолжать свой духовный путь и, как водится по природе, помогает нам всем еще больше, чем тогда, когда был совсем рядом. Даже на расстоянии тысяч километров с первой минуты нашего знакомства наша связь была крепкой и неразрывной. Теперь нам выпадает счастье прожить заново все, что прошли и прочувствовали вместе, приумножить ценность каждого мгновения и стать сильнее.

Что нас объединило? Как в мимолетной встрече, в одном интервью в газете можно было сразу увидеть цельного человека, сильного духом, чистого и самоотверженного! Это была газета «Советская Россия» от 23 октября 2004 года, текст под названием «Повернись, Россия, сердцем к детям!», который так тронул мое сердце и подвиг к новому. Этого хватило моей душе в ее стремлении помогать людям, чтобы я бросилась к нему в Сергиев Посад. Со мной была Людмила Осадчая, учитель, словесник от Бога, подвижник детского счастья, в каждом моем слове сейчас частица ее души и всей истории нашей дружбы с Базарным. И вот мы встретились. Неизгладимые впечатления – аура Свято-Троицкой Сергиевой лавры и чистая, как у ребенка, душа Владимира Филипповича, свет в глазах, искренний интерес ко всему, что именуется настоящей жизнью. Это был монолог моего сердца минут на сорок, а он слушал затаив дыхание, моя душа жаждала выговориться. И вдруг в ответ его восклицание: «Я ждал вас всю жизнь, Наталья Петровна!»

И сейчас, когда я дома, как всегда, за школьной конторкой Базарного пишу эти слова, я чувствую, слышу его голос, улыбка не сходит с моего лица, ибо все это есть и даже приумножилось… Осанка, вдохновение, возвышенные чувства – так открывается творчество. А на контрасте с этим сегодняшняя «черная пурга» реальности, она не по силам многим и видна во многом – скудость чувств, потеря отношений между людьми, уныние и безысходность, утрата речи, той самой, где каждое слово соглашалось быть только тонкой красивой оправой глубокого смысла. На фоне таких людских потерь меркнет все материальное, даже неустроенность быта. Но ярче всего горит огонь детской беды.

Более 45 лет Владимир Филиппович нес слово в защиту детства. Шел к этой главной миссии своей жизни по нарастающей: Всесоюзный университет народного творчества имени Н.К.Крупской, курс Военно-технического авиационного училища и, наконец, диплом Красноярского медицинского института, давшего старт его знаменитым лабораториям по исследованию самой жизни и чуткости человеческой к ней.

Насколько были верны и своевременны предостережения Владимира Филипповича! Теперь уже и родиться человеку трудно. А если родился, каждого ждет скорое подчинение чужому жестокому сценарию жизни, где меркнет радость. Дети рождаются особенными, с обновленными генетикой и сознанием, природа посылает каждого ребенка к нам как напоминание о мощи самоорганизации жизни. Казалось бы, вся надежда на них в развитии и обновлении, если только принять их своими учителями. Но, когда я соприкасаюсь как врач с очередной жизнью человека, еще малыша или школьника, в каждом случае констатирую одно и то же: серьезные проблемы со здоровьем приняты по рождению от родителей, слабая конституция, уязвимость перед любым ничтожным фактором. И мощный пресс со стороны взрослых, где так солидарны родители, врачи и учителя, их «забота» подавляет на корню природный талант, само естество жизни. Болезнь детей ушла очень глубоко от простых острых физических недомоганий к поражениям на ментальном и эмоциональном уровнях. Значит, закрыт путь к самоопределению, сильным личным решениям. Так и хочется крикнуть: «Это же ваше продолжение, взрослые, вашего безволия, низкой инициативы сердца, рабской психологии и подчинения чужому сценарию жизни!»

Тогда в Сергиевом Посаде мы пригласили Владимира Филипповича к нам в Новосибирск. Вместе мы сила! Многое состоялось в нашем сотрудничестве, отпечаталось в сердцах и учителей, и детей. Образцы его общения, встреч с ребятами, где он в одно мгновение на чувствах пробуждал их осознанность, чувствознание, будут служить в поколениях утверждению свободы человека. Во всем, в каждом житейском событии виден он – тонкая и ранимая натура, горячее сердце, он бережно хранил свою детскую впечатлительность, потому и жизнь давалась ему целиком на ярких чувствах, сильными переживаниями за каждого. Каким искренним и непосредственным, честным и благородным раскрывался Владимир Филиппович в общении с любым ребенком, а в ответ мгновенно получал безмерную признательность!

А тогда уже 2005 год был отмечен важными событиями нашего творчества. Вдохновленная нашими устремлениями и сотрудничеством, я как председатель попечительского совета областного отделения Российского детского фонда 23 августа 2005 года выступила на V съезде работников образования Новосибирской области «Здоровье детей и молодежи в системе образования – будущее процветания России». «Работа над ошибками для взрослых» – так это называлось, и в завершение наша твердая позиция: «Детям нужны живые примеры в настоящем. Пока дети живут сердцем, им принимать хорошее так же легко, как дышать воздухом.

В этом и есть философия предложенной нами программы по воплощению принципиально новых методологических подходов, способствующих оздоровлению, духовному раскрепощению и развитию детей на модели начальной школы. Опыт многих, с кем мы единодушны, но которые не по своей вине всегда в оппозиции существующей системе, нам очень пригодится. Среди них известный всем и любимый нами академик Влаиль Казначеев, именно в Новосибирске более 30 лет самоотверженно отстаивающий идею Института Человека, это Владимир Базарный, опытный врач-педагог из Сергиева Посада, система которого взята нами за основу, и его слова как эпиграф: «Повернись, Россия, сердцем к детям!» Все дело в силе намерения!» Этот текст облетел не один раз нашу страну как символ нашего единодушия и единомыслия в главном.

Мы с Владимиром Филипповичем – ученики академика Влаиля Петровича, и этим многое сказано. Мы на одной волне, держим вместе высокую планку жизни, чтобы можно было соизмерить, содрогнуться от того, как есть, как отклонился человек от своей космической траектории жизни, своего предназначения, и ступить на новый путь. Как за простотой и скромностью сияла сильная личность Владимира Филипповича, как он стал по призванию преемником фундаментального знания жизни, хранил его и воплощал творчески в масштабных проектах, отстаивал свободу и самостоятельность приходящих в жизнь. В каждой его фразе глубокий смысл и большие возможности: «…свободная игра творческого воображения выводится только из эмоциональных впечатлений и реальных образов мира, в их преображении в руко- и речетворчестве». С грустью не раз говорил он о том, как образование «распинает» детскую душу, а только она, душа, родник истинных знаний жизни.

В этом же 2005 году вышло в свет наше совместное «Методическое руководство по формированию системы контроля за здоровьем детей в условиях школьного образования». Вся суть в том, как пробуждать и возрождать простыми способами мощное движение здоровой жизни ребенка, всячески потакать природным механизмам самоисцеления и применять верные измерители успехов.

Наступил 2006 год, было символичным, что именно в мае этого года мы создали в Новосибирске общественную организацию «Институт Человека», и это было данью творческому наследию наших учителей. Мы видели свою ответственность в том, чтобы пробуждать в человеке его осознанность как личности, возвращать его к своим глубинным ценностям, открывать человеку новые горизонты жизни. Мы проводили с Владимиром Филипповичем форумы гуманной педагогики, поднимали на подвиг школы. Это было временем реализации национальных проектов, правда, звучали они по-отдельности – «Образование» и «Здоровье». А на деле, по природе, что и отстаивал Владимир Филиппович, только истинное образование имеет наилучшим итогом высший уровень здоровья ребенка. Впечатляющие приметы – нервущаяся радость, свобода в проявлении ребенком подлинности своей натуры. Тогда и взрослая жизнь складывается счастливой для тех, кто прошел настоящую школу жизни, будучи еще маленьким.

Вдохновляясь трудами Базар­ного, сверяясь с ним, я в июне 2006 года представила образованию свою интегральную программу «Формирование здоровья ребенка как результат образования в начальной школе». Руководители Министерства образования с одобрением откликнулись приказом – определили базовые школы Новосибирска для реализации наших проектов, были большое рвение и вдохновение к сотрудничеству директоров школ, учителей, родителей. Но…

Система до сих пор не позволила воплотить в жизнь задуманное. Возглас сердца Владимира Базарного и сейчас звенит над планетой: «Хочется забраться на Эверест и прокричать: «Люди, живущие в радужных слепоте и надеждах, распните в себе козью самоуверенность и агнецовые страхи и наивность! Распните так, как это нам завещал еще 2000 лет назад Спаситель. Только в мужестве Бог, любовь, счастье, здоровье и будущее детей. А пока мы выражаем себя и любим себя, наши дети и внуки, как корень древа вечности нашей жизни, неумолимо выходят из человеческой сущности и жизнеспособности. Выходят навсегда».

Мы, как и все современники Базарного, вдохновлялись от живого общения с ним, что невозможно без непостижимой магии его уникальной личности. Теперь же, когда он вознесся на достойную его высоту, мы можем питаться глубиной его творческого наследия под грифом его имени. Наше призвание – принять его дар, быть преемниками в лучшем, что проповедовал и отстаивал Владимир Филиппович от имени самой природы, нам своим соответствием природе укоренять правду жизни.

Наталья Толоконская, Новосибирск.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также

ЗАПУСТИТЬ
Видео, Здоровьесберегающие технологии, История

О внедрении здоровьесберегающих технологий Базарного в школе Усинска — 1996 г. 

ЗАПУСТИТЬ
Видео, Здоровьесберегающие технологии, Наука, Профессор Базарный

Фильм о первой научной лаборатории профессора Базарного