ВЛИЯНИЕ ПОЛЯРНОЙ НОЧИ НА СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У ДЕТЕЙ
В.Ф. Базарный, И.И. Казакевич
НИИ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ СЕВЕРА СО АМН СССР (директор проф. Орехов К.В.), КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ АДАПТАЦИИ ЗРЕНИЯ (зав. ст.н.с. В.Ф. Базарный), г. Красноярск
Исследование первое
Зрительный анализатор является непосредственной фотореактивной системой, и в этом смысле — акцептором и мишенью для фотоэкстремальных состояний. Интимная связь его с высшими сенсорными центрами коры головного мозга, а также тесная анатомо-функциональная связь с гипоталомо-гипофизарным комплексом позволяет предполагать, что он находится и в определённых системоорганизовавшихся связях с биоритмологическими характеристиками внутренней среды организма. Поэтому исследование влияния такого фотоэкстремального периода как полярная ночь на состояние зрительного анализатора представляет практический и теоретический интерес.
Настоящее сообщение касается оценки состояния зрительного анализатора до и после периода полярной ночи у детей 1-4 классов. Объективность полученных закономерностей подтверждена изучением состояния зрительного анализатора в течение 2-х полярных ночей 1974-75 гг. (38 школьников) и 1977-78 гг. (34 школьника). В обоих исследованиях показатели снимались в 20-х числах ноября и после 13 февраля.
Настоящим исследованием установлена высокая фотореактивность и лабильность таких показателей зрительного анализатора как состояние последовательных образов ( с 2 мин. Г7 сек. до 2 мин. 33 сек) , что указывало бы на тенденцию к увеличению «застойности» в тормозно-возбудительных процессах, происходящих в высших центрах зрительного анализатора. Снижение порога темповой адаптации после периода полярной ночи ( с 47 до 38 сек.) указывает на повышение чувствительности нейроэпителия. Главным проявлением воздействия периода полярной ночи на внутриглазное давление является перевод его в неустойчивое состояние: в 62 процентах внутриглазное давление повысилось (в среднем на 2 мм), в 15 процентах оно понизилось (на 2 мм) и в 23 процентах оно не изменилось. Определённые изменения произошли и в сенсо-моторном бинокулярном синтезе: сдвиг сенсо-моторных осей локализации в пространстве в сторону дивергенции .Последнее нашло отражение в уменьшении степени эзофории, переход их в ортофорию, а последней — в экзофории.
Несмотря на лабильность многих физиологических показателей некоторые функциональные показатели зрительного анализатора выявили значительную устойчивость: разрешающая способность глаза (максимальная острота зрения); эргонометрические показатели в ответ на кратно-временные нагрузки (монокулярные резервы аккомодации, положительная часть относительного объёма аккомодации и др.).
Жесте с этим, при продолжительных зрительных нагрузках эргонометрическая функция зрительного анализатора после периода полярной ночи ухудшилась (эргография).
Полученные фактические данные являются исходными для дальнейших углублённых исследований.
Исследование второе
На уровне 69 параллели полярная ночь начинается с 30 ноября и продолжается до 13 января. В течение этого периода резко суживается пространственная видимость и пространственная активность для зрительного анализатора. Школьники большую часть времени находятся в закрытых помещениях, что дополнительно повышает нагрузку и напряжение на зрительный анализатор. Все эти факторы имеют преимущественно отношение к зрительной эргономии. Однако главным моментом здесь является отсутствие привычной фотопериодичности, что в наибольшей степени должно отразиться на состоянии колонковой и колбочковой чувствительности, а также на высших сенсорных центрах зрительного анализатора, т.е. после завершения периода полярной ночи естественно ожидать нарушения в состоянии зрительного анализатора. Однако полученные нами данные состояния зрительного анализатора повторенные дважды различными исследованиями на различных группах детей оказались несколько неожиданными
В исследовании до и после полярной ночи (20 число ноября 1977г. — середина января 1978г.) обследованы дважды одни и те же школы. В исследовании изучалась острота зрения по таблицам О.М. Новикова, а также некоторые факторы бинокулярности, имеющие отношение к зрительной эргономии; положительная часть относительного объема аккомодации, положительная и отрицательная часть фузионных резервов, характер бинокулярного равновесия (фория) параллельно оценивалось состояние внутриглазного давления.
За отмеченный период полярной ночи острота зрения не только не снизилась, а наоборот, в ряде случаев выявлена тенденция к её повышению.
Не установлено определенной закономерности и в состоянии монокулярных резервов аккомодации.
Интересны закономерности до и после полярной ночи в состоянии положительной части относительного объема аккомодации. У детей, обучающихся в классах с обычным зрительным режимом выявлена тенденция к повышению положительной части относительного объема аккомодации, а у детей, обучающихся в классах со специализированным динамическим режимом, наоборот — положительная часть относительного объема аккомодации уменьшилась (хотя в целом среди таких детей резервы существенно выше, чем среди школьников с обычным зрительным режимом).
Период полярной ночи также неодинаково отразился и на состоянии фузионных резервов. Если среди детей, находящихся в классах со специализированным динамическим зрительным режимом, в течете полярной нот выявляется устойчивость и стабильность фузионных резервов, то среди детей, находящихся в обычных условиях зрительного режима, установлена тенденция к сужению фузионного поля.
В целом сужение пространственной активности зрительного анализатора, которое сопровождает период полярной ночи, нашло отражение на состоянии и моторного равновесия, что сказалось в сдвиге бинокулярных осей в сторону дивергенции. Последнее нашло отражение в уменьшении степени эзофории, переход их в ортофорию, а последний — в экзофорию.
Для того, чтобы выяснить могло ли такое перераспределение тонуса в окружающих глаз мышцах отразиться на тонус глазного яблока, мы исследовали состояние внутриглазного давления. Всего ВГД до и после полярной ночи было измерено у 26 школьников I и 2 классов.
Анализ полученных данных /см. табл./ выявил следующее. Внутриглазное давление определенным образом реагирует на период полярной ночи. Причем, эта реакция не является однонаправленной, хотя в подавляющем числе случаев ВГД повысилось.
Главным клиническим проявлением воздействия периода полярной ночи на ВГД — это перевод его в неустойчивое состояние. Последнее отразилось в том, что в 62% случаев ВГД повысилось (в среднем на 2 мм), в 15% — оно понизилось (также на 2 мм) и в 23% оно не изменилось.
Следующая часть доклада касается предыдущего исследования, выполнена на школьниках: 4-го класса до и после полярной ночи с 1974 по 1975 годы (всего было обследовано 20 школьников).
В этой работе оценивалось состояние остроты зрения, некоторых эргономических показателей: монокулярные резервы аккомодации, резервы конвергенции, фузионные резервы. Дополнительно оценивалась реакция нейроэпителия — через определение порога темновой адаптации, а также равновесия тормозно-возбудительных процессов в высших корковых центрах зрительного анализатора (через соотношение длительности положительной и отрицательной части последовательных образов (поры темновой адаптации и последовательные образы исследовались на адаптометре АДМ).
Как и в выше представленном исследовании в настоящем исследовании период полярной ночи на остроте зрения и монокулярных резервах аккомодации не отразился. Кроме того у этой группы детей так же как и у первой существенно сузилось фузионное поле.
Кроме того, в данном исследовании получена и дополнительная информация. В частности, после периода полярной ночи существенно повысилась чувствительность колбочковой части темновой адаптации, последнее выразилось в снижении порога темновой адаптации. Продолжительность же последовательных образов тлеет тенденцию к удлинению. Последнее может указатъ на тенденцию к увеличению «застойности» в тормозно-возбудительных процессах, высших центрах зрительного анализатора.
Таблица №1
СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У ШКОЛЬНИКОВ 4-х КЛАССОВ ДО И ПОСЛЕ ПОЛЯРНОЙ НОЧИ (I974-1975гг.)
Время обследования |
Острота зрения |
Монок. РА |
Фузионные резервы |
Порог темновой адаптации (сек)
|
Длительность последовательных образов (мин, сек) |
|||
положит. |
отрицат. |
положит. |
отрицат. |
положит. + отрицат. |
||||
До полярной ночи |
1,0 1,0 |
8,2 7,0 |
13 |
7 |
47 |
1’ОЗ» |
1’14» |
2’17» |
После полярной ночи |
0,9 1,0 |
8,7 8,2 |
9 |
2 |
38 |
1’14» |
1’19» |
2’33» |
Таблица №2
СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ ДО И ПОСЛЕ ПОЛЯРНОЙ НОЧИ
(1977-1978г., Талнах, школа №27)
Класс |
Острота зрения до и после |
РА до и после |
ООА до и после |
фория до и после |
Данные синоптофора |
||||||||||||||
С/У |
О/У |
(+) фуз.рез (-) фуз.рез |
|||||||||||||||||
до |
после |
до после |
до |
после |
до |
после |
|||||||||||||
1а |
1.2 1.3 |
1.3 1.3 |
3.3 3.3 |
3.3 3.3 |
3.2 |
2.7 |
10(+) 2(-) |
5(+) |
0 |
4(4) К+І |
0 |
0 |
12.8 |
12.9 |
4.6 |
— 5.1 |
|||
1б |
1.1 1.09 |
1.2 1.2 |
2.0 2.1 |
2.3 2.3 |
2.2 |
2.4 |
2 (о) 6(+) |
2(0) 5(+) 1(-) |
7(0) 1(+) |
7(0) 1(+) |
8(0) |
7(0) 1(+) |
16 |
14.3 |
5.3 |
5.0 |
|||
2а |
1.3 1.3 |
1.3 1.4 |
3.2 3.2 |
2.5 2.1 |
3.8 |
3.3 |
9(+) З(-) |
4(+) 2(-) 6(0) |
12(0) 1(+) |
10(0) 1(+) 2(-) |
0 |
0 |
11,5 |
12 |
4.7 |
— 4.5 |
|||
2б |
1.4 1.4 |
1.4 1.4 |
2.0 2.0 |
1.6 1.6 |
2.4 |
.3 |
2(0) 1(+) 1(-) |
2(0) 1(+) 1(-) |
4(0) І(-) |
2(0) 2(-) 1(+) |
0 |
0 |
12.4 |
17,2 |
4 |
4 |
Таблица №3
СОСТОЯНИЕ ВНУТРИГЛАЗНОГО ДАВЛЕНИЯ ДО И ПОСЛЕ ПОЛЯРНОЙ НОЧИ У ШКОЛЬНИКОВ ТАЛНАХА (І977-І978гг)
пп |
Фамилия, имя
|
До полярной ночи
|
После полярной ночи
|
пп |
Фамилия, имя
|
До полярной ночи
|
После полярной ночи
|
|
1. |
1-е классы
|
Пинчук Валера |
20 |
22 |
10. |
Антамонова Ира |
24 |
25 |
2. |
Заваденко |
20 |
23 |
11. |
Баранова Марина |
23 |
21 |
|
3. |
Алексеева Наташа |
22 |
23 |
12. |
Брежда Лена |
20 |
20 |
|
4. |
Бирюкова Оля |
22 |
22 |
13. |
Баранкина Оля |
22 |
22 |
|
5. |
Иванов Миша |
22 |
22 |
|
Кагородцева Оксана |
20 |
20 |
|
6. |
Орлова Илона |
21 |
22 |
15. |
Комлев Костя |
22 |
24 |
|
7. |
Орлов Сапа |
20 |
23 |
I6. |
Наумова Лена |
22 |
25 |
|
8. |
Хуако Слава |
22 |
22 |
|
|
|
|
|
9. |
Чежуких Лариса |
24 |
25 |
|
|
|
|
|
1. |
2-е классы
|
Арацкий Станислав |
22 |
23 |
7. |
Галушкина |
23 |
21 |
2. |
Морозов Сергей |
22 |
25 |
8. |
Лаврин |
23 |
24 |
|
3. |
Мишин Николай |
20 |
22 |
9. |
Песков |
20 |
22 |
|
4. |
Ращупкин Виталий |
22 |
25 |
10. |
Тихоненко |
23 |
21 |
|
5. |
Чичикайло Натала |
27 |
25 |
|
|
|
|
|
6. |
Шестакова Оля |
22 |
23 |
|
|
|
• |
Читайте также
ПОПУЛЯРНОЕ
СВЕЖЕЕ
Основа методологии
Человек создаёт культуру, культура создаёт человека.
Человек и общество непрерывно формируются под воздействием окружающей среды: природы и культуры. Человек и общество не разиваются и не становятся зрелыми сами по себе, для этого требуется создать специальные условия, которые раскроют генетически обусловленный потенциал.
Узнать большеИНФОГРАФИКА
Формирование человека
Человек формируется непрерывно в течении всей своей жизни на основе генома под управляющим воздействием окружающей среды: культуры и природы. Интенсивность данного процесса максимальна с периода зачатия до биологического совершеннолетия 12-13 лет когда возможна своевременная активация всего генетического потенциала. Также изменчивость варьируется внутри самого организма, достигая…