Фото внизу: в центре слева – министр здравоохранения СССР академик Е.И.Чазов; крайний слева - проф. В.Ф.Базарный.
На базе НИИ Медицинских проблем севера СО АМН СССР в конце 70-х годов прошлого столетия под руководством профессора Базарного были исследованы причины высокой заболеваемости и смертности населения, а также разработан решающий проблему здоровьесберегающий комплекс технологий.
Основной причиной, побудившей тогда учёных заниматься этой проблемой, послужило прогрессирующее массовое ухудшение зрения у школьников. Решая именно эту проблему, на тот момент врач-офтальмолог (сделавший более 6000 операций), Владимир Базарный сделал целый ряд фундаментальных научных открытий, на 30 лет опередив своих коллег из США. Основой здоровьесберегающих технологий стало простое и гениальное решение — организовать образовательный процесс так, чтобы предоставить ребёнку больше свободы для движения и развития органов чувств.
На сайте института отмечается особое значение работы профессора:
«Поистине всесоюзную известность приобрели исследования и пионерские разработки коллектива отделения физиологии и патологии зрения под руководством профессора В.Ф. Базарного. Его основные сотрудники – Т.В. Горячева, В.А. Гуров, Л.П. Уфимцева, Э.Я. Оладо продолжают работать в подобных направлениях в других учреждениях края.»
«Базарный Владимир Филиппович был первым, кто защитил свою докторскую диссертацию, из числа работающих в институте. Он является автором чрезвычайно важного научного направления — здоровьеразвивающей педагогики. Им разработаны и внедрены в практику обучения детей много уникальных методик, направленных на профилактику в процессе обучения ребенка различных форм патологии и не только органов зрения. Научная школа В.Ф. Базарного известна далеко за пределами Красноярского края. Его методические подходы широко используются особенно в регионах с неблагоприятными экологическими условиями, а его ученики продолжают реализацию его идей в нашем городе».
При открытии НИИ Медицинских проблем Севера СО АМН СССР с программой исследования истоков школьных стрессов в 1978 В.Ф. Базарный был избран по конкурсу руководителем отделения сенсорных систем данного института. На базе института были исследованы и раскрыты истоки и механизмы целой группы школьных стрессов, запустивших ряд эволюционно регрессивных синдромов на клеточно–генетическом уровне (выгорания, детей-овощей, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью-СДВГ). Кроме этого были вскрыты истоки и механизмы формирования школьных сколиозов, близорукости, патологии сердечно–сосудистой и психической сферы. На основе выполненных исследований была разработана четкая программа массовой первичной профилактики школьных патологий непосредственно в организации и режимах проведения академического урока. Научный Совет №37 АМН СССР в 1986 году данное исследования признал научным открытием.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПИСЬМА, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ, РАЗРАБОТАННЫЕ В ГУ НИИ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ СЕВЕРА СО РАМН
(при руководстве профессора В.Ф. Базарного)
- Методика коллективных офтальмотренажей: Методические рекомендации / Сост. Базарный В.Ф., Казакевич И.И. / ВДНХ СССР. Павильон «Здравоохранение СССР». — Москва, 1981.-7 с.
- Методические рекомендации по изучению физического развития детей / Сост. Прахин Е.И., Базарный В.Ф.,Захарова Л.Б., Манчук В.Т., Неязов В.А., ПономаренкоГ.С., Алимский А.В. / Отв.ред. д.м.н. Николаев В.Г. / ВДНХ СССР. Павильон «Здравоохранение СССР». — Москва,1981.-11 с.
- Влияние условий Крайнего Севера на орган зрения в процессе развития детей / Базарный В.Ф. / Докторская диссертация 1982
- Профилактика отклонений в развитии зрения и формировании рефлекса низко склоненной головы в процессе овладения детьми навыками чтения-письма: Методические рекомендации / Сост. Базарный В.Ф./ ВДНХ СССР. Павильон «Здравоохранение СССР». — Москва, 1982.-7 с.
- Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях / Базарный В.Ф., Уфимиева Л.П., Оладо Э.Я., Горячева Т.В., Лапина Л.Г. / ВДНХ СССР. Павильон «Здравоохранение СССР» (Отдельный выпуск к экспонату на ВДНХ СССР). — Москва, 1983.-33 с.
- Научная основа массовой диспансеризации и управляемого развития зрения у детей в условиях дошкольно-школьного воспитания и обучения / Базарный В.Ф., Уфимиева Л.П., Горячева Т.В., Оладо Э.Я. / ВДНХ СССР. Павильон «Здравоохранение СССР» (Материал к экспонату на ВДНХ СССР).- Красноярск,1984.-73 с.
- Укрепление здоровья детей и подростков за счет интеграции процессов обучения и направленного формирования функций зрения: Методические рекомендации (приложение к экспонатам на ВДНХ СССР) / Сост. Базарный В.Ф. — Красноярск,1987. — 53 с.
- Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах: Методические рекомендации / Сост. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П., Оладо Э.Я., Гуров В.А. / МЗ РСФСР. — Красноярск, 1989.-36 с.
Данная программа была утверждена Министерством Здравоохранения РСФСР для повсеместного внедрения.
- Зрение у детей. Проблемы развития. / Базарный В.Ф. / Научная монография / — Новосибирск: Наука СО, 1991 — 136 с.
Читайте также
ПОПУЛЯРНОЕ
СВЕЖЕЕ
Основа методологии
Человек создаёт культуру, культура создаёт человека.
Человек и общество непрерывно формируются под воздействием окружающей среды: природы и культуры. Человек и общество не разиваются и не становятся зрелыми сами по себе, для этого требуется создать специальные условия, которые раскроют генетически обусловленный потенциал.
Узнать большеИНФОГРАФИКА
Формирование человека
Человек формируется непрерывно в течении всей своей жизни на основе генома под управляющим воздействием окружающей среды: культуры и природы. Интенсивность данного процесса максимальна с периода зачатия до биологического совершеннолетия 12-13 лет когда возможна своевременная активация всего генетического потенциала. Также изменчивость варьируется внутри самого организма, достигая…