ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Stay connected

Что оставляет пророк в своём отечестве?

Таисья Петровна ТРУБАЧЕВА, Валентина МАЙСТРЕНКО. «Красноярский край сегодня», 10-16 октября 2001 г.

Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Профессор Базарный, Школа

Что оставляет пророк в своём отечестве? 

Ведь он не может уйти бесследно.

Человеком 2000 года назвала нашего земляка, доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного «Учительская газета». Основания для этого есть немалые. По разработанной им методике, направленной на развитие и сохранение здоровья детей, работают педагоги самых разных регионов России и Белоруссии. Только на территории огромной республики Коми, на правительственном уровне поддержавшей новаторские идеи Владимира Базарного, почти 500 городских и сельских школ и детсадов используют элементы его методики. Недавно впервые в истории отечественного образования администрация Ставропольского края объявила открытый конкурс на внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. В этом конкурсе, в котором принимали участие и солидные отечественные ученые, и настырные посланцы зарубежья — всякого рода валеологи, победу одержал доктор Базарный.

 

Человек 2000 года

Не столь давно голос учёного звучал на «Радио России», подготовившего серию репортажей из московской школы-лаборатории № 760. Это был увлекательный рассказ о разительных переменах, которые произошли в школьной атмосфере, в здоровье детей, после того как здесь стали учить «по Базарному». В этой московской школе ведётся постоянная исследовательская работа с участием педагогов, психологов, врачей, ученых-теоретиков. Все сходятся в одном: система Базарного помогает раскрепощаться и ученикам, и учителям, так как с плеч спадает огромный груз принуждения и понуждения и в каждом человеке пробуждается творческое начало.

Центральная пресса сообщала о том, что разработками доктора Базарного заинтересовались иностранцы, которые хотели закупить у ученого самые ценные из 44 запатентованных им изобретений по комплексному развитию детей. Но наш земляк отказался, заявив, что его открытия принадлежат России. В настоящее время учёный живёт неподалеку от Москвы, в духовной святыни России — Сергиевом Посаде, где возглавляет научно-внедренческую творческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Но не здесь, а именно в Красноярске 20 лет тому назад ученый разработал новое направление в науке — здоровьесберегающую педагогику, которая в 1986 году научным советом Российской Академии медицинских наук была зарегистрирована в качестве мирового открытия. Именно здесь были сделаны первые практические шаги по внедрению новой системы в жизнь. Здесь ученый-новатор обрел в области медицины и педагогики первых своих последователей и сподвижников и, разумеется, первых своих противников.

Есть известная библейская истина: нет пророка в своем Отечестве. Так случилось и с открытиями доктора Базарного в Сибири. Огромный внедренческой площадкой стали для ученого Коми республика, множество других областей России, но не Красноярский край. И все же… Ведь что-то да и оставляет пророк в своем Отечестве! Из последователей системы Базарного в крае одной из самых последовательных оказалась красноярская школа-интернат № 4, известная как авторская школа социальной реабилитации. Возглавляет её заслуженная учительница России Таисья Петровна ТРУБАЧЕВА. С ней и беседуем мы о человеке 2000 года Владимире Базарном, имя которого и в 2001 году на слуху.

 

«Прошу слова!»

— Таисья Петровна, как вы нашли друг друга в ту пору строгого следования педагогическим догмам? Ведь система Базарного взрыву подобна и сейчас, а уж в те годы и подавно.

— Случилось это на 1-м краевом съезде работников просвещения в 1987 году. Он ворвался в атмосферу съезда стремительно, как комета: «Прошу слова!» Каждое слово незнакомого мне оратора отзывалось в сердце: это был мой единомышленник! Он не говорил, он взывал к нашей совести: «Что ж мы делаем, мы детей, которые приходят в школу относительно здоровыми, выпускаем в жизнь совсем больными!» Ученый-медик приводил убийственную статистику, утверждал, что детям можно помочь, если учить их, заботясь о здоровье. А у меня в интернате все дети — больные, половина — сироты, брошенные родителями. Как только объявили перерыв, я бегом за ним: разрешите познакомиться, я хочу помочь моим детям, скажите, как! Это и был доктор Базарный.

Пошла я к нему в НИИ медицинских проблем Севера, где он тогда работал. Владимир Филиппович принял меня, как Бальзак, стоя за конторкой… Такие конторки появятся потом в наших классах. Появятся красочные экологические календари на стенах, офтальмологические тренажеры для тренировки глаз на потолках. Серый мир канет в прошлое, расширится, станет ярким, красивым, вращающимся. Даже парты сдвинутся с рядов и раскинутся по классам веером! Вот сколько даже чисто внешних перемен принесет с собой этот человек, после того как переспит порог нашей школы.

После первой же нашей встречи Владимир Филиппович согласился, не беря за то денег, прочитать цикл лекций для нашего коллектива. Представьте: 50 умных, деятельных педагогов слушали его зачарованно, как дети. Это же трагедия нации, когда на 100 выпускников обычной средней школы только 2-3 — здоровые! Послушайте членов призывных комиссий в военкоматах: сейчас в армию некого брать — все больны! А век тому назад всё было наоборот: на 100 призывников приходилось всего 2-3 больных. Как-то же надо противостоять деградации нации! На стыке 80—90-х годов не только мы, но и другие школы стали внедрять систему Базарного. К нам в край стали приезжать за опытом разных концов Союза.

 

Как победить школьную близорукость?

У нас школа специфичная: дети с замедленным умственным и психическим развитием, очень трудно готовить их к взрослой жизни в этом мире и адаптировать к ней. Но с внедрением системы Базарного мы взошли на новый более высокий уровень коррекционно-воспитательной работы. И в наших детях словно открылось «второе дыхание». Помню первые шаги, как трепетно мы следили за 1 «Б», который стал экспериментальным, за изменениями в поведении детей, за их интеллектуальной деятельностью, за их здоровьем. К нашей радости, мы видели, что к неуравновешенным, рассеянным, нервным нашим ребятишкам на уроках, превращенных в увлекательную игру, приходило спокойствие и равновесие.

На базе нашей школы объединили усилия не только НИИ медицинских проблем Севера, где работал доктор Базарный и его сподвижники, но и факультет дефектологии Красноярского пединститута во главе с доктором педагогических наук Алексеем Андреевичем Дмитриевым, Красноярский институт усовершенствования учителей, возглавляемый, увы, ныне покойным Юрием Евгеньевичем Васильевым. Уже к концу второго года обучения по системе Базарного с помощью многочисленных психо-моторных гестов было установлено, что уровень работоспособности экспериментального 1 «Б» с 40 процентов увеличился до 80 процентов! Снизилось число заболеваний ОРЗ, а острота зрения у ребят повысилась на 30 процентов. Да, это было время борьбы со школьной близорукостью не только у детей, но и у взрослых дядей и тетей, которые в штыки принимали нововведения доктора Базарного. Тем не менее приказом гороно наша школа была объявлена экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий доктора Базарного в учебный процесс. В 1989 году совместно с учеными мы разработали концепцию развития нашей школы-интерната, установив связи с самыми разными учреждениями, начиная с Министерства здравоохранения России и завершая краевым комитетом по физкультуре и спорту. Пять лет спустя, в мае 1993 года, наш труд увенчался официальным признанием. Как директор школы я получила авторские права за разработку и внедрение методики социальной реабилитации детей в школе интернатского типа. Но начало постоянной и активной работы в защиту здоровья детей, без сомнения, положено доктором Базарным.

 

Лечимся «Багульником»

— Прошли годы. Многие последователи ученого в крае отступились от его нововведений. Трудно обвинять в этом людей: так называемые реформы такой дубинкой шарахнули по народному образованию, что приходится удивляться тому, что оно ещё живо. Лет пять назад я прочитала в одной газете письмо, это был крик души сторонников системы доктора Базарного из сельских школ Коми республики. Они писали, каких баснословных денег стоит комплект двухместного ученического стола со стульями, одна конторка, сенсорный тренажер и прочее оборудование, необходимое для оснащения класса по системе Базарного. В вашей школе-интернате что-то уцелело от тех новаторских времен?

— Зайдите в первый класс, он полностью оборудован по замыслу Владимира Филипповича. Зайдите в остальные классные комнаты — девять из четырнадцати классов гак же и работают, меняя динамические позы, за партами и конторками, как и прежние поколения школьников. Спасибо мастерам химкомбината «Енисей» — качественно сделали конторки. С нами по-прежнему рядом верные ученики ученого, например, кандидат медицинских наук Нина Ивановна Венсловене, кандидат биологических наук Виктор Александрович Гуров… Да что говорить! Даже наши спортивные достижения связаны с именем Базарного, хотя дополнительно взяты на вооружение и другие отечественные и зарубежные разработки ученых! Наши дети побеждали на всероссийских конных скачках и в соревнованиях по настольному теннису, не раз выходили победителями на специальных спортивных олимпиадах. Последняя победа — золотые олимпийские медали на «Special Olimpics» — они завоеваны нашими юными спортсменами в Анкоридже в штате Аляска нынешней зимой.

По здоровьеохраняющему принципу построены разработанные коллективом школы целевые программы «Поиграй-ка!» (для малышей) и для более старших детей — «Помоги себе сам». Программа, связанная с лечением лошадью «Иппотерапия», была почерпнута мною в Германии, но и эти поиски новых форм оздоровления детей тоже берут истоки из концепции Базарного. А как раскрываются, раскрепощаются дети в изобразительном творчестве! Наша художественная студия «Багульник» вместе со множеством рукодельных кружков творит чудеса, вырастила целую плеяду лауреатов и дипломантов краевого фестиваля художественного творчества «Поверь в себя», у нас появились поклонники даже в Австралии.

Конечно, мы, как и все интернаты, нынче бедствуем, на сегодня, например, имеем 300 тысяч долга. Приходится побираться, просить своё же в вышестоящих инстанциях, обивать пороги в кабинетах спонсоров. Но мы научились за эти годы и зарабатывать себе хоть немного на жизнь! Помогает нам постигать эту науку целевая программа «Подворье». В нашем загородном лагере «Багульник», где дети летом трудятся и оздоровляются, мы содержим кур, уток, кроликов, свиней, коров, выращиваем картофель и овощи. Дети в этом живом деревенском мире оттаивают душой, получают трудовые навыки, поправляют здоровье. Итоги нынешнего лета еще не подведены, а вот по итогам прошлого лета и года могу сказать, что своими невеликими силами мы вырастили овощей и добыли животноводческой продукции более чем на 100 тысяч рублей.

— Таисья Петровна, всё, что вы рассказываете, применимо в других школах и интернатах. Почему же с таким трудом воплощаются в жизнь разработки доктора Базарного?

— Дело а том, что реализация идей этого ученого требует огромного труда всего педколлектива, а не только энтузиазма отдельных подвижников. Не все способны за какие-то жалкие 500 рублей в месяц выкладываться, брать на себя груз сверх положенного и т.д. Но если коллектив решится и пойдет на это, благотворная отдача будет непременно. Когда в декабре 1998 года я обобщила весь этот наш опыт по сохранению здоровья детей на всероссийской конференции по проблемам детей-инвалидов «Партнерство во имя развития» в Москве, коллеги меня взяли в кольцо, умоляя выслать все наши целевые программы для внедрения в их школах и интернатах. Пришлось замминистра просвещения Елене Евгеньевне Чепурных выделять нам средства для того, чтобы мы смогли распечатать программы и разослать их в 87 регионов России…

Завещание императора Вильгельма

— Не перестаю удаляться нашим педагогам, несмотря на то, что их загнали на задворки общества, многие из них готовы к новаторству. И всё же, что мешает хотя бы у нас в крае укрепляться той же системе Базарного, преимущества которой очевидны?

— Вы знаете, в 1888 году кайзер Вильгельм II в «Обращении нации» предъявил минпросовским чиновникам беспрецедентный счет. Он обвинил их в том, что именно школа подрывает здоровье нации, «создает только» беспочвенников, неудачников, журналистов… (простите, это кайзер ими был недоволен, лично а благодарна журналистам за то, что в самую трудную минуту они поддерживали нас и все наши новаторские устремления)». Далее император говорит, что школа создает людей «переутомленных, близоруких телом и духом, неспособных к энергическому действию». На удивление все эти немецкие проблемы прошлого века созвучны нынешним нашим. Как отец нации император объявил, что вынужден будет вмешаться в систему образования и изменить подобный ход дела. Учтите, Германия в то время была сверхдержавой — самой образованной, самой напичканной учебными заведениями. Вот именно такую — отцовскую боль за нацию я вижу в действиях Владимира Филипповича Базарного. По большому счету, он говорит о сбережении всего народа. Мы постоянно следим за всеми его выступлениями, поддерживаем связь с ним, радуемся, когда ему удается пробить очередную брешь в железобетонной стене. Так вот, когда эта его боль дойдет до самых высших эшелонов власти, а ученый уже не раз и не два выходил и на кремлёвских деятелей, тогда, я думаю, школа в России изменится коренным образом.

Беседу вела Валентина МАЙСТРЕНКО

Из истории школы КГБОУ «Красноярская школа №4».

«С 1989 года начался эксперимент по использованию методов и приемов здоровьеразвивающей педагогики. Результатом явилось получение авторским коллективом в составе Трубачевой А.П., директора школы, Дмитриева А.А., доктора педагогических наук, Базарного В.Ф., доктора медицинских наук, патента на методику социальной реабилитации и присвоение школе статуса «Авторская школа социальной реабилитации» (май 1992 года).

С 2001 года начинается внедрение технологий совместной продуктивной деятельности в рамках проекта «Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников с нарушением интеллекта», разработка авторских программ. Школе присваивается статус Федеральной экспериментальной площадки».

 

 

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также