ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Stay connected

В Госдуму внесли второй законопроект, затрудняющий изъятие детей из семьи
Новости

В Госдуму внесли второй законопроект, затрудняющий изъятие детей из семьи 

Группа сенаторов внесла в Госдуму альтернативный пакет законопроектов (внесённому ранее Клишасом и Крашенинниковым), сокращающий перечень оснований для изъятия детей из семьи и предусматривающий такую возможность только на основании решения суда о лишении или ограничении родительских прав. Об этом сообщила глава временной комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию положений Семейного кодекса Елена Мизулина.
  • Главная из них не позволяет изымать детей из семьи без решения суда
  • Органам опеки запретят посещать жилище без согласия родителей
  • Родителям гарантировано право привлекать для воспитания детей родственников без оформления их полномочий. Также родственникам не будут запрещать усыновление оставшихся без попечения детей из-за низкого уровня доходов
  • Поправки гарантируют совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей
  • Законопроект запрещает возвращать в детдом ребенка через три года после усыновления
  • Детей запрещено усыновлять лицам одного пола, в том числе сменившими пол

«Законопроект предусматривает, что отобрание ребенка (принудительное разлучение ребенка с родителями) будет осуществляться только при виновном поведении родителей на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо об их ограничении судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и лица, которому передается ребенок», —сказал Мизулина.

По ее словам, законопроект также устанавливает исчерпывающий перечень из 11 оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей, а также точный перечень документов, подтверждающих эти основания.

Законопроект определяет, что лишение родительских прав является крайней мерой семейно-правовой ответственности родителей. Она допускается только по двум основаниям — вступление в законную силу обвинительного приговора суда, акта суда или постановления следователя (дознавателя) о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям в отношении родителя, совершившего умышленное преступление против жизни или здоровья либо против половой неприкосновенности и половой свободы своих детей, второго родителя, супруга, против жизни или здоровья иного члена семьи и истечение установленного судом срока ограничения родительских прав, если до истечения указанного срока суд не примет решение об отмене ограничения родительских прав и возвращении ребенка родителю либо о продлении срока ограничения родительских прав.

Кроме того, устанавливается, что ограничение родительских прав не будет распространяться на родителей в случае отсутствия с их стороны вины, например при болезни. «Указанная мера связана с отобранием ребенка, но при этом сохраняется возможность контактов родителя с ребенком, если суд прямо не запретит это общение в своем решении. Объем ограничения родительских прав устанавливается судом. В случае ограничения родительских прав в связи с хроническим алкоголизмом, подтвержденным медицинским документом, суд может обязать родителя пройти курс лечения от алкоголизма, при соблюдении соответствующей обязанности родитель сможет восстановить родительские права», — пояснила сенатор.

Работа органов опеки

Поправки также прямо запрещают вхождение органов опеки в жилье без согласия жильцов и запрещают опеке отказывать в усыновлении ребенка родственниками из-за низкого уровня доходов.

«Законопроект прямо запрещает вхождение органам опеки в жилье для проверки бытовых условий проживания ребенка, факта отсутствия у него попечения родителей без согласия жильцов», — сказала Мизулина.

«Законопроект запрещает органам опеки отказывать в передаче ребенка на попечение его родственникам по мотивам: отсутствия у них достаточного уровня дохода; несоответствия занимаемого ими жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам; наличия у них на иждивении недееспособных лиц, если совместное проживание с ними не представляет опасности для жизни и здоровья ребенка», — добавила она.

Устройство братьев и сестер

Пакет законопроектов также гарантирует совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей.

«Законопроектом жестко вводится и гарантируется совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей. Передача братьев и сестер под опеку (попечительство) разным лицам не допускается. Орган опеки и попечительства может отступить от этого положения только, если дети не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья и устройство ребенка под опеку (попечительство) отдельно от братьев и сестер отвечает его интересам», — сказала Мизулина.

Привлечение родственников к воспитанию

Поправки гарантируют право родителей привлекать для воспитания детей родственников без оформления их полномочий.

«Законопроект гарантирует право родителей привлекать для воспитания детей родственников без специального документального оформления их полномочий. Нельзя будет отобрать ребенка у бабушки, у которой нет доверенности от родителей», — сказала Мизулина.

Временные меры защиты

В Семейный кодекс также предлагается включить новую главу о временных мерах защиты ребенка, когда родители не могут осуществлять свои обязанности.

«Законопроектом вместо принудительного, жестокого по отношению к ребенку механизма отобрания у родителей в случаях широко толкуемой на практике «непосредственной угрозы жизни или здоровью» в Семейный кодекс включается новая глава о временных мерах защиты ребенка в ситуациях, когда родители временно не могут осуществлять свои обязанности, например, при задержании родителя либо при экстренной госпитализации родителя, который находится без сознания», — сказала Мизулина.

Что касается первого законопроекта

При этом в Госдуме уже находится другой законопроект направленный как бы на защиту семьи, его внесли в Госдуму депутат Павел Крашенинников («Единая Россия») и член Совфеда Андрей Клишас.  Согласно этому законопроекту появление «экспресс»-судов для изъятия детей может привести к фактическому внедрению в России ювенальных судов (без использования соответствующего названия) и наоборот, к усугублению ситуации и осложнению жизни родителей.

Суточный срок для решения судом вопроса об изъятии ребенка может привести к тому, что родители, в отличие от органов опеки, не будут успевать подготовиться к делу, судебный акт будет приниматься, как правило: исключительно на основании заранее подготовленных органом опеки доказательств и стремлении суда «обезопасить» себя.

Судебный акт оспорить несравненно сложнее, чем решить вопросы с возвращением детей с органом опеки. На практике, в случае незаконного изъятия ребенка, вмешательство общественности нередко позволяет решить вопрос в течение короткого времени.

По законопроекту Клишаса, в течение недели с момента изъятия ребенка, органы опеки подают иск о лишении родительских прав либо их ограничении. Никаких других вариантов не предусмотрено. Даже если сотрудники органов опеки впоследствии пришли к выводу о том, что совершили ошибку или необоснованно перестраховались, отобрав ребенка, (такое бывает на практике), они не смогут вернуть ребенка родителям.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также