ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Stay connected

Здоровьесберегающие технологии: зарубежный опыт

Сидоров Е.Е., «Центр Распространения и Внедрения Здоровьесберегающих технологий», 2019 г.

Аналитика, Здоровьесберегающие технологии, Физическая культура

Здоровьесберегающие технологии: зарубежный опыт 

Введение о здоровьесберегающих режимах и технологиях профессора Базарного

О том, что в процессе учёбы дети теряют здоровье и приобретают хронические патологии позвоночника, зрения и других систем было замечено ещё на начальных этапах запуска всеобщего обучения.

Наиболее тревожно об этом говорили наиболее авторитетные в мире специалисты медики и гигиенисты на 1-м, 2-м и 3-м всемирных конгрессах по школьной гигиене, состоявшихся, соответственно, в Нюрнберге (1904), Лондоне ( 1908) и Париже (1910). Именно на данных конгрессах был сделан неумолимый вывод: приобретённые в процессе учебы сколиозы, близорукость, деградация репродуктивного потенциала, психической сферы и др. обусловлены сугубо школьными факторами.

В то же время, до сих пор ни одна страна в мире (кроме СССР) так и не раскрыла подлинные истоки и механизмы формирования в процессе учебы выше обозначенного «букета» школьных патологий.

Особое внимание заслуживает то, что спустя полвека на семинаре, организованном Европейским региональным бюро ВОЗ в 1956 году на тему «Здоровье детей и школа» было принято понятие «школьный шок». В последующем в документах ВОЗ и специальной литературе заняли прочное место такие связанные со школой термины как «школьный стресс» «дидактогения», «школофобия». И вновь истоки и механизмы школьного стресса так и не были изучены.

Систематические исследования истоков и механизмов запуска в учебном процессе школьного стресса, в т. ч. школьных патологий были начаты на базе НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР с 1977 года под руководством профессора (в те годы — кандидат медицинских наук) В.Ф.Базарного.

В процессе исследования было вскрыто главное : стресс сопровождается внутренним нейромышечным статическим напряжением, внешним проявлением которого является принятие ребёнком своеобразной низко склонённой (эмбриональной позы). Так впервые в мировой науке были вскрыт механизм синдрома выгорания (В.Ф.Базарный: «Нейрофизиологическое содержание неумолимо нарастающего в современном информационном обществе синдрома физического и психоэмоционального истощения (выгорания). В мат. Всесоюзной научной конференции с международным участием, посвящённой 25-летию НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. Красноярск. 2001)

Механизм его возникновения и формирования учебной эмбриональной позы, школьного стресса, отдаленные его последствия на антропогенез, а так же 8-ми летний опыт его пресечения в учебной практике были впервые описаны в академическом издании «Бюллетень СО АМН СССР. №4. 1986г. (В.Ф.Базарный: Синдром «низко склоненной головы» в генезе специфического конституционального «профиля» учащихся, механизм его развития, подходы к профилактике»).

Данная работа была представлена и обсуждена на Научном Совете №37 АМН СССР и признана научным открытием, имеющим крупное социальное значение в оздоровлении народа (Постановление №2 от 17 апреля 1986 г).

Данное достижение СССР довела до широкой мировой общественности центральная в те годы газета «Правда», издаваемая порядка 40 миллионным тиражом и распространяемая практически по всему миру (см. Приложение). Первое же сообщение о рождении динамических режимов в организации учебного процесса появилось в «Медицинской газете» (18 апреля 1979 года).

Профессор Базарный с фотографией согбенных за партами детей, 1980 г.

В официальных методических указаниях министерства здравоохранения РСФСР, рекомендовавших предложенную программу предупреждения школьных стрессов и школьных патологий в широкую практику (1989), впервые возникло понятие «развивающие здоровье принципы» в организации и проведения учебного процесса. В целом программа называется «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно -познавательной деятельности в детских садах и школах». В ней научно обоснованы и практически были решены подходы проведения академического урока в режиме моторной активности и динамических поз: активно-поискового перемещения по классу, стоя за конторкой с периодическими приседаниями на стул (по потребности). А для ослабленных детей и со сколиозом рекомендовали чередовать даже с позой лежа на ковре, который располагается посреди класса. Такая активность ребёнка была дополнена энергоемкими зрительно-вестибулярными тренажами, занятием в режиме «зрительных горизонтов», овладение каллиграфическим письмом с помощью перьевой ручки, личностной ориентацией учебного процесса и многими другими запатентованными технологиями. Часть занятий вообще вынесена за пределы помещения.

В последующем последователи данного направления стали употреблять термин «здоровьесберегающие технологии» проф. В.Ф.Базарного. Работа была заслушана в Правительстве СССР. После чего вышли соответствующие Постановления о её внедрении во все школы СССР.

Предложенные подходы профилактики статических напряжений стали использовать в учреждениях а напряженного зрительного профиля (НПО «Сибцветметавтоматика». Красноярск. Ген. директор Царегородцев М.Е.) За внедрение технологий оптимизации напряженного зрительного труда проф. В.Ф.Базарный в 1987 году награжден золотой медалью ВДНХ СССР (Удостоверение 1837).

Первое научно- фундаментальное обобщение данной работы нашло свое отражение в монографии: В.Ф.Базарный «Зрение у детей. Проблемы развития («СО. «НАУКА». 1991). На широкий международный уровень данная работа вышла 2005 году в связи с докладом В.Ф.Базарного и члена ПАСЕ от РФ А.А.Коробейникова на Комитете по науке, культуре и образованию ПАСЕ (май. 2005). Работа была одобрена.

Позже в 2010 году данное направление доложил на пленарном заседании ПАСЕ также член ПАСЕ от Российской Федерации А.А.Коробейников. По результатам был организован международный форум  в Москве 12-15 октября 2010 года «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». На данном форуме приняли участие Председатель ПАСЕ М. Чавушоглу, представитель департамента Европейского регионального бюро ВОЗ П. Остлин, Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, Президент РАО Н.Д.Никаноров, а так же представители министерств образования и здравоохранения европейских стран. На форуме делегатам были вручены переведенные на английский язык монографии: В.Ф.Базарный: «Дитя человеческое. психофизиология развития и регресса. М. 2009), а так же А.А.Коробейникова: «Актуальная европейская проблема: внедрение здоровьеразвивающей педагогики» . М. 2009). Обе монографии изданы под рубрикой ПАСЕ и Совета Федерации РФ. На форуме было принято Обращение к главам и парламентам Европейских стран.  В этом же году был снят и фильм «Обездвиженность — болезнь цивилизации». [ 5 ] На этом международное сотрудничество в этом направлении заканчивается.

Доклад вы можете скачать по ссылке [ 2 ] в разделе «Материалы». Также можно ознакомиться с полным сборником докладов «Актуальная проблема внедрения здоровьеразвивающей педагогики» здесь. [ 3 ]

В 2012 году одну из российских школ, где применяются здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного, в 2011 году посетил в те годы Председатель Правительства В.В.Путин. А спустя полгода, став Президентам, издал Указ о внедрении здоровьесберегающих технологий во все образовательные учреждения РФ.

Заметим, что в широкую практику пошёл только один, изъятый из общего комплекса здоровьесберегающих технологий, режим стоя за конторкой. При этом исследования, выполненные под руководством Базарного, вскрыли: любая пролонгированная во времени статическая поза в разной мере, но деструктивны по своим последствиям. В этих условиях режим стоя автор не относит к здоровьесберегающим технологиям.

Исторический факт

Интересно, что впервые в современной истории парта для работы стоя была предложена немецким гигиенистом Коттманом в конце XIX века. О судьбе и подробностях его подхода практически ничего неизвестно.

Парта для работы сидя/стоя, предложенная немецким гигиенистом Коттманом. Из книги доктора Людвига Котельманна «Школьная гигиена», 1899 г.

Основная проблема, которую решают ЗСТ — продолжительное сидение в условиях ограниченного и бедного в плане сенсорных стимулов пространства учебных заведений — сегодня признана как мировым научным сообществом, так и на государственном уровне уже в целом ряде стран. На ликвидацию гиподинамии в школе и за её пределами в общем и направлены все их усилия. Традиционная школьная среда не только нарушает осанку, но и значительно тормозит развитие мозга и психики ребёнка, деформирует детородные органы у девочек и понижает фертильность у мальчиков, понижает иммунитет, ухудшает внимательность и умственные способности в целом. Обездвиженность организма, предназначенного для движения, значительно нарушает обмен веществ, что приводит к появлению лишнего веса и угрозе диабета. Последствия продолжительного сидения в детстве — это сотни различных патологий и заболеваний, укороченная и неполноценная жизнь.

Австралия, Европа, США и Канада за последние несколько лет формально признали вред от продолжительного сидения. Затем это сделала и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), назвав обездвиженность одной из важнейших проблем современного общества. [ 6 ]

В 2018 году министр здравоохранения Великобритании Мэтью Хэнкок начал продвигать использование столов для работы стоя после выводов из совместных исследований SMART университетов Лафборо и Лестера, которые показали, что регулируемые по высоте столы для работы стоя сокращают время сидения и увеличивают двигательную активность на работе, что приводит в свою очередь к большей производительности труда и улучшению здоровья сотрудников.

За последнее десятилетие в мире было опубликовано более 10,0 тыс исследований на тему негативного влияния продолжительного сидения и обездвиженности на организм человека. Хотя количество исследований в мире и велико, но в плане глубины и широты рассмотрения проблемы и сделанных выводов не дотягивают до научной работы, проведённой в СССР небольшим коллективом учёных. В том числе это является результатом того, что за рубежом, как правило, исследовались взрослые люди с уже сформированными современной обездвиженной культурой организмами, а Владимир Базарный исследовал растущих детей.

Ниже мы расскажем о применении здоровьесберегающих технологий и их основного элемента (в основном речь пойдёт об использовании столов для работы стоя) за рубежом.

Как сегодня в мире решают проблему массового ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях?

Конечно, за исключением Азербайджана и частично Беларуси (где текущая ситуация в этом плане схожа с Россией), об опыте внедрения ЗСТ в школах говорить можно весьма условно и только в отношении некоторых их элементов. Но всемирное признание фундаментального значения проблемы обездвиженности современного общества — необходимый и важнейший шаг на пути неизбежного внедрения подобных компенсирующих решений в школах других стран. За исключением доклада 2010 года в ПАСЕ, никакого обмена информацией между научными и общественными организациями России и других стран в этом направлении не было и нет. Как показывает практика общения, практически никто из зарубежных учёных не знает о том, что ещё в 70-х годах в СССР были разработаны и апробированы массовые решения для профилактики школьных форм патологии. Данное направление школьной гигиены развивалось в России и западных странах независимо (с отставанием западных стран на четверть века), но тем и интересен полученный опыт и результаты. Начнём с единственной страны, где сегодня применение ЗСТ является важной частью государственной политики в сфере образования и здравоохранения.

Внедрение ЗСТ в Азербайджане

Министерство образования Азербайджана с 2013 года официально вводит обучение по системе профессора Владимира Базарного. Это первая страна, которая полноценно реализует ЗСТ на государственном уровне. Дети в этих школах учатся стоя за конторками, чередуя их использование с ростомерной партой. Внедрение ЗСТ в республике сопровождается массовым мониторингом состояния здоровья детей и оценкой результатов реализации. Дети, задействованные в новом проекте министерства образования, признаются, что больше не хотят учиться сидя. Плюсы этого проекта отмечают и медики, следящие за здоровьем школьников. Первый же год замеров показал хорошие результаты и было принято решение о планомерном распространении опыта на всю республику. Министр образования Азербайджана Микаил Габбаров так прокомментировал начало работы в одном из интервью:

«…— Говоря о пилотных классах, не могу не упомянуть проект «Sağlam Təhsil», основной целью которого является совмещение образовательного процесса с охраной здоровья детей. Потому что современные тренды нас беспокоят: перегруженные программы, перегруженные портфели, необходимость для школьников большую часть времени сидеть за партой, эргономика классов. С 15 сентября в шести школах Баку в начальных классах обучение будет проходить по пилотной методике «Sağlam Təhsil».

– Речь идёт о методике Владимира Базарного?

– Он один из консультантов. Мы используем в этом проекте не только методику Владимира Базарного, но и опыт, технологии США, Канады, Европы. Основная цель этого проекта, чтобы наши дети не получали образование за счет своего здоровья. Охрана здоровья и качественное образование должны идти рука об руку». [ 7 ]

Фрагмент официального буклета азербайджанской программы «Здоровое образование» со списком внедряемых решений ЗСТ

Главная цель проекта «Здоровое образование – здоровая нация» — повышение учебных достижений учеников, устранение исходящего из условий обучения фактора ограничения движения и защита их здоровья.

Дети в Азербайджане настолько привыкли учиться стоя, что порой упрашивают друг друга постоять ещё немного, но только не садиться на стул.

«Это даже удобно даже. Мне все говорят — садись-садись, а мне все равно хочется стоять. Я уже привыкла и могу постоять 20-30 минут. Через 15 минут мы меняемся. У нас звонят звонки. Один раз мы хлопаем, а потом делаем полоски (упражнения для зрения)», — пояснила школьница 18-й школы в Баку Арзу Исмайлова, показывая на разноцветные трафареты на потолке.

Занятия со зрительно-вестибулярным тренажёром Базарного
Разминка на занятии в классе программы «Здоровое образование» в Азербайджанской школе

В их классе уже имеется свой рекорд. Мальчики могут подтягиваться по десять раз на турнике, несмотря на свой юный возраст. И даже экспериментируют с разными акробатическими элементами. Классный руководитель Ульвия Гашимова уверена, что эти дети в старшем классе больше не смогут усидеть на месте и, наверное, станут проситься постоять на уроке, так как воспитаны по-иному. Педагог призналась, что одна из её учениц недавно требовала у родителей купить домой такую парту. Кстати, такие парты изготавливаются в Азербайджане. Для этого принимаются во внимание физические показатели учащихся, их рост, нагрузки и эргономика мебели, имеющей обтекаемые углы и края. Но нельзя просто взять и установить эти парты в каждом классе. В соответствии с критериями проекта, классы должны отвечать гигиеническим стандартам. Например, элементарно в классе должны иметься умывальники, наличие определённой исходной площади на каждого школьника и другие условия. Однако, не все школы пока готовы принять классы «Здоровое образование» ввиду отсутствия элементарного ремонта. [ 8 ]

Сюжет об Азербайджанской программе «Здоровое образование»

«Здоровое Образование — Здоровая Нация» (Фильм-отчет 2013-2015)

Стоит отдельно отметить, что эта программа является единственной, организованной при непосредственном участии автора ЗСТ и которая в наиболее полном объёме и качестве реализует их базовые принципы в действии. В самой России внедрение носит точечный, стихийный и непрофессиональный характер, как правило, не проводится анализ здоровья и оценка результатов, отсутствует качественное оборудование и ремонт, нет научного сопровождения. У нас в стране, в основном, используются только конторки, хотя они и являются базовым и важнейшим элементом (точнее их использование для организации свободы движения и укоренения телесной вертикали). К сожалению, и в Азербайджане внедрение не проходит беспроблемно и быстро: за 7 прошедших лет переоборудованы только 65 начальных школ.

Опыт США

Комплексные исследования активности детей, влияния на них образовательной среды и разработка ЗСТ начались в США всего около 15-20 лет назад. Прорыв в этом направлении в западном мире связан с именем доктора Джеймса Левина, из клиники Мейо и университета Аризоны. Джеймс Левин является известным специалистом по проблемам лишнего веса в США. Сам с детства страдая от избыточного веса, именно через эту личную проблему раскрыл причину массового ожирения современного человечества. Честный подход, обусловленный перенесённым личным страданием и открытый разум позволили ему дойти до сути проблемы и первому на Западе поднять флаг борьбы с обездвиженностью «цивилизованного» мира, на какое -то время вызвав шквал недовольства и обвинений от научного сообщества. Начав с исследования активности взрослых и внедрив здоровьесберегающие принципы в более чем 60 крупных организаций США, доктор Левин не упустил из виду и детей, адаптировав все свои разработки для образовательных учреждений: программы увеличения активности без отрыва от работы, столы для работы стоя, столы с беговой дорожкой, мониторинг активности и анализ результатов.

«Ещё в 1969 году 42 процента учеников США ездили или ходили пешком в школу, по сравнению с 16 процентами в 2001. Наши дети, как их родители, оказались приговорёнными к стульям. Я понял в тот момент, что, если мы изменим культуру американских школ, мы могли бы победить. Если мы не встанем и не начнём действовать, мои внуки никогда не узнают на что похож здоровый, не использующий лекарств человек» [ 9 ]

Первая школа в США по его программе сохранения здоровья детей через физически активное обучение была открыта в 2008 году при непосредственной поддержке компании Apple и с личного одобрения Стива Джобса. В офисах компаний которого, кстати, используют столы для работы стоя и даже столы для работы за компьютером с беговой дорожкой.

Школа Элтон Хилл

«У всех есть мнение о школах. Мы созвали конференцию из 100 учителей, чтобы обсудить идею активного обучения. Конференция завершилась со 114 идеями наряду с 54 препятствиями для осуществления проекта – от второстепенных проблем до ответственности. Однако, было ясно, что учителя неистово искали решения для сохранения здоровья своих учеников. Опасения, которые выражали учителя, чаще всего касались требований к их загруженности. Со всеми государственными и федеральными проверками, отчётами, которые они должны были сделать, у них было мало времени для реализации нашей программы у себя в классе; ключом здесь были оценки. Кроме того, мы обнаружили, что, поскольку школы работали с постоянной нехваткой финансирования, учителя физкультуры были первыми в очереди на увольнение, перемены сократились на 20 минут в день для некоторых детей, да и классы зачастую были переполнены. В США только 4 процента начальных школ, 8 процентов средних школ и 2 процента старших школ ежедневно обеспечивают физическое воспитание своих учеников. Нам также рассказали, что много беспокойных детей (с более высокой потребностью в движении) зачастую лечили лекарствами от дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У учителей было большое желание изменить всё это, но на это у них не было ресурсов, главным образом, времени и понимания относительно того, как именно сделать это.» [ 9 ]

Доктор Левин обратился и к детям в одной школе. Помимо открытого обсуждения он также дал ученикам четвертого и пятого класса домашнее задание, чтобы они придумали собственные предложения о том, как построить для них школу. Дети моментально восприняли идею об активном обучении. Их мысли были удивительны. У одной девочки была идея стола для работы стоя на колесах. Он предназначался для коллективной работы в школе так, что каждый ученик мог быстро поставить стол, где ему будет удобней. Теперь такие столы используют во многих американских школах.

Доктор Джеймс Левин за одним из своих самых эффективных изобретений – столе для работы за компьютером с беговой дорожкой.

Идея за идеей и ученики повторно изобрели для себя не только классную комнату, но и всю школу. Наиважнейшим открытием было то, что они хотели иметь целую образовательную деревню, в которой они могли прогуляться вокруг в течение всего школьного дня. Они хотели её построить так, чтобы у различных частей деревни были различные функции: области для спокойной работы, открытые пространства для совместного обучения и места для спортивных состязаний. Им понравилась идея открытости и яркого света, таким образом, они могли видеть природу в процессе обучения, также они хотели посадить вокруг целый сад. Дети спроектировали всё школьное пространство, классную комнату и все компоненты в ней. Классные комнаты были больше похожи на спортивные арены. Они сами предложили использовать рисунки, которые прикрепляются к потолку, но должны быстро и удобно заменяться, чтобы всегда сохранялось чувство нового. Но кардинально изменив школьное пространство, дети оставили меню прежним: чипсы и пицца были всё ещё на первых местах.

За следующие четыре месяца Рочестерский Спортивный Клуб построил школу будущего, основанную на детских мечтах. Эта школа стала больше похожа на деревню: открытые пространства, зоны отдыха и обучения, кафе, классные комнаты, которые были похожи на хоккейные арены и баскетбольные площадки.

Интересный факт

Часть мозга, которая ответственна за двигательную активность тела, окончательно формируется уже к пяти годам. До этого возраста мозг наиболее податлив к формированию двигательных стереотипов. Таким образом, чем раньше мы предотвратим привыкание к продолжительному сидению, тем лучше.

В одном классе школы будущего в стиле хоккейной арены пол сделан из твердой пластмассы. По бокам большие резиновые скамьи, чтобы дети могли сделать перерыв и немного посидеть. Поставили даже хоккейные ворота. Оказалось, что дети любят учиться в движении. У каждого ребёнка в этой школе свой портативный стол для работы стоя, который напоминает кафедру проповедника, и портативная доска — приблизительно девяносто сантиметров высотой и сорок пять шириной. Она такая легкая (приблизительно полкилограмма), что её можно носить с собой. Также в классе есть несколько маленьких кабин на колёсах, в которых можно закрыться и спокойно работать стоя. Эти кабины были разработаны одним из учеников.

Детям дали возможность свободно двигаться, и они охотно этим пользовались, чередуя активность с кратковременным отдыхом. Например, в «классной комнате» с ареной для катания на коньках дети могут стоять за своими столами, ходить вокруг или сидеть на резиновых скамьях. Без предупреждения они могут встать или сесть, когда им захочется.

Стефани Мюллер работает за столом для работы стоя в школе Elton Hill Elementary, спроектированной при участии самих учеников [ 10 ]

Коллектив учителей признал, что они сначала несколько скептически отнеслись к школе, но позже даже отметили, что ученики стали более способны к обучению, а им самим гораздо интересней в ней работать.

«Я заметил несколько существенных изменений в своих учениках. Было меньше бесполезного движения – меньше походов в туалет или к фонтанчику, чтобы попить воды. Чтобы оставаться сосредоточенными, школьники меняли положение тела, когда нуждались в этом. Ребята могли также в любой момент отойти от других учеников, которые отвлекали или беспокоили их. В действительности это привело к намного меньшему количеству препирательства и меньшему количеству отвлечений от образовательного процесса» — отмечал классный руководитель.

Самые интересные ответы, однако, были получены лабораторией Левина от родителей. Они сообщали, что их дети, приходя домой из школы, стали более расслабленными и счастливыми, они с радостью делали домашнюю работу. Большинство родителей сообщили, что у них улучшились отношения с детьми. Несколько родителей расказали, что, вдохновлённые своими детьми, они начали заниматься своим собственным здоровьем и записались на фитнес-программы Доктор Левин также получил многочисленные отчёты родителей, изменивших свой домашний рацион на более здоровую альтернативу и преобразовавших свои обездвиженные выходные в физически активные.

Джеймс Левин так комментирует свою работу в этой школе:

«Один из самых вдохновляющих отчётов, которые мы получили, был о девочке, которую я буду называть как Мишель. Ей поставили диагноз дефицит внимания с гиперактивностью и она сидела на лекарстве «Риталин». Перед открытием школы её учитель рассказал мне, что Мишель нужно отпускать каждые полчаса, чтобы она могла сходить в туалет. Успеваемость по английскому и математические навыки у неё упали намного ниже государственных стандартов. Изменения, отмеченные в Мишель в нашей школе будущего, были значительны. Первая вещь, которую заметил учитель: девочка больше не ходила каждые полчаса в туалет; она была одним из самых отвлекающих студентов во время уроков из-за её диагноза. На пятой неделе учитель музыки взволнованно показал классному руководителю композицию, которую Мишель составила на своем компьютере. Мало того, что музыка была гармонична, но она также написала к ней прекрасные слова. Композиция Мишель оказалась лучшей в классе. Правописание девочки улучшилось; учитель организовал образовательный процесс так, чтобы Мишель изучала правописание слов побуквенно, бросая шары в баскетбольное кольцо. Математика стала такой: Мишель буквально сделала разворот на 180 градусов. К тому времени, когда учебный год закончился, Мишель нагнала программу полностью. Фил сказал мне: «Она легко получит среднюю оценку 4+». Две недели спустя ей перестали давать лекарства. Я почти заплакал, когда получил благодарственное письмо от отца девочки.

Что беспокоило меня, так это то, сколько ещё таких, как Мишель, получают лекарства в связи с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и не развивают свой потенциал. После того, как наша школа стала известна в 2007 году, ко мне начали приезжать множество учителей, обеспокоенных неправильно поставленными диагнозами СДВГ. Для детей с СДВГ в нашей школе будущего было запущено несколько программ: стулья в виде мячей, столы с беговой дорожкой и свободное перемещение по классу во время уроков. В соответствии с данными центра по контролю с заболеваниями (CDC), у 5 млн. детей США диагностируются СДВГ. Это примерно один из десяти детей от трёх до семнадцати лет.

После того, как дети проучились в школе несколько месяцев, мы повторили замеры активности, используя наши чипы с датчиками движения MEMS (микро электро-механические системы). Активность детей удвоилась по сравнению с традиционной моделью обучения. По факту дети двигались столько же, сколько во время летних каникул. (Мы делали замеры во время каникул тоже.) Другими словами, похоже, что наша школа будущего позволяла двигаться естественным образом, для чего и были созданы их тела». [ 9 ]

Когда в школу пришли результаты государственных экзаменов, выяснилось, что оценки учеников улучшились на 10-20%. С тех пор, как эти результаты были опубликованы, стало неопровержимым, что физически активный режим обучения связан с улучшением успеваемости и здоровья учащихся. Это было сигналом для всех школ во многих странах. За последние десять лет подобная система обучения была запущена в пилотном режиме в некоторых школах Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции и Австралии.

Академия «Майндстрим»

Академия Майндстрим (Mindstream) в Хилтон-Хеде, Южная Каролина, школа-интернат для детей с ожирением. Школа располагается на 43-х акрах коневодческого хозяйства в красивой местности. Одно из обычных учебных занятий здесь – прогулка верхом на лошади. Все ученики – подростки, которые борются с лишним весом. У некоторых из них — диабет, астма и гипертония. Большинство забиты сверстниками из-за их веса.

Дети теряют здесь приблизительно 45-ти килограмм за шестимесячный период, хотя долгосрочные результаты в целом неизвестны. Это – иммерсионная система: дети здесь живут в гораздо более здоровой атмосфере, чем в обычной школе и дома. В MindStream здоровьесберегающее физически активное образование и полезная еда являются нормой (большая часть продукции при этом выращивается на школьном участке). [ 11 ]

Реабилитационный центр «Шанс Вырасти»

В 2008 году Джеймс Левин был приглашён в организацию под названием «Шанс Вырасти» в Миннеаполисе. Это центр реабилитации, размещённый прямо в школе. В этом пространстве дети получают физиотерапию и образование одновременно. Например, карабкаясь по специальной сетке, ребенку преподавали математику. Подпрыгивая между кругами с буквами и словами, напечатанными на них, дети учат алфавит и правописание. Это пространство полностью интегрировано с процессом обучения. В течение большей части школьного дня дети учились в обычных классных комнатах, один или два раза они приходили в это экзотическое место.

Не все могут позволить сразу переделать всю школу. В детском центре «Шанс вырасти» организовали только один класс активного обучения. В этом классе при участии доктора Левина была установлена адаптированная версия оборудования. Вместо того, чтобы находиться там постоянно, дети могли посещать класс и заниматься там один или два раза в день. Несомненно, это не было реализацией в полном смысле здоровьесберегающего обучения, но это было лучше, чем ничего.

В этом классе было установлено различное деревянное оборудование для упражнений, лестницы, подвешенные математические таблицы и множество другого оборудования для здоровьесберегающего образования. Школьный инспектор по безопасности утвердил используемое оборудование, а комитет по этике клиники Мейо одобрил методику. Самая примечательная вещь состояла в том, что в этом классе не было никаких стульев. Детям идея понравилась сразу.

Результаты отслеживались через датчики движения MEMS. Данные показали, что движение детей увеличилось очень резко, в то время как они использовали новый класс всего по 45-90 минут в день. Но воздействие от этого 45-минутного урока распространялось гораздо дальше.

Биоэлектрическая активность мозга(снятая КЭЭГ) после сидения и прогулки. Два вопроса: а) в каком состоянии ребёнок более эффективно учится и запоминает? б) почему вся система образования построена на сидении?

Ученики стали более активными и в остальной части дня. Когда дети начали использовать новый класс, они стали сидеть меньше и двигаться больше во время перемен. Фактически, использование этого класса увеличило активность школьников на 36 часов в месяц.

«Это было, как будто мы разожгли огонь в этих детях» — говорит доктор Левин.

Результаты государственных тестов улучшились также, как и оценки по математике и правописанию.

Пятиминутная программа

Джеймс Левин также пробовал выяснить, какой может быть минимум двигательной активности при максимуме результатов. Опыт школы Бамбер Валли показал, что не обязательно полностью перепроектировать здание, просто необходимо поменять культуру. Если движение может быть встроено в образование как часть учебного плана, мало того, что ученики будут учиться лучше, они также станут более здоровыми. По мнению доктора Левина исследование в Бамбер Валли показало, что для семи — восьмилетних ребят достаточно добавить 45 минут активного обучения в их обычный школьный день, чтобы извлечь из этого значительную выгоду для здоровья и успеваемости. Для одного детского сада при участии лаборатории Джеймса Левина была разработана и реализована простая пятиминутная программа. Действия включали подпрыгивание, пересказы, бег вокруг географической карты, пение и подпрыгивания. Датчики подтвердили, что общая активность детей увеличилась. Эффект этих пятиминутных активных перерывов воздействовал и на остальную часть дня. В целом дети начали двигаться на 30 процентов больше. Доктор Левин отмечает, что даже используя эту пятиминутную программу, дети стали лучше учиться, особенно улучшилась грамотность. Но, конечно же, для сохранения и развития здоровья детей этого, мягко говоря, недостаточно.

* * *

Другие лаборатории и исследователи в США также проводили многократные исследования, чтобы подтвердить пользу активного изучения. Новости дошли до Белого дома, и первая леди Мишель Обама запустила свою программу «Давайте двигаться!». Результаты были такие, что вскоре в 2013 году был основан Национальный Форум по Физически Активному Образованию. За последнее десятилетие американским исследователям стало известно много нового о преимуществах физически активного образования:

  • Если вы предоставите ученикам возможность свободно передвигаться в течение дня, они будут делать это с удовольствием,
  • Когда дети двигаются больше, их успеваемость улучшается, повышается внимательность,
  • Чем больше дети двигаются, тем лучше учатся. Улучшается грамотность и способности к точным наукам. Обмен веществ и мозг функционируют в оптимальном режиме для обучения и работы только когда человек находится в вертикальном положении,
  • Дети более счастливы и испытывают на порядок меньше стресса при активном обучении,
  • Когда дети больше двигаются, их поведение улучшается,
  • Дети, которые больше двигаются, имеют больший творческий потенциал,
  • Связь между обучением, развитием организма и движением закодирована в нашей ДНК,
  • Решающее значение имеет не интенсивность двигательной активности, а её распределение в течение всего дня. Организм человека формируется все 24 часа в сутки без перерыва, и даже ежедневные занятия спортом по часу в день и близко не компенсируют тот вред, который наносит обездвиженное обучение.

Сегодня уже почти две трети детей в США весят больше нормы или имеют явные признаки ожирения; а это около 50 миллионов детей. С 1980 года на порядок выросли показатели ожирения среди детей. В американских поликлиниках педиатры диагностируют увеличение заболеваемостью астмой и другими сопутствующими заболеваниями. Сегодня дети заболевают «взрослыми» болезнями уже в школе: диабет, увеличение печени, гипертония и даже сердечно-сосудистые заболевания. Сидение и обездвиженность – основная причина появления эпидемии ожирения среди детей, обычная школа здесь – основной преступник. На сегодняшний день в США существуют утверждённые системой образования и вполне жизнеспособные решения для того, чтобы полностью изменить влияние сидения на детей.

Школа Вальесито в Сан-Рафаэле [ 12 ] одна из первых решила коренным образом изменить тенденцию к массовому формированию лишнего веса, диабета и других заболеваний у детей, поместив всех школьников в 2015 году за парты без стульев. По свидетельствам учеников, находиться на ногах целый день «весело, потому что это помогает максимально сконцентрироваться на уроках». Данная школа использует столы для работы стоя с 2014 года и перешла на них полностью с 2015 года, убрав из классов все обычные парты и почти все стулья.

Пример класса в США, где используются столы для работы сидя/стоя совместно с высокими стульями для кратковременного отдыха.

История школы Вальесито в США

В течение многих лет Келли и Джульетта Старретт, владельцы кроссфит клуба в Сан-Франциско и основатели школы Вальесито, рекомендовали взрослым столы для работы стоя в рамках своей практики в области физиотерапии. Они считают, что образ жизни в целом является ключом к здоровью. Семья Старретов одна из первых, кто связала сидение и плохое состояние здоровья.

В рамках исследования к своему бестселлеру «Готов к бегу» Келли Старрет отметил кое-что о детях и беге: он заметил, что в детских садах и центрах все дети бегают естественно и много. Бегают, как будто на марафоне, до усталости. Всегда на ногах. К первому классу у половины детей появляется выраженное плоскостопие. Ко второму — у них уже заметны нарушения при беге и осанке. Он задался вопросом: какова ключевая разница дошкольной и обычной школьной среды? Сидение. Дети резко переходят от достаточно свободной активности в садах к сидению в школе. 6-летний ребёнок помещается в среду, которая порождает многочисленные дисфункции двигательной активности.

Келли и Джульетта знали это не понаслышке. Несколько лет назад они работали волонтёрами на стадионе. В тот год они часто записывались добровольцами на любимые ими соревнования по бегу в мешках. То, что они увидели тогда, сильно их встревожило: многие из детей — большинство из которых были здоровы и не страдали ожирением — не имели достаточного размаха, необходимого для подъёма ноги, чтобы попасть в мешок (нужно поднять колено к груди). А потом, когда они начинали прыгать, у них оказался недостаточный диапазон движения бедра, так, что они не могли в полной мере растянуться.

Это не было проблемой лишнего веса. Большинство из них были внешне здоровы. Единственный вывод, которые сделали Старреты, что у этих детей патологически ненормально узкий диапазон движения бедра. И это первоклассники. Для них было очевидно: это было результатом сидения. И это — единственные нагрузки, которые могли бы вызвать что-то подобное у маленьких детей. Это был первый момент, первая искра осознания того, что делает сидение с растущим детским организмом. Старреты посмотрели друг на друга и подумали: «Это плохо». Они поняли, что рекомендовали столы для работы стоя для взрослых в течение многих лет, а затем отправляли своих собственных детей сидеть весь день.

В тот день они коротко поговорили с директором школы, и она оказалось восприимчивой к идее использовать столы для работы стоя. В августе 2014 года 4-й класс и 25 детей начали свою работу стоя. Ученикам и учительнице миссис Робертс очень понравились столы, отзывы родителей были также хорошими, поэтому они добавили высокие столы в двух других классных комнатах 4-го класса и одного 1-го класса. В этот раз отзывы преподавателей и детей также были положительными — все предпочли столы для работы стоя.

В течение весеннего семестра Старретт встретился со всеми преподавателями школы и рассказал, что они узнали о влиянии продолжительного сидения и обездвиженного обучения на здоровье детей. Они основали свой некоммерческий фонд StandUPKids.org и заключили партнёрское соглашение с Donors Choose, которые были очень воодушевлены этим проектом. Они хотели, чтобы учителя были также вовлечены в этот процесс, и поэтому директор школы опросила каждого учителя, хотят ли они перейти на столы для работы стоя в следующем учебном году.

После того, как они увидели эти высокие парты для работы стоя в действии в 4-х классных комнатах в прошлом году, каждый учитель запроси

На уроке в школе Вальеситол их в свой класс. Затем они запустили масштабную кампанию по сбору средств для закупки 350 столов для работы стоя к началу 2015 учебного года.

По их оценкам, современные дети проводят 85-90% своего бодрствования в учебных заведениях, делают домашние задания, ездят в школу и из школы, сидят перед экранами. Почти всё это время сидя. Тем самым наносится непоправимый вред растущему организму. Дети не могут полноценно учиться и развиваться, если они не имеют возможности двигаться. Исследования показывают, что дети на 12% более внимательны, если работают стоя, что в расчёте на день на 45 минут больше чем в обычной школе. Дети сжигают стоя на 15-35% больше калорий, избегают искривления позвоночника и множества других болезней, вызванных чрезмерным сидением. Столы для работы стоя являются простым и элегантным решением цивилизационной эпидемии сидения, полезны для детей и создают динамичную, насыщенную движением обстановку в классе. Больше данных и статистики на веб-сайте проекта. [ 13 ]

Сколько времени нужно ученикам, чтобы привыкнуть к столам для работы стоя и не уставать? По мнению школы Вальесито детям (и взрослым) требуется от 2 недель до 2 месяцев, чтобы адаптироваться к работе стоя. При этом речи не идёт о неподвижном стоянии: учителя Вальесито просят детей прислушиваться к своему телу и делать перерывы, сидя на полу или на стуле, если они чувствуют небольшую усталость. Большинство учебных блоков длятся не более 15-20 минут (что совпадает с базовой рекомендацией Владимира Базарного), и сама образовательная среда достаточно динамична. Цель школы — создать стимулы для физической активности детей, чтобы не заставлять их стоять в течение 6 часов подряд. В 2014 году они заметили, что в начале года дети ещё пользовались стульями для отдыха посреди урока, но через несколько месяцев стали садиться на них очень редко. (Для детей работать стоя естественно, в отличие от взрослых, чей организм уже сформирован, а привычки к сидению укоренились).

Преподаватели школы Вальесито отмечают, что благодаря использованию столов для работы стоя, увеличилась вовлечённость учеников в учебный процесс, стало меньше проблем с поведением, повысилась общая успеваемость и эффективность проведения занятий. Конструкция столов на роликах позволяет легко и быстро менять их положение на разных уроках, образовывать небольшие группы или расставлять их по кругу.

Был ещё пример из Айдахо. Одна мать настолько была обеспокоена здоровьем своего сына — ученика средней школы, что она в одиночку добилась разрешения от директора школы и учителей внедрения программы активного обучения доктора Левина — полностью используя столы для работы стоя. Она получила финансирование от местных предпринимателей. Это стоило её усилий: время сидения уменьшилось, оценки, здоровье и поведение улучшились.

В целом, за последние 10 лет распространение различных элементов ЗСТ в западных странах идёт в двух простых направлениях(и, как правило, ими пока и ограничивается):

1) Повышение общей физической активности учащихся после школы и во время перерывов.

2) Использование на уроках столов для работы стоя с рабочей поверхностью без наклона (со стульями и без).

На уроке в начальной школе Вальесито

Первая зарубежная книга по данной тематике

О вреде сидения и обездвиженности читайте книгу американского профессора Джеймса Левина «Вставай! Почему стул убивает вас». [ 9 ]

Бесплатный перевод, которой вы можете скачать здесь.

Существуют только единичные исключения, где используемый комплекс решений уместно сравнивать с ЗСТ Базарного. Например такой школой является школа Элтон Хилл, описанная выше. В детских садах же реализуются только программы увеличения общей активности. Уже в нескольких сотнях американских школ используют столы для работы стоя и обучение в режиме телесной вертикали. За 8 лет работы государственной программы повышения двигательной активности Let’s Move (Давайте двигаться) в образовательных учреждениях США такие школы появились больше чем в половине штатов. Но при этой безусловно положительной тенденции и хороших результатах есть фундаментальные недостатки:

1) Вопреки особенностям организма человека при работе с книжными и письменными материалами все рабочие поверхности американских столов без наклона. В итоге дети всё равно сгибаются над ними и большая часть преимуществ теряется.

2) В некоторых местах школьнику не предоставляется возможность садиться или лечь для кратковременного отдыха в течение урока, отсутствует понятие об адаптации. Есть классы полностью свободные от стульев. Такой подход может привести к некоторым проблемам со здоровьем у некоторой части учеников и дискредитировать направление.

3) Для предотвращения мышечных напряжений высота столов должна соответствовать росту ученика. В школах же США это соблюдается далеко не везде. В итоге дети либо сгибаются, либо получают значительные напряжения и дискомфорт в плечевом поясе при завышенной высоте.

Сегодня продвижением повышения двигательной активности в школах США занимается ряд общественных организаций. После ухода Барака Обамы с поста Президента государственная программа повышения физической активности в школах была свёрнута и перешла в статус общественного движения.

Опыт Финляндии

На массовое и нарастающее ухудшение здоровья подрастающего поколения в связи с обездвиженностью в школах обратили внимание и в Финляндии. Государственная программа Финляндии «Schools on Move» (Школы в движении) [ 14 ] была запущена как пилотный проект в 2010 году и является частью большой национальной стратегии по преображению физической культуры населения страны. Школы и муниципалитеты, участвующие в программе, реализуют свои индивидуальные планы по увеличению физической активности в течение школьного дня. Программа финансируется Министерством образования и культуры и организуется Советом по образованию, региональными государственными административными органами и различными другими организациями.

На текущий момент около 80% учеников Финляндии в той или иной степени охвачено этой программой. После двух лет успешной работы и подтвердивших результаты научных исследований программа в той или иной степени была распространена по всей Финляндии. В ряде школ даже используется обучение за столами для работы стоя. В рамках программы «Школы в движении» была запущена также программа «Lihavuus Laskuun» (Преодоление ожирения).

«В 2011 году 16,1% 11-летних детей Сейняйоки имели избыточный вес. К 2015 году этот показатель снизился до 8,2%» — как пример результатов работы этой программы в муниципалитете Сейняйоки.

Финские исследователи из LIKES [ 15 ], изучив проблему, сообщают:

«Ученики проводят слишком много времени в течение дня сидя. При чём это время увеличивается с возрастом. Учащиеся начальной школы сидели в среднем 6 часов 24 минуты, а учащиеся средних школ — по 8 часов 12 минут в день. 47% всей обездвиженности ребёнка приходится на школу и поэтому так важно для растущего организма создать в ней все необходимые условия для увеличения двигательной активности».

Другая группа учёных из Университета Восточной Финляндии, изучив влияние двигательной активности на учеников с использованием столов для работы стоя, сделала вывод о том, что она способствует более эффективному обучению и сохранению здоровья детей, значительному снижению рисков сердечно-сосудистых заболеваний, появления диабета и лишнего веса. Они выяснили, что улучшаются навыки чтения и счёта, внимательность на уроках и в целом освоение предметов.

Отчёт о проведённых исследованиях финской программы «Школы в движении»

Данные из отчёта государственной программы «Школы в движении» Финляндии.

Данные из отчёта государственной программы «Школы в движении» Финляндии.

Всё это совпадает с результатами исследований, проведённых в Советском Союзе ещё в 70-х годах. К сожалению, пока внедрение в Финляндии носит в основном характер общих рекомендаций и массово не затрагивает сам учебный процесс. Не выявлена роль телесной вертикали, прямохождения и влияние сидячего образа жизни на воспроизводство поколений. Как выявили многолетние исследования в России, основные рекомендации программы «Школы в движении» довести ежедневную двигательную активность детей от 1 до 2-х часов и не давать сидеть более 2-х часов категорически недостаточны для сохранения здоровья детей. Научная школа России в этом направлении уже существует более 40 лет и вопрос влияния школьного обучения на здоровье детей изучен достаточно глубоко. С другой стороны, в России никогда не проводились массовые исследования влияния обездвиженности вне школы и не было подобной государственной программы по массовому увеличению и исследованию двигательной активности и профилактике наиболее распространённых в обществе заболеваний.

Школа Сауналахти в Эспо

Концепция этой уникальной школы «Обучение через действие, учиться и делать всё своими руками» — улучшает результаты обучения и развивает здоровье. «Творчество и двигательная активность всесторонне способствуют хорошему обучению и развитию организма», — заявляют создатели школы. В Сауналахти большие и светлые аудитории имеют мобильную организацию, где дети могут свободно передвигаться и работать в группах. Во всех учебных пространствах есть стеклянные стены, выходящие на улицу или во двор, что способствует максимальной естественной инсоляции помещений и является решением, которое естественным образом способствует сохранению зрения и здоровья в целом. В особенности в условиях северного климата.

Пространственная организация школы Сауналахти поддерживает обучение и за пределами классных комнат и поощряет детей использовать школьные пространства необычным образом. Каждое место в этой школе как внутри, так и снаружи – это потенциальное место для обучения.

«Общее здание для всего сообщества». В дополнение к 1–9 классам общеобразовательной школы в школе Сауналахти есть детский сад, молодёжный центр, где проводятся развлекательные мероприятия, и небольшая библиотека, объединяющая функции общественной и школьной. По вечерам и выходным в школе проводятся разнообразные общественные мероприятия. Гимнастические залы также находятся в общественном пользовании, местные жители активно используют спортивные и игровые площадки школьных дворов. Здание Сауналахти с его универсальным набором услуг стало местом семейных встреч в этом районе.

«Взаимодействие и сотрудничество». Функции и пространства организованы как город в общественные, полуобщественные и частные зоны в зависимости от активности и возраста детей. Школа Сауналахти – это многоцелевое здание для образования и культуры. Школа тесно связана с центральной площадью нового жилого района Сауналахти, и открытый характер посещения делает ее активной частью повседневной среды жителей города.

Школа Сауналахти в Эспо

Школьные пространства и дворы разделены на зоны с оптимальными условиями для детей разного возраста. Младшие с более короткими школьными днями наслаждаются солнечным светом в утренние и полуденные часы в своем уютном дворе. Старшая детская часть двора более тесно связана с площадью и продолжает получать солнечный свет над нижним крылом мастерской до позднего вечера. Две спортивные площадки и оборудование для упражнений и игр, разбросанные по школьным дворам, используются не только в школьные дни, но и местными жителями по вечерам и выходным.

Школа Сауналахти в Эспо
Школа Сауналахти в Эспо

Учебные классы, лестницы и внутренние балконы выходят видом на стеклянный закруглённый фасад здания и за его пределы до центральной площади района Сауналахти, что напоминает греческий театр, окруженный горным пейзажем. Пространственная организация здания и школьный двор побуждают детей выходить на улицу во время перерывов, чтобы играть и двигаться. Потенциал детей в школе Сауналахти помогают раскрывать кулинарный и музыкальные кабинеты, столярные и токарные мастерские, кабинет для шитья и других видов рукотворчества. Трудовое воспитание и рукотворчество важнейшие аспекты развития ребёнка и его здоровья. В интерьерах как правило используются тёплые цвета в сочетании с естественными материалами, чтобы дать помещениям теплую и спокойную домашнюю атмосферу, наиболее подходящую для обучения и сохранения здоровья в условиях ограниченных пространств. Яркие цвета в этой школе используются очень ограниченно.

Это одна из нескольких школ в мире, в которой при проектировании архитектуры, двора и дизайна помещений учитывалась эргономика растущего организма, тем самым соблюдая базовые принципы ЗСТ. В СССР и России подобных проектов не было и нет. Также очень интересен с точки зрения ЗСТ проект финской школы «Немо» в центре Хельсинки:

Важный факт на заметку

Столы для работы стоя, используемые за рубежом, как правило, не имеют наклона и дети при работе за ними неизбежно склоняют голову и спину. Что, конечно же, является грубейшим нарушением эргономики и влияет не только на осанку и шею, но и оказывает деструктивное влияние на все фундаментальные процессы в организме. Крайне негативно на состояние человека сказывается постоянно склонённая при этом голова. Столы для работы стоя с горизонтальной поверхностью не предназначены для письма и чтения, хотя стоит отметить, что их использование в данном случае гораздо полезнее, чем сидение.

Стол для работы стоя ― это хорошо, но отсутствие наклона рабочей поверхности заставляет сильно склоняться, чтобы компенсировать искажение перспективы.

В других странах и культурах

Yahoo 7 сообщает: Исследователи в Австралии стремятся уменьшать время, которое дети проводят сидя в школе, что может изменить лицо традиционного обучения. Один из учеников, Пайпер Бирн, комментирует:

«Я думал, что устану работать стоя. Но это оказалось не так. И на самом деле стоя вы успеваете сделать гораздо больше». [ 16 ]

Основной элемент ЗСТ — обучение с чередованием отдыха и работы стоя в режиме свободы двигательной активности используется сегодня в школах многих других стран: Канады, Австралии, Израиле, в странах Евросоюза и пр. Но опять же, за плоскими столами и, как правило, без других решений.

Интерес к ЗСТ возрастает и в других странах вместе со значительным ростом различных массовых патологий среди населения в связи с изменившимися условиями жизни. Например, Китай сегодня стремительно догоняет США не только в промышленности и экономике: в его городах сегодня каждый второй ребёнок страдает от лишнего веса. Правительство КНР предпринимает попытки для улучшения состояния здоровья учащихся и приглашает зарубежных специалистов на консультации (например, доктора Дж. Левина, американского коллегу профессора Владимира Базарного), но до самой основы проблемы дело пока не дошло. При этом Китай сегодня производит чуть ли не большую часть самых разнообразных столов для работы стоя. Правительства многих других стран разрабатывают сегодня массовые программы профилактики здоровья у детей, в том числе и по увеличению физической активности. Но реальные шаги, в основном, пока очень незначительны и осторожны, а главное — они не соответствуют темпам ухудшения эпидемиологической обстановки, вызванной повальной гиподинамией.

«Решение проблемы» склонения ребёнка над партой в Китае. Чего только не делают люди, лишь бы не замечать очевидное. Подобные «решения» только усугубляют проблемы и по факту работают на противоположные цели, при этом нанося непоправимый ущерб растущему мозгу и организму.
«Решение проблемы» в Европе начала 20-го века. После использования подобных устройств в течение года у детей диагностировали деформацию черепа.

Интересен опыт Сингапура: там детям на уроках предоставлена большая свобода: ученики могут передвигаться во время урока по классу, сидеть или лежать на полу, на диване или работать стоя. Их никто не отчитывает за рваные джинсы вместо формы или за отсутствие сменной обуви. В разных странах развивается направление детских садов, занятия в которых проводятся практически полностью на природе. Например, это «лесные» детские сады в Германии. [ 17 ]

Крайне интересно, что в странах традиционного Ислама и Японии стулья практически не использовались до середины XX века, в том числе и при обучении, хотя дети и сидели в своеобразных позах на полу. Сегодня организация учебного процесса во всём мире принципиальных отличий не имеет, в том числе и в «исламских» странах. Современное образование основано на принципах, заложенных католическим орденом иезуитов несколько веков назад, и в своём фундаменте остаётся неизменным и непересмотренным уже как минимум 4 века и по сей день.

В традиционной школе «исламского» мира.

Общественные движения и осознание проблемы

Помимо чисто государственных программ и работы в рамках научных исследований по всему миру начали появляться некоммерческие организации и инициативы, продвигающие необходимость увеличения двигательной активности и изменения образа жизни, в том числе и в школах. Ниже перечислены лишь некоторые из них.

Как это ни покажется странным, но первое подобное движение «Lets move»(Давайте двигаться!) была основано женой президента США, Мишель Обамой, в 2013 году. Это движение за здоровый образ жизни прежде всего продвигает идею о необходимости увеличения двигательной активности для здорового развития подрастающего поколения. Сидение, как показывают уже многочисленные научные открытия последнего десятилетия по всему миру, — основная причина возникновения целой эпидемии заболеваний:ожирения, диабета, астмы, СДВГ, сердечно-сосудистых заболеваний и прочих болезней нашей «цивилизации». Организация распространяет положительный опыт внедрения различных элементов ЗСТ в школах и дошкольных образовательных учреждениях. Основу этого опыта составляет обучение в режиме свободы для двигательной активности ребёнка.Также это движение уделяет внимание и здоровому питанию в образовательных учреждениях США. К 2016 году в программе в той или иной степени было задействовано уже более 22 000 школ. После ухода с поста президента США Барака Обамы эта организация работает под названием «Active Schools» (Активные школы). Веб-сайт: www.activeschoolsus.org

Также по всему миру возникают локальные муниципальные инициативы, направленные на увеличение физической активности населения.

  • Например, «Move More Sheffield» (Двигайся больше, Шеффилд). Этот город находится в Англии. Веб-сайт: www.movemoresheffield.com
  • Австралийская организация «Your Move» (Ваше движение), запущенная департаментом транспорта Австралии, направлена на те же цели. И предлагает решения для школ и офисов. Веб-сайт: www.yourmove.org.au
  • Ещё одна организация продвигает свои решения проблемы обездвиженности для школ в Англии. Их лозунг «Меньше сидения, больше движения. Для всех. Для жизни». Веб-сайт: www.activemovementschools.co.uk
  • Общественная организация из Калифорнии «My School in Motion»(Моя школа в движении) Веб-сайт: www.myschoolinmotion.org
  • Основные задачи вышеупомянутой некоммерческой организации «StandUp Kids»(Встаньте, дети) — за 10 лет обеспечить все государственные школы США столами для работы стоя и борьба с эпидемией малоподвижного образа жизни, чтобы лучше отвечать вызовам образования ХХI века. Веб-сайт: www.standupkids.org
Столы для работы стоя используются в начальной школе Манзанита, г. Тусон, штат Аризона, США

Заключение

Зарубежный опыт, безусловно, дополняет отечественную научную школу, запущенную профессором Владимиром Базарным.

В СССР пришли к пониманию проблемы обездвиженности и сенсорной депривации через изучение массового ухудшения зрения у подрастающего поколения, в США — через поиск истоков массового ожирения и диабета среди взрослых. На Западе, как правило, изучали активность взрослого человека, в СССР же исследования проводились среди учащихся школ и детских садов. В обеих странах направление развивалось своеобразно и автономно: в Америке — через решение проблем со здоровьем взрослого населения к детям, в Советском Союзе наоборот: от детского сада и школы к ЗСТ в советских государственных учреждениях (За разработку системы «охраны здоровья в школах и на производствах напряжённого зрительного профиля», основой которой была работа стоя в режиме моторной свободы, Владимир Базарный в 1982 году был награждён двумя золотыми, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями на ВДНХ). Когда копают туннель, работа идёт гораздо быстрее, если копают с двух сторон. Зарубежный опыт сегодня также крайне полезен и тем, что в отличие от нашей страны, где вся работа была организована одним учёным, на Западе, в особенности после публикаций доктора Джеймса Левина, специалистами из разных областей были проведены уже десятки тысяч научных исследований, связанных с проблемой обездвиженности современного общества. Часть данных исследований были междисциплинарными и охватывала сотни тысяч человек. Гораздо в большем объёме чем в СССР в США изучалась общая активность детей во взаимосвязях с разными аспектами жизнедеятельности. Американскими учёными убедительно доказана необходимость для полноценного развития организма ежедневного распределения естественной физической активности в течение всего времени бодрствования.

Хотя и есть значительная разница во времени начала разработок этого направления в СССР и США(в Советском Союзе работа началась раньше примерно на 25 лет) и первые опытные классы были запущены всего около 12 лет назад, но нельзя сказать о каких-либо заимствованиях американцами советских решений. Всё говорит о независимой и самобытной работе: исходные причины и само начало работы, характер, глубина и объекты первоначальных исследований, используемое в школах оборудование и как правило примитивный методический подход. В плане примитивности решений пожалуй единственным исключением здесь является методика доктора Левина, которая включает действительно достаточно всесторонний подход и в наибольшей мере реализует ЗСТ для образовательных учреждений из всех существующих решений на Западе. Но и она значительно отличается от решений ЗСТ профессора Базарного как концептуально, так и в приложениях. При этом в обеих методиках есть элементы, заимствование которых обогатило бы оба подхода. Также для обмена опытом интересна уникальная финская школа Сауналахти. В западных странах используется многие решения, которые используются в ЗСТ Базарного, но почти все по отдельности, бессистемно и в единичных случаях: есть школы, где используются конторки с наклонной поверхностью, есть школы, где используются подвесные дидактические материалы, каллиграфическое письмо и рисование пером, различные вестибулярные тренажёры, своеобразное экологическое панно, обучение с использованием ритмических движений, раздельное обучение и разный подход к воспитанию мальчиков и девочек и пр.

Также стоит отметить некоторые концептуальные различия самих исследований. Западными учёными не была выявлена роль формирования телесной вертикали и роли обездвиженности в генетической деградации человека и всей популяции. Должным образом не была исследована взаимосвязь двигательной активности, зрения и мышления. Как одно из следствий — использование в американских школах плоских столов, в т.ч. столов для работы стоя с плоской рабочей поверхностью. Помимо этого упущены исследования в этой связке с мелкой моторикой, как одно из следствий – массовое внедрение в США компьютеров и различных гаджетов прямо с детского сада без должного обучения навыкам письма, тем более без каллиграфии или рисования. Хотя многими исследованиями описана разница в развитии психофизиологии полов и разница оптимальных условий для их полноценного развития, но применительно к школе, в отличие от СССР, этим не занимаются и не занимались. Как пример: при выявлении пониженной активности девочек в Финляндии исследователи называют это просто отклонением и стараются выровнять их поведение с мальчиками. Хотя генетически обусловленная норма в том, что девочкам для нормального развития нужно двигаться в несколько раз меньше, так как они спокойнее по своей природе. Примечательно, что элитные образовательные учреждения Запада, строго и традиционно раздельные. Не изучается влияние на репродуктивную функцию мальчиков и деформация родовых функций девочек вследствие продолжительного сидения. Помимо этого есть также ряд других принципиальных отличий в развитии полов, но это тема для отдельной публикации.

Для тех, кто интересуется зарубежными исследованиями

Международные медицинские информационные базы по проблеме обездвиженности:

Национальная медицинская библиотека США [ 18 ]

Швейцарская база научных исследований Springer Link [ 19 ]

На наш взгляд, сотрудничество в этой области России и других стран может значительно обогатить опыт всех сторон в этом направлении. Отсутствие взаимодействия тормозит развитие ЗСТ во всём мире. Сколько времени можно было бы сэкономить, если бы существовал полноценный обмен опытом. Одним из первых шагов могут послужить двухсторонние поездки экспертов в школы и детские сады, где используются те или иные ЗСТ, для обмена научно-практическим опытом. Следующим шагом могло бы быть создание в рамках общей программы «Здоровая школа» и пилотного класса в одной из западных стран с учётом всех наработок России, где будет полностью использоваться специальное оборудование(чего нет на Западе, а встречается только отдельно): конторки с наклонной поверхностью, полностью ростомерная мебель, вестибулярные тренажёры, подвесные дидактические материалы, перьевое письмо, особый ремонт, способствующий нормальному развитию, освещение и другие решения вместе с параллельным образованием девочек и мальчиков. Также крайне необходимы переводы зарубежной литературы на русский язык, и наоборот. На английском языке сегодня вышли уже десятки книг разных авторов по этой проблематике.

Помимо этого нельзя упускать из внимания культуру труда взрослого населения. Не только потому, что миллионы офисных работников медленно угасают, сидя за своими столами год за годом. Всё дело в том, что дети запечатлевают и копируют поведение взрослых – часть культуры, которая формирует стереотипы поведения у подрастающих поколений. Современный опыт США и стран Скандинавии здесь как раз был бы кстати. Закон об охране труда должен предусматривать необходимость оборудования рабочего места с обеспечением возможности свободного изменения позы без отрыва от рабочего процесса. Уже тысячами исследований по всему миру доказано, что заставлять человека сидеть долгое время — значит, наносить непоправимый вред его здоровью.

Только образовательные учреждения и офисы? Сама проблема гораздо шире: вред, наносимый школьной и офисной средой, является верхушкой айсберга неадекватности современной культуры в целом и следствием непонимания того, как среда и поведение человека влияют на экспрессию генов и формирует организм. ДНК не содержит законченный проект организма – за активацию генетических программ отвечают эпигенетические процессы, которыми в свою очередь в течение всей жизни управляет, внося свои коррективы, вся внешняя среда: природа и культура. Культура двигательной активности, т.е. физическая культура имеет фундаментальное значение для общего развития человека: для освоения его генетического потенциала, развития мозга и психики. Немного перефразировав высказывание Ивана Михайловича Сеченова, основателя русской физиологической школы (1829 — 1905), можно сказать: без движения нет никакого обучения и мысли, без мысли и обучения нет движения. Без движения нет Человека. [ 20 ]

 

Человек создаёт культуру, культура создаёт человека.

Генетика человека не знает государственных границ, авторских прав и что такое патенты. Она раскрывается по одним и тем же принципам и законам везде: здоровьесберегающие технологии не Базарного, Левина или любого другого исследователя. Это технологии самой природы, изучению которых и посвятили свою жизнь эти авторы. Это технологии, дальнейшее изучение и открытие которых позволит раскрыть заложенный в каждом человеке огромный потенциал.

В западном мире проблема обездвиженности была общепризнана достаточно быстро: ведущие институты проводили исследования, министерства здравоохранения принимали программы решений, все телеканалы и СМИ сообщали об этой проблеме. Известные крупнейшие организации, такие как Facebook [ 21 ], Apple [ 22 ], Pixar[ 23 ], Google [ 24 ] Chevron [ 25 ] и многие другие поставили для своих сотрудников столы для работы стоя и другие средства для увеличения двигательной активности без отрыва от работы Но действительно массового внедрения в школах и офисах эти решения пока не получили. Зарубежный опыт распространения, когда даже правительства и крупнейшие СМИ поддерживали внедрение различных ЗСТ в школы и офисы (США, Финляндия, Швеция), также говорит нам о том, что проблема здесь гораздо шире. Одной школы и офиса недостаточно — это лишь компенсирующие меры. Необходимо последовательное преображение всей культуры в целом: собственного поведения родителей, воспитания, массовой культуры, строительства поселений, архитектуры, организации жилых помещений, быта и т.д.. Т.е. всего того, что создал человек, и того, что формирует его организм и поведение через внешние стимулы в течение всей жизни. Стремление к комфорту современной цивилизации – стремление к культуре обездвиженности приводит сегодня человечество без всякого преувеличения к проблеме вырождения.

Сидоров Е.Е.

Подготовлено для «Центра Распространения и Внедрения Здоровьесберегающих технологий»

www.zst-center.ru

Наши материалы на английском языке

Если вы хотите поделиться материалами с иностранными респондентами, вы можете использовать следующие бесплатные материалы:

Книгу Базарного «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса» на английском языке вы можете купить здесь. [ 26 ] (V.F. Bazarny «THE HUMAN CHILD. PSYCHOPHYSIOLOGY OF DEVELOPMENT AND REGRESS» )

Фильм «Обездвиженность — болезнь цивилизации» на английском языке. («Physical Immobility and sitting disease is civilization ailment»)

Читайте также

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *