НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН
В.Ф. Базарный, В.П.Новицкая, В.А Гуров
Введение
Целью работы является изучение клеточно-генетической энергетики при различных режимах организации учебного процесса: в традиционном режиме гиподинамии и в активном ― в режиме телесной вертикали и малых форм двигательной активности (АКТ).
Методика
Изучался метаболический статус лимфоцитов у здоровых учащихся двух вторых классов (8―9 лет), занимающихся два года: экспериментальный класс (ЭК) в режиме АКТ, контрольный класс (КК) в сидяче-обездвиженном режиме (СОР).
Результаты
У детей КК в весенний период метаболические процессы в лимфоцитах протекали в предельно минимальной активности. У детей ЭК отмечался рост активности сукцинатдегидрогеназы (СДГ) и митохондриальной глицерофосфатдегидрогеназы: соответственно на 55,48% (р<0,001) и на 15,46% (р<0,05), по сравнению с детьми КО. При этом показатель моноаминоксидазы возрос на 100% (р<0,001). У детей КК в лимфоцитах и нейтрофилах преобладает катаболическая направленность обмена (высокий уровень кислой фосфатазы ― КФ). А АКТ снижал уровень катаболизма (КФ) как в лимфоцитах, так и в нейтрофилах соответственно на 24,2% и на 20,6% (р<0,001).
Анализ СДГ в лимфоцитах детей ЭК выявил не только увеличение средней активности фермента, но и изменение структуры популяции иммунокомпетентных клеток.
Анализ показателей флуоресценции моноаминов показал, что (АКТ) приводит к повышению флуоресценции катехоламинов в 2,3 раза (р<0,001).
Режим АКТ приводит к повышению функциональных возможностей ЦНС. Это проявляется в росте катехоламин-серотонинового индекса в 3,3 раза (р<0,001) по сравнению с СОР, что отражает степень увеличения сохранения условных рефлексов, а также переход их из кратковременной памяти в долговременную.
Эти результаты указывают на то, что занятия в режиме АКТ приводят к относительному повышению функциональных возможностей ЦНС и вскрывают чрезвычайно важное обстоятельство: в механизмах активизации долгосрочной клеточно-генетической памяти особую роль играет телесно-мышечная активность.
Следует особо отметить, что у детей, занимающихся в ЭК в 2,3 раза снижается лейкоцитарный индекс интоксикации и повышается процентное содержание лимфоцитов и соотношение Л/С (соответственно на 59,5% и 138,7%; р<0,001) по сравнению с детьми КК.
Выводы
Установлено: уровень клеточно-генетической активности прямо пропорционален телесно-моторной активности ребёнка.
Подготовлено для «Центра Распространения и Внедрения Здоровьесберегающих технологий»
Читайте также
ПОПУЛЯРНОЕ
СВЕЖЕЕ
Основа методологии
Человек создаёт культуру, культура создаёт человека.
Человек и общество непрерывно формируются под воздействием окружающей среды: природы и культуры. Человек и общество не разиваются и не становятся зрелыми сами по себе, для этого требуется создать специальные условия, которые раскроют генетически обусловленный потенциал.
Узнать большеИНФОГРАФИКА
Формирование человека
Человек формируется непрерывно в течении всей своей жизни на основе генома под управляющим воздействием окружающей среды: культуры и природы. Интенсивность данного процесса максимальна с периода зачатия до биологического совершеннолетия 12-13 лет когда возможна своевременная активация всего генетического потенциала. Также изменчивость варьируется внутри самого организма, достигая…