ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Усталость и нравственность

Культура Образования, 2023 г.

Аналитика, Методология, Наука, Факторы среды

Усталость и нравственность 

Жизнь современного человека сопровождает ежедневное и безобидное на первый взгляд состояние усталости и утомления. Противоестесственный образ жизни в противоестесственных условиях разрушает природный ритм деятельности, ритм напряжений и расслаблений, что оказывает фундаментально пагубное воздействие. Влияние утомления постепенно накапливается с детства и создаёт общую иллюзию незаметности и безобидности, но в конечном итоге подрывает саму основу Человека.

Состояние утомления как следствие длительной работы (или учёбы) и проживания в городских условиях, сопровождающееся напряжением и стрессом, приводит не просто к раздражительности, ослаблению нервной системы, но и к невидимым сдвигам в психике. Каким бы сильным ни был человек, по мере утомления, данные сдвиги опускают его в итоге до состояния инстинктивно реагирующего животного.

Конечно, это происходит на какое-то время и у каждого носит индивидуальный характер. Но в условиях хронического многофакторного стресса в городах это становится ежедневной нормой и является одной из главных причин буквального оскотинивания современного человека. Причём с самого рождения. Типичный городской житель находится в состоянии хронического сенсорного, физического и психоэмоционального напряжения. Как следствие — в перманентном утомлении, поддерживаемым им самим и культурой до такой степени чтобы это состояние не перешло окончательно в полное истощение, когда уже требуется госпитализация.

Влияние усталости на человека изучалось ещё на заре физиологии. Чем старее, тем более образное и понятное описание. Вот как описывает этот процесс один из первопроходцев, итальянец Анджело Моссо в своей работе «Усталость», 1893-го года [1]:

«Въ тѣхъ случаяхъ, когда усталость достигаетъ значительной силы (при чемъ безразлично, вызвана-ли она интеллектуальной или мышечной работой), въ настроеніи нашемъ происходитъ перемѣна, а именно: мы становимся болѣе раздражительными и даже болѣе того — усталость, повидимому, уничтожаетъ въ насъ все наиболѣе благородное, т, е. тѣ качества, благодаря которымъ головной мозгъ цивилизованнаго человѣка отличается отъ головного мозга, первобытнаго и дикаго человѣка. Когда мы устали мы теряемъ свою способность управлять собою, и страсти наши проявляются съ такою значительною силою, что мы уже не можемъ обуздывать и регулировать ихъ нашимъ разсудкомъ.

Воспитаніе, налагающее узду на непроизвольныя движенія, теряетъ свою силу, и мы оказываемся въ такомъ состояніи, какъ будто понизились на нѣсколько ступеней въ соціалъной іерархіи. При этомъ у насъ исчезаетъ выносливость по отношенію къ интеллектуальному труду, исчезаетъ любознательность и стойкость вниманія, т. е. именно тѣ характеристичныя свойства, которыя составляютъ наиболѣе важное отличіе высокообразованнаго человѣка отъ нецивилизованныхъ людей.

Люди, страдающіе отъ хронической болѣзни нервной системы. обыкновенно бываютъ раздражительны. Позднѣе мы убѣдимся, что истерія представляетъ собою такое состояніе нервной системы, которое можетъ быть отчасти приравнено къ тому, что развивается подъ вліяніемъ усталости. Выразительность лица, живость жестовъ, сила взгляда и та нервность вообще, которая составляетъ характеристичную особенность артистовъ также какъ и меланхолія или чрезмѣрная веселость и извѣстныя привычки и манеры ихъ, кажущіяся нѣкоторымъ странными, зависятъ въ значительной степени отъ уменьшенной способности нервной системы къ противодѣйствію, отъ своего рода истощеніями истерическаго состоянія, развившихся вслѣдствіе постоянной усталости головного мозга.

Вмѣсто этого возбужденія, замѣчаемаго въ нѣкоторыхъ субъектахъ, мы встрѣчаемъ у другихъ, напротивъ того, подавленное состояніе чувствительности. Этого рода субъекты находятся въ такомъ же состояніи, какъ тѣ усталыя лошади, которыя не реагируютъ болѣе на удары плети. Многіе испытываютъ подобнаго рода состояніе послѣ долгой ходьбы. Усталость послѣ перваго періода возбужденія, подпадаетъ дальнѣйшему видоизмѣненію и превращается въ истощеніе, которое дѣлаетъ насъ нечувствительными и доставляетъ намъ какое-то мирное настроеніе, такъ что мы бываемъ удивлены, что не чувствуемъ болѣе усилія при ходьбѣ и подвигаемся впередъ, какъ бы движимые одной пріобрѣтенной извнѣ силой. Въ журналѣ Ганкура описывается подобное явленіе усталости:

«Излишества работы производятъ очень пріятное отупѣніе, напряженіе головы, которое не позволяетъ ей заниматься ничѣмъ непріятнымъ, невѣроятную разсѣянность по отношенію къ мелкимъ уколамъ жизни, полное равнодушіе къ реальной стороне жизни, индифферентизмъ къ наиболѣе серьезнымъ вещамъ, такъ напр. не терпящія отлагательства дѣловыя письма бросаются нераспечатанными въ ящикъ».

Нагрузки современного городского жителя и детей при учёбе сегодня значительно превышают нагрузки того времени, когда были зафиксированы данные наблюдения. Продолжительное функционирование организма в подобном состоянии за пределами физиологического стресса низводит человека до инстинктивно реагирующего примата и держит в нём лучше любой клетки. И как бы не возражали ярые «поборники и стяжатели» духа, просветления и высокой морали, одним из основных причин этого стресса сегодня является вполне «приземлённая» патологическая физическая активность, основанная на гиподинамии и сенсорной депривации в современных городских и бытовых условиях. [1][2][3][4] Что не даёт самим «поборникам» духа перевести в практическую плоскость высокие моральные фантазии в собственной жизни.

К этим выводам можно подойти даже если рассмотреть только одну проблематику продолжительной обездвиженности и «сидячей» жизни современного человека, ранее неизвестной до повсеместной автоматизации 20-го века. [4] Пролонгированное нахождение в противоестессвенной позе вместе с неизбежно склоняемой головой истощает тело и разум, переключает организм на парасимпатическую систему реагирования. Начинают преобладать непроизвольные усилия и инстинкты, поражается воля. Другими словами, это буквальная научная иллюстрация превращения человека в состояние животного. [2][5] Усталость и утомление приводят к гиподинамии, сутулости и склонению головы. К этому же приводят современный образ жизни, работы, учёбы (склонение за гаджетами, компьютерами, книгами, тетрадям).

«Установлено, что данная функциональная аномалия, названная синдромом «низко склоненной головы» (СНСГ), через шейно-тонические рефлексы вызывает угнетение общего тонуса вегетативной нервной системы, нарушает симпатико-парасимпатическое равновесие в сторону угнетения симпатико-тонуса, понижает уровень функциональных возможностей (УФВ) центральной нервной системых». [5]

Исключительно пагубное воздействие усталость и утомление наносит растущему организму. Школьным стрессам, психозам и утомлению посвящено тысячи исследований. Состояние хронического стресса и утомления, в котором находятся дети во время обездвиженного и «бесчувственного» процесса обучения, противостоит организации зрелого организма, формированию полноценной зрелой нервной системы, психики и иммуннитета, что приводит к сотням заболеваний, ранней смертности, инфантильности. И самое важное: невозможности воспроизвести полноценное и здоровое потомство. [3]. Более пагубной является разве что практика задействования детей при тяжёлых работах (например, на рудниках в Европе 19-го века), совершенно истощающая и деформирующая неокрепший организм ещё до наступления биологического совершеннолетия, кардинально сокращая при этом продолжительность жизни. [1]. Этот же принцип можно наблюдать повсюду в природе: так деревья не могут расти в экосистемах, где полностью отсутствует ветер, так и там, где сильный ветер преобладает большую часть времени.

«Укоренившийся на этапах детства сидяче-согбенный динамический стереотип тела — стереотип, чуждый биогенетической, моторной и эмоционально-волевой природе человека, стереотип, закрепощающий и замораживающий активность генофонда.

  • Это уход в низшие вегетативные уровни функционирования.
  • Это уход в доминирование эмбрионально-парасимпатических тонических регуляций.
  • Это уход в свое инфантильное безвольное тело и страх духа.
  • Это уход в эмоционально угнетенную депрессивно-стрессогенную жизнь.
  • Это погружение в глубокие психокомплексы из неуверенности, безволия, агрессии и страхов.
  • Это нарастающая секвестрация всех потенциалов жизнеспособности, в том числе высших потенциалов духовно-разумной жизни, поколений.
  • Это стратегия обратного развития — регресса человека и его духовной сущности».  В.Ф. Базарный [6]

→ Узнать как влияет утомление на развитие человека

Даже исходя из одного фактора хронического состояния усталости современного человека было бы совершенно недостаточно создания адекватных условий исключительно для подрастающих поколений. По правилам безопасности на воздушном транспорте, прежде чем надеть кислородную маску на своего ребёнка, необходимо сначала надеть маску на себя. Создание соответствующих видовым особеностям человека условий жизни, труда и отдыха для взрослого населения также явлется необходимым этапом на пути развития общества. Что по идее должно быть главной заботой гигиены и эргономики: сделать так чтобы взрослый человек мог полноценно жить и трудиться, воспитывать в детях зрелого Человека, при этом ежедневно не опускаясь до состояния животного, неизбежно принимая губительные решения для себя, своих близких и общества.

Про трудные времена и сильных людей

Синдром детей-овощей

Базарный В.Ф. — Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса

О базовых типах физической активности

О пагубном влиянии школы 19-го века

История школьной гигиены

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также