ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Stay connected

Одни учат, другие лечат. А в результате?..

Л.А. Алифанова, Научно-внедренческая лаборатория Базарного, г. Сергиев-Посад

Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Наука, Школа

Одни учат, другие лечат. А в результате?.. 

Сегодня в России опасная демографическая ситуация: каждое поколение родившихся оказывается менее жизнеспособным и количественно меньше поколения родителей. Неуклонно прогрессирует ухудшение качества здоровья детей и подростков, молодых людей репродуктивного возраста. А это прямая угроза будущему нации. Угроза не только её оборонному, экономическому, трудовому потенциалу, но и самому существованию.

В силу специфичности видовой сущности человека по восприятию и передаче жизненного опыта, процессы воспитания и обучения являются базовыми условиями его развития. Особую роль в деле формирования гармонично развитой Личности играет школа.

Период школьного обучения – новый и чрезвычайно ответственный этап в жизни ребёнка: расширяется круг задач физического, волевого, морального качества. Освоение определённых знаний, умений и навыков, формирование двигательных действий является базой для дальнейшего становления организма. Да и сам организм в этот период (с 7лет до 17) переживает критические моменты биогенеза: детства и пубертата, сопряжённых с бурной гормональной, тканевой, органной, функциональной перестройкой и развитием телесности. Конструкты развития ребёнка (телесные, физические, эмоциональные, психологические, интеллектуальные, социальные и др.) не фиксированы, их соответствие проверяется в новом опыте. Отсутствие признаков отставания или дизгармоничности развития по всем направлениям – гарантия достижения к взрослому периоду жизни высоких биологически детерминированных уровней реального обеспечения длительной безболезненной и социально-плодотворной жизни.

Однако, характер «трудовой» деятельности школьников претерпевает год от года значительные изменения: понижается возраст учащихся (в систематический учебный процесс втягиваются уже 6 – 5 летние дети); на фоне автоматизации и технико-скоростных приёмов обучения возрастают психогенные нагрузки с неизбежным нервно-эмоциональным напряжением; постоянно снижается доля мышечных усилий в энергетическом балансе жизнеобеспечения. Всё это вносит свои коррективы (чаще негативные) в ход дальнейшего развития и формирования телесности, сказываясь (чаще отрицательно) на тех или иных системных качествах организма.

«Нормальной ненормальностью» сегодня воспринимается статистика, озвученная по итогам «круглого стола», посвящённого законодательным аспектам охраны здоровья детей, который состоялся в Государственной думе РФ (МГ, №48, 24.06.2005), указывающая на низкий уровень качества здоровья школьников. Так, 75% выпускников школ имеют хроническую патологию, которая неминуемо отразится на репродуктивной функции: у 25% — нарушения формирования скелета; у 12% — артериальная гипертензия; у 10% — дисгормональное развитие и эндокринные расстройства; у 12% — гинекологические заболевания. А ведь именно здоровье является системным интегральным отражением влияния всего комплекса факторов среды на детский организм, который лишь на пути к взрослости.

Факт, что здоровье ребёнка – биосоциальный управляемый динамический процесс, бесспорен. На это обращали внимание на протяжении всей истории развития общества. При этом, всё большее беспокойство вызывало и вызывает значительное распространение отклонений как в качестве развития, так и в состоянии здоровья, возникающие в школьный период жизнедеятельности, указывая тем самым на агрессивность педагогических воздействий. Так, в 1804 доктор медицины, профессор Московской медико-хирургической академии Федор Гильтебрандт указывал на развитие близорукости у детей «по причине малого движения при утомлении зрения и худом воспитании». Выделялась даже целая группа болезней (истощённость нервной системы, искривление позвоночника, близорукость, нарушение кровообращения), при развитии которых основную роль играло обучение в школе (Эрисман Ф.Ф., 1912). Повышенный невротизм выявляется у 80% школьников независимо от типа школы и возраста начала обучения (Громбах С.М., 1965; Козловская Г.М., 1981; Скоромец А.А., 2000). В свою очередь, нарушения в эмоциональной сфере вызывают различные сдвиги со стороны вегетативной нервной системы, влияющей на реактивность организма, что во многом обуславливает развитие различных межсистемных дисфункций и патологических состояний (Симонов П.В., 1972; Базарный В.Ф., 1980; Оладо Э.Я., 1989; Шварков С.Б., 1991; Куинджи Н.Н., 2005). Многими исследователями доказано, что ослабление неспецифических факторов защиты организма у школьников во многом обусловлено изменениями их общей двигательной активности связанной с организацией учебного процесса (Хрущёв С.В., 1972; Сухарев А.Г., 1975; Чоговадзе А.В., 1977; Шубик В.М, 1982; Уфимцева Л.П, 1986; Велитченко В.К, 1989; Усанова Е.П, 1997). В итоге генетический потенциал тела с каждым поколением угасает, на фоне роста врождённых аномалий и пороков развития.

Поэтому в исследованиях, касающихся вопросов развития школьников, особая роль отводится поиску таких форм организации учебно-воспитательного процесса, которые бы не привносили патологических компонентов телесно-функциональному формированию человека.

Одна из таких форм школьной дидактики предложена д.м.н. В. Базарным: ситуационно-образное моделирование деятельности ученика. Разработанные здоровье развивающие технологии обучения, затрагивают учебную деятельность учащегося на академическом уроке. Учебно-познавательный процесс на уроках (математике, чтении, изучении языка и пр.), построенный с использованием предложенных дидактических технологий, сопряжён с каждым функциональным моментом в системной деятельности организма (анализаторной, регуляторной, кинестетической). Сочетанная сенсорно-моторная активность (зрительного, слухового, двигательного анализаторов), мотивированная дидактическими приёмами, способствует совершенствованию функциональных возможностей организма, естественных локомоций, формированию видовых конституциональных качеств и укреплению здоровья.

В Сергиевом Посаде Московской области была проведена работа по изучению телесного и психомоторного развития учащихся общеобразовательных школ в процессе обучения на фоне целенаправленного формирования потенциала здоровья. В работе принимали участие 7 школ города. В комплексном медико-физиологическом обследовании участие приняли учащиеся 1-, 3-, 9-х классов. Всего было осмотрено 977 человек. Группу динамического наблюдения составили 161 человек. Анализ полученных данных выявил крайнее неблагополучие в телесном и функциональном развитии школьников, что созвучно с данными медицинской, педагогической, военно-врачебной, правоохранительной статистик.

Лишь у 56,5% девятиклассников отмечалась более-менее относительно удовлетворительно развитая телесность, характеризующаяся нами по состоянию осанки, упитанности, пропорциональности телосложения, состоянию стопы, мышечного, подкожно-жирового слоя, развитию таза, грудной клетки.

По всем возрастным группам вовлечённых в обследование детей (7, 10 и 14 лет) отмечались низкие показатели физического развития. Так, дети с массой тела, соответствующей возрастной норме, составляли в 1кл. и 3 кл. 31%, а к окончанию 9 кл. их число уменьшилось до 23 %. Аналогичные параметры длины тела отмечались у 33 % первоклассников, частота встречаемости которых в 3 кл. уменьшилась наполовину и в 9 кл. составляла лишь 19%. Так, если ориентированные возрастные параметры окружности грудной клетки в 1кл. встречались у 42%, то среди третьеклассников – уже у 30%, а среди девятиклассников – лишь у 16%. Во всех возрастных группах доминировали узкогрудые дети: 66% в 1кл, 88% в 3кл, и такое же количество в 9 кл.

На низкие функциональные возможности указывали и показатели дыхательных объёмов. Жизненная емкость лёгких (ЖЕЛ) в пределах физиологической нормы отмечалась лишь у 15% школьников, а значения жизненного индекса (ЖИ) — не более чем у 24%. Наиболее эргономичный нормореактивный тип сердечно-сосудистой реак-ции на стандартную физическую нагрузку отмечался у 30% обследуемых с трёхлетним учебным стажем, по окончанию же 9 кл. – лишь у 2%. Синдром гипервентиляции (ГВС), указывающий на дыхательный дисбаланс, встречался у 5 % на начальном этапе обучения и у 30 % старшеклассников, причем в 2 раза чаще у мальчиков по сравнению с девочками. Изолированная артериальная гипертензия как систолическая, так и диастолическая стабильно отмечалась у 40% — 60% школьников различных возрастных групп, и опять таки чаще среди мальчиков по сравнению с девочками.

Характеристики полученных морфограмм тела (Декур и Думик) и значения рассчитываемых индексов свидетельствовали о серьёзных гормональных нарушениях в развитии по мужскому и женскому типу. Было выявлено, что за девятилетний период обучения число школьников, имеющих адекватные характеристики половой принадлежности уменьшилось среди девочек на 4% (с 97% в 1 кл до 93% в 9кл ), а среди мальчиков почти в 11 раз (с 97 % в 1кл до 9 % в 9кл). Половая формула у школьников, также имела свои особенности, указывающие на глубокое расхождение паспортного и биологического возраста. Дети, у которых степень полового развития соответствовала паспортному возрасту в 3 кл составляли 84%, а вот в 9 кл. их число уже составляло 51%. «Отстающие» — чаще встречались среди мальчиков (примерно 44 % против 5 %), «опережающие» — чаще встречались среди девочек (примерно 11 % против 8 %).

Анализ характеристик таза (нормально развитый, узкий, широкий) выявил, что в 3 кл. в подавляющем числе случаев встречался узкий таз (у 68% девочек и у 85% мальчиков), в 9 кл. преобладала характеристика «широкий таз» (79% девочек и 89% мальчиков). Особо настораживает, что доля школьников с нормально развитым тазом колебалась в пределах 6% — 14%.
Формирующуюся у школьников осанку оценивали по ряду клинико-физиологических тестов, учитывая: 1) синтопические характеристики, 2) реализацию двигательных актов, 3) характеристики силы и выносливости. Полученные в ходе исследования данные, выявили, что удовлетворительно развитая осанка по сумме соответствий клинико-физиологической норме встречалась лишь у 30% (в начальном и среднем звене школы) и у 10% (в старшем звене) обследуемых. А это не только отражает дисгармонию в формировании сомато-функционального потенциала (СФП), но и подчёркивает глубину и масштабность негативного влияния на становление конституциональных ортобиотических качеств организма, связанных с организованной взрослыми спецификой систематической учебной деятельности по типу «сиди-смотри-слушай» при аномальном зрительно-координаторном динамическом стереотипе (АЗКДС) на фоне гипокинезии.

Устойчивая тенденции роста (по мере увеличения стажа учёбы) числа случаев «условно ненормативного» развития, протекающего в границах патофизиологии, является ярким свидетельством неадекватности применяемых учебных режимов и нагрузок возможностям ребёнка. Так, школьников с более низким показателем СФП от 1 кл. к 9 кл. увеличилось с 6 % до 83 %. В тоже время, школьников с более высоким показателем СФП с 88 % сократилось до 17 %. При этом наибольший прирост негативной симптоматики приходится на начальный период обучения.
Полученные данные созвучны с отражением ситуации со здоровьем школьников в других регионах страны и мало взаимосвязаны с климатическими, экологическими и экономическими факторами жизни. Всё это указывает, что категория «здоровье» уже давно из медицинской сферы перешла в сферу образования и воспитания.
Итоги девятилетнего динамического наблюдения за учащимися показали, что деструктивное влияние школьного обучения можно предотвратить путём дидактиче-ских технологий сенсорно-моторного обогащения на академическом уроке, обеспечи-вая тем самым, более физиологичную активность ребёнка при доминирующей форме обучения — уроке. За первые три года обучения темп снижения позитивной симптоматики в группе, занимавшейся в режимах с элементами сенсорно-моторного обогащения, был на 18% ниже и соответствовал 46%, против 64% в группе, занимавшейся по традиционным дидактическим технологиям.

Сенсорно-моторная активность (СМА) является основой развития и укрепления физиологически оптимальных двигательных стереотипов, которые нарушаются на этапах прогрессирования компенсаторных доминант (низкое склонение головы над рабочей поверхностью, сутулость, школьная близорукость, вегето-сосудистые дистонии и пр.) при традиционных формах обучения. Особенно это актуально у детей с целью устранения патологических сенсомоторных стереотипов, мышечно-тонического дисбаланса и дистрофических поражений, с целью развития координации и равновесия, воспитания трудовых навыков и умений, сознательно активной психомоторики.

По факту наблюдения, было выявлено, что у школьников, учебная деятельность которых во время академических уроков только с 1-го по 3 кл. систематически строилась с использованием дидактических приёмов сенсорно-моторного обогащения (в последствии уроки проводились в традиционных режимах) по окончанию 9 кл. доля негативной симптоматики отмечалась в 1,4 раза реже по сравнению с теми, у которых все 9 лет уроки строились в традиционных режимах СМА.

Таким образом, здравоохранительные педагогические технологии д.м.н. В. Базарного являются реальной основой синтеза теории обучения с теорией развития дет-ского организма. А результаты анализа текущего и отдалённого наблюдения за показа-телями сомато-функционального развития и здоровья школьников свидетельствует в пользу распространения приёмов сенсорно-моторного обогащения на среднее и стар-шее звено школьного обучения.

Известно, что в каждом возрастном периоде организм характеризуют морфологические и функциональные качества, совокупность которых определяет его возможности – сомато-функциональный потенциал (СФП).

Учитывая, что педагогические воздействия небезразличны для онтогенеза, необходима система непрерывного медико-педагогического контроля за воспитанием и обучением школьников, направленная на укрепление их репродуктивного здоровья.

В условиях массовых врачебных обследований школьников решающим является диагноз заболевания, а функциональное состояние организма, физическая подготовленность, общая физическая работоспособность порой совсем не учитывается.

На основе принципов функциональной диагностики принятых в педиатрии нами был предложен комплексный показатель количественной оценки СФП, ориентированный на «феномен» соответствия или несоответствия показателям клинико-физиологической норме (КФН) развития и здоровья. Числовым выражением СФП выступала величина индекса, который рассчитывали по формуле: [(ЧСКФН – ЧНКФН) / ЧСКФН] , где ЧСКФН – число соответствующих КФН характеристик, а ЧНКФН – число несоответствующих КФН характеристик в изучаемом формате. Чем больше величина индекса – тем выше СФП, а, следовательно, гармоничнее развитие. Количественная оценка СФП, позволяет рассматривать разнородные сомато-функциональные характеристики (антропометрические, физические, сенсомоторные, психофункциональные) в реализуемой вариативности здоровья, комплексно затрагивающего все его аспекты (соматические, функциональные, психофизиологические, репродуктивные).
Такой подход позволяет оценить характер и направленность онтогенеза, а персонифицированный характер выявленных отклонений СФП позволяет обосновывать целесообразность проведения дополнительных углублённых обследований и направленность реабилитационных мероприятий, целенаправленное использование которых повышает их эффективность, создаёт условие для быстроты коррекции выявленных отклонений.

Однако с большим сожалением следует отметить, что сотрудничество с медиками в деле сопровождения учебного процесса в школе с позиций контроля за сохранения здоровья, развитием ребёнка совершенно не налажено. Вот почему одни по-прежнему учат, другие — лечат. А между тем всё острее встаёт вопрос: «Способно ли подточенное школой семя оставить после себя благодатное племя?».

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также