ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Методология оздоровления детей и подростков

В.Ф. Базарный, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, 1994 г.

Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Методология, Методология физической культуры, Наука, Образовательная культура, Профессор Базарный, Учимся стоя. Работаем стоя., Факторы среды, Школа

Методология оздоровления детей и подростков 

Сегодня для всех стало очевидным, что наряду со многими материальными благами научно-технический прогресс и высокий уровень информированности общества обусловили и бурный рост так называемых болезней цивилизации (сердечно-сосудистой оистемы, нервно-психической сферы, опорно-двигательного аппарата и др.).

Общим этиопатогенетическим характерным признаком для этих болезней является их обусловленность психо-эмоциональным напряжением. Фактор напряжения прослеживается наиболее четко на примере патологии сердечно-сосудиотой системы.

В объяснении средового механизма происхождения психоэмоционального напряжения чаще всего приводятся (и, безусловно, вполне обоснованно) такие особенности образа жизни и условий труда, характерные для современного общества, как гиподинамия, умственные и информационные перегрузки, психоэмоциональные стрессы и т.д.

В условиях роста информационного обеспечения чрезвычайно важная роль среди этиопагогенетических механизмов возникновения и поддержания общей напряженности принадлежит зрительному анализатору. В особенности это проявляется в условиях НТР микропроцессорных производств. Между тем, изучение и анализ роли зрительного фактора в формировании состояния напряженности находится практически вне поля зрения современных исследований.

Целью настоящей работы является выявление некоторых физиологических аспектов механизма формирования напряженности о позиции того, что в его эпицентре оказывается сенсорный (зрительный) фактор.

Наше внимание привлекло то, что согласно последним исследованиям (А.А. Александров, Р.Г. Оганов и др.), истоки многих так называемых болезней цивилизации берут свое начало где-то в детском возрасте.

Отличительной же особенностью жизни детей (с 6-7 лет и старше) как раз и является «книжный» образ жизни, учебный процесс, сопровождающийся интенсивными зрительными перегрузками. Неслучайно среди так называемой школьной патологии первое место принадлежит школьной близорукости.

Мир взрослых расплачивается здоровьем за образованность, это факт давно известный. Распространение всеобуча в мир детства повлекло за собой эпидемию школьного нездоровья: здесь и школьная близорукость, и школьные искривления позвоночника. Позже начали выявляться нервно-психические и сердечно-сосудистые отклонения (Т.П. Сальникова,1968; А.Г. Сухарев,1972; Г.Н. Сердюковская, 1979-89; В.Ф. Базарный,1982; А.П. Уфимцева, 1985; Э.Я. Оладо,1989 и др.).

Для того, чтобы почувствовать силу школьного стресса, достаточно привести несколько примеров. Согласно данным Г.Н. Сердюковской, Л.П. Уфимцевой, спустя лишь учебный год, у 25% первоклассников появляются первые отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы. При этом у многих детей угнетается даже такой фундаментальный признак биологического развития, как рост.

К 3-4-му классу у 2/3 детей нарушается самый отличительный видово-конституциональный признак — прямостояние (И.А .Минский,1978).

В целом после окончания школьного обучения здоровых детей остается менее 1% (А.М.Воронцов,1992).

С 1977 по 1992 г. на базе института медицинских проблем Севера РАМН сотрудниками лаборатории развития сенсорных систем проводились систематические исследования, посвященные анализу школьных факторов, так глубоко подрывающих здоровье детей. При этом в процессе работы с детьми было обращено внимание на следующее обстоятельство. Буквально с первых секунд письменной работы дети, в своем подавляющем большинстве,принимают какую-то противоестественную аномальную позу низко склоняясь над тетрадями. И чем с большим увлечением они пишут, тем сильнее выражен их наклон. Этот факт показывает, что мы имеем дело с чрезвычайно устойчивым и активным аномальным навыком — зрительно-двигательным динамическим стереотипом. Нельзя было не заметить, что в состоянки аномальной позы весь организм и, особенно, верхний плечевой пояс, пишущая рука и пальцы находились в состоянии чрезмерной, буквально «оцепененной» мышечной напряженности.

При предъявлении учащимся стандартизированной письменной пробы было выявлено, что 78,2% обследованных школьников начальных класоов Сибири на протяжении всего учебного года недопустимо низко склоняются над книгой или тетрадью.

В процессе 8-летнего динамического наблюдения за такими школьниками установлено, что работа в аномальной позе обусловила формирование специфического конституциональномоторного «профиля» (соматотипа), для которого характерно нарушение осанки (сколиоз) и близорукость, нередко сочетающихся с целым рядом вегетативных, нервно-психических и оердечно-сосудистых расстройств. В частности, среди учащихся с резко выраженной аномально-доминантной рабочей позой в 2 раза чаще встречались дистонические реакции сердечно-сосудистой системы, в 2,7 раза — стойкое повышение артериального давления, в 1,9 раза — нервно-психические дисфункции, в 2,2 раза — нарушения осанки. Причем, в 66,7% нарушения осанки сочетались с приобретенной в школе близорукостью.

У детей с выраженной аномальной рабочей позой многие показатели функционального состояния организма (например, уровень функциональных возможностей центральной нервной системы, функция зрения, вестибулярного анализатор и т.д.) оказались значительно ниже нормы.

В целом, у 80% таких детей выявлены те, либо иные неблагоприятные для здоровья последствия школьного обучения.

В результате научных исследований был установлен принципиальный факт: истоки целого ряда так называемых болезней цивилизации (сердца, нервно-психической сферы, позвоночника и других) берут свое начало именно с аномальной доминантной рабочей позы школьников.

Это дало основание считать, что выявление физиологического содержания механизмов, способствующих формированию и поддержанию аномальной рабочей позы школьников, а также внедрение непосредственно в учебный процесс режимов и технологий обучения, позволяющих избежать этого, — реальная основа повышения качества физического и психического развития подрастающих поколений, в т.ч. первичной маосовой профилактики целого ряда так называемых болезней цивилизации.

Естественно было предположить, что мускульно-закрепощающая напряженность детей является лишь внешним отражением более глубокой их внутренней напряженности.

Для проверки данной гипотезы в конце учебного года у двух групп учащихся 2-го класса (14 детей), имеющих при выполнении корректурной пробы принципиально разную зрительно-рабочую дистанцию (ЗРД) была определена фоновая концентрация катехоламинов (КА) в крови (Кондратьева В.П.). При этом было установлено, что в группе школьников (9 человек), постоянно склонявшихся над книгами и тетрадями в течение учебного года (ЗРДср = 15,0+0,9 см), концентрация КА оказалась достоверно ниже, чем в группе детей о ЗРД, равной 23,9±2,2 см (соответственно 0,0144±0,0007 против 0,0102±0,0015 у.е., Р< 0,05). Фоновая концентрация серотонина (5—НТ) в первой группе составила 0,083±0,007, а во второй — 0,091±0,010 у.е.

Полученные данные свидетельствуют о том, что аномальная доминантная поза действительно отражает состояние глубокого внутреннего напряжения организма (стресса). По мере же увеличения школьного стажа наблюдается определенная степень истощения симпатико-адреналовой системы с вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями для здоровья. В частности, установлено, что среди детей, имеющих в течение учебного года ЗРД в пределах 15,0±0,9 см, число дней, пропущенных по болезни, на одного ученика оказалось в 40 раз выше по сравнению с детьми, поддерживающими ЗРД в пределах 23,9±2,2 см (8,1 против 0,2 дня) (В.А. Гуров).

Нами изучалось также влияние аномальной напряженной позу учащихся на функциональное состояние вегетативной нервной системы. Были обследованы учащиеоя первого клаоса в начале и конце учебного года. Это дало основание оценить роль исходного состояния вегетативной нервной системы в формировании аномальной рабочей позы (АРП). Учащиеся были разделены на две группы, каждая из которых имела резко отличающиеся ЗРД (9,3±0,2 см и 20,7±0,6 см).

Установлено, что у группы детей, работавших в наиболее выраженной аномальной позе, вегетативный баланс (соотношение реактивности симпатического и парасимпатического отделов) оказался на значительно более низком уровне, чем у их сверстников в другой группе (2,1 против 3,4 у.е.). Следует подчеркнуть, что у детей, наиболее низко склоняющихся при зрительной работе, активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы оказалась в 1,9 выше (Р< 0,05), чем у детей, работавших в более благоприятной позе.

Проведенный факторный анализ позволил выявить достоверное влияние исходного вегетативного баланса на рабочую позу учащихся (Р<0,05,т = 5,6 при t, Табл. = 4,23). Важно отметить, что это влияние было обусловлено преимущественно состоянием парасимпатического отдела (Р< 0,05, = 5,72). Следовательно, можно сказать, что в данной ситуации мы имеем порочный круг: чем выше в вегетативном балансе тонус парасимпатического отдела (и соответственно ниже тонус симпатического), тем сильнее выражена АРП у ребенка. С другой стороны, чем ниже он склоняется, тем выше доминирует парасимпатический тонус над симпатическим.

Все это указывает, что систематическое пребывание детей в подобной позе может привести к растормаживанию ваготонических эмбриональных типов регуляции и, за счет этого, угнетать физиолого-биологическую основу раскрепощения и развития детей.

Анализ структуры напряженности организма детей выявил,, что зрительная работа в состоянии с низко склоненной головой у всех детей сопровождается перестройкой ритма сердечной деятельности. В частности, в группе детей с малой ЗРД (15,0±1,1 см) у 75% учащихся за 15 мин. зрительной работы индекс напряженности (ИН) повысился в среднем на 3,5%. Во второй же группе (ЗРД. ср. 26,0±0,9 см) у всех детей ИН., наоборот понизился на 21%; Изменение ИН характеризует перестройку центральных механизмов регуляции, что не может не оказаться на вегетативных процессах и функциональном состоянии соподчиненных по иерархии функциональных систем организма.

Выявлен также явный параллелизм между степенью напряженности (чрезмерного наклона) детей при письме и особенностями межполушарных взаимоотношений. В частности, чем в большей степени склонялись дети в процессе зрительного труда, тем более отчетливо выявлялись диспропорции в кровоснабжении левого и правого полушария. Причем, по мере возрастания степени склоненности детей возрастала напряженность левого полушария (табл.1).

Таблица I

Состояние межполушарных взаимоотношений и зрительнорабочей дистанции среди учащихся первого класса

№ группы Число детей ЗРД, см А, % Б, % В, %
I 9 8,8 ± 0,1 11,1 22,2 34,0
II 19 12,2 ± 0,3 21,1 42,2 32,7
III 7 17,4 ± 0,6 57 42,9 22,1

где: А — процент случаев доминантности правого-левого полушария

Б -процент случаев с коэффициентом асимметрии (20%)

В — среднее значение коэффициента асимметрии без учета знака (доминантности)

Эти данные указывают, во-первых, на определенную связь между уровнем напряженности механизмов центрального анализа информации и фактом чрезмерной склоненности детей, во-вторых, на то, что степень их склоненности отражает тог или иной уровень напряженности вербальной (психогенной) сферы.

Следовательно, в случаях с АРП мы имеет дело с фактом глубокой психогенной и вегетативной напряженности.

Каков же физиологический механизм возникновения и поддержания АРП у учащихся? Учитывая, что аномальная рабочая поза наблюдается в процесое зрительной работы зрячих детей (полностью слепые дети и взрослые практически не склоняются), логично было оценить роль собственно оптического фактора в ее происхождении. С этой целью было проанализировано состояние ЗРД у одной и той же группы детей при предъявлении им стандартизированных зрительно-информационных нагрузок в виде таблиц, состоящих из тест-объектов. При этом переменными были лишь размеры тест-объектов и, соответственно, величина сетчатого изображения.

Установлено, что величина сетчатого изображения (при разнице в размерах тест-объектов в 2 раза) принципиально не оказалась на состоянии позы учащихся. Эти данные указывают, что в механизме происхождения аномальной рабочей лозы школьников играет не столько сам по себе оптический фактор, сколько его межсистемные взаимоотношения. Учитывая, что АРП характерна прежде всего для зрительно-ручных тонко-координированных манипуляций (в данном случае письменных) в следующем разделе исследования мы попытались выяснить влияние особенностей зрительного восприятия, а также зрительно-ручной координации на поддержание той или иной рабочей позы учащихся.

Анализ полученных данных выявил, что у детей, среди которых аномальная установка к наклону была выражена в большей степени, значительно ниже были характеристики, отражающие эффективность восприятия и сеноорно-моторного контроля (по показателю устойчивости ясного видения, скорости переработки зрительной информации, зрительно-ручной координации и уровню развития глазомера — остроты глубинного зрения). По данным факторного анализа, наибольшее влияние на состояние ЗРД оказала характеристика зрительно-ручной координации, отражающей межсистемные зрительно-моторные взаимосвязи (r= 6,54 при t табл. = 4,26 Р< 0,05).

Следовательно, состояние зрительного анализатора определялось локализационными в пространстве характеристиками, отражающими взаимоотношения его с другими анализаторами и, прежде всего, с двигательным. О том, что именно незрелость механизма зрительно-ручной координации является определяющим в развитии и поддержании аномальной напряженной позы, указывают следующие данные. Вели при зрительно-ручной сенсорной нагрузке зрительная рабочая дистанция составила 16,9±0,5 см, то при зрительно-речевой — 4,0±0,9см. Факторный анализ выявил высокую достоверность влияния уровня зрелости зрительно-ручной координации на поддержание гой или иной рабочей позы учащихся.

Многолетняя медико-педагогическая экспертиза позволила выявить многие десятки школьных факторов, способствующих пребыванию детей в состоянии вышеописанной закрепощающей сенсорной, моторной и психогенной напряженности.

Укажем лишь некоторые из них:

1. Происшедшие вдруг в мировом масштабе реформы, после которых были заменены:

а) ростомерная мебель на одномерную;

б) наклонная рабочая поверхность парт на горизонтальную столов;

в) импульсно-нажимное письмо на безотрывное о постоянным усилием;

г) старая перьевая ручка на шариковую;

д) электроламповая освещенность на люминисцентную.

2. Традиционная сидячая поза.

3. Доминирование “близоруких” книжных способов передачи информации и традиционной структуры текстового поля.

4. Отсутствие таких технологий овладения детьми техникой чтения, письма, которые бы отвечали законам функционирования их сенсомоторных сфер.

5. Доминирование в учебно-познавательном процессе принципов формальной логики и узко специализированных предметноурочных принципов обучения.

6. Все усугубляющийся разрыв между первичной структурой чувственного мира и абстрактной словесно-символической системой их кодирования.

7. Сеноорно-обедненная кабинетная среда обитания.

8. Резкое ограничение в учебно-познавательном процессе деятельностно-трудовых принципов обучения.

9. Невладение массовой школой целостным подходом к духовному,  физическому и интеллектуальному развитию ребенка.

Уже этот далеко не полный перечень факторов (в настоящей работе не затронуты многие ангифиэиологические принципы дидактики) показывает, что школа по-настоящему никогда не опиралась на физиолого-биологическую оонову развития и раскрепощения потенциалов ребенка.

Полученные данные дают все основания утверждать, что эпидемию неэпидемических форм патологии, эпидемию так называемых болезней научно-технической революции породила не сама «революция”, а прежде всего сложившаяся традиционная система дошкольно-школьного воспитания и обучения.

Проведенные исследования позволили разработать качественно новые физиолого-раскрепощающие, здравоохранительные принципы построения учебно-познавательного процесса. В настоящей работе мы лишь кратко назовем их:

1) Вместо традиционной моторно-закрепощенной сидячей дозы разработаны технологии моторно-раскрепощенных динамических поз, базирующихся на вертикальной установке тела.

2) Вместо статически напряженного узкэформатного близорукого книжного обучения — технология передачи информации в режимах широкоформатного пространства, зрительных горизонтов, подвижного в трехмерном пространстве дидактического материала.

3) Вместо абстрактно-кодовой словесности в рамках узкоформатного книжного текстового поля — широкоформатные сюжетно-образные экологические стенки сенсорной грамматики.

4) Вместо доминирующих элементно-разобщенных узкоспециализированных подходов в обучении — принципы целостной. сеноорной грамматики.

5) Вместо кабинетной сенсорно-обедненной школьной ореды обитания — система образов, адекватных экологической физиологии зрения.

6) Вместо традиционных классов и годичных циклов — принципы сеноорного и поихичеокого раскрепощения и индивидуальных ступеней развития.

7) Вместо безотрывного письма — принципы импульсно-нажимного.

8) Вместо шариковой ручки — старая перьевая.

9) Вместо традиционных формально-надуманных прописей — прописи, адекватные экологической физиологии зрения.

Опыт внедрения разработанных технологий на Украине, в Беларуси, Казахстане, Киргизстане, Сибири, на Дальнем Востоке, а в последние годы — в Московской области показал высокую их эффективность для улучшения развития и состояния здоровья подрастающих поколений.

Этот опыт убеждает, что столь масштабные школьные реорганизации возможны лишь на основе принятия государственных программ.

К сожалению, лишь республика Коми приняла специальную такую программу по качественной реорганизации учебно-познавательного процесса.

Учитывая слабую физиологическую подготовленность и отсутствие элементарных медико-гигиеничеоких знаний наших педагогов и воспитателей, мы глубоко убеждены: особую государственную миссию могут выполнить центры медицинокой профилактики, являющиеся чрезвычайно перспективной структурой в здравоохранении. Здесь важна совместная деятельность педиатров, школьных врачей, гигиенистов и педагогов. Центры медицинской профилактики могут на себя взять миссию подготовки широкой общественности, в т.ч. педагогических кадров.

В.Ф.Базарный, В.А.Гуров, Э.Я.Оладо

Научно-внедренческая лаборатория физиологоздравоохранительных проблем образования администрации Московской области, Сергиев Посад.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Министерство здравоохранения Российской Федерации

СБОРНИК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МОСКВА 1994

Лаборатория ФЗПО

Лаборатория НИИ МПС

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также