ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Stay connected

Этнопедагогика и этнопсихология, как ресурс семейного воспитания

Ковель Марина Юрьевна, педагог-психолог

Здоровая среда, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Рождение ребёнка

Этнопедагогика и этнопсихология, как ресурс семейного воспитания 

«Еще до «наката» технической цивилизации русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, татары, горцы, коми, чукчи, ханты, манси, нгана­сане, долгане (Крайний Север), хакасы и монголы (Центральная Азия), египтяне, марокканцы. эфио­пы (Африка), китайцы, вьетнамцы, корейцы, кам­боджийцы (Восточная Азия) и все другие народы на земле, воспитывали младенца в подвесной, качающейся люльке. Значит пребывание ребен­ка в грудничковом периоде в подвесной качаю­щейся люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработан­ную тысячелетиями культуру его вочеловечивания» (В.Ф. Базарный «Дитя человеческое. Психо­физиология развития и регресса»).

Проблема рождения и воспитания здорового подрастающего поколения особенно актуаль­на в наше время. Большинство новорожденных конца 20 и начала 21 века травмированы в ро­дах, и, по словам В.Ф. Базарного, имеют важней­шие жизненные показатели ниже, чем у детей, рожденных в блокадном Ленинграде. Причин этому много. Это и все ухудшающаяся экология, и социально-экономическое положение, и эпи­демиологическая обстановка, и анатомические особенности современных женщин, и отсутствие должной просветительской и научной работы в данном вопросе т.д.

Изучение народных традиций сопровожде­ния беременности и периода новорожденности — кладезь «новых» идей и «новых» возмож­ностей для современного человека. Традиции народа, выработанные многими столетиями и проверенные многими поколениями наших предков, имеют этнографическую, культурную и социально-психологическую ценность и могут помочь нам в развитии и становлении здоровья детей. Мы постоянно обращаемся к «народной мудрости», интерпретируя ее как интуитивное угадывание народом, открытых позднее законо­мерностей.

Народная педагогика — составная и неотъем­лемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». Обращаясь к народным традициям, мы остановим внимание на традиционных приемах вынашивания, рождения ребенка и ухода за ним в послеродовой период.

У многих народов мира есть приспособления для того, чтобы вырастить здорового ребенка- это различного вида колыбели, качки, люльки, зыбки, эмки, бихики, названия разные, а суть одна — помещение новорожденного в подвес­ную, ритмично качающуюся колыбель, которая, по словам д.м.н. В.Ф. Базарного, обеспечивает «адаптацию к земным условиям гравитации». В процессе качания младенец в ритмическом режиме, испытывает своеобразные моменты неве­сомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит наиболее низшую к земле точ­ку).

Этнопедагогика и этнопсихология, как ресурс семейного воспитания
Подвесная колыбель в бурятской юрте

У русского и украинского народа существова­ли исторически сложившиеся традиции после­родового восстановительного периода ребенка. Одной из этих традиций является пеленание и помещение ребенка в колыбель, подвешенную на одной точке. Находясь в утробе матери, ребенок находится в движении, постоянно покачиваясь в околоплодных водах, чувствуя всем телом сердеч­ные ритмы, перемещения мамы в пространстве. И поэтому помещение его в подвешенную на одной точке колыбель обеспечивает плавный переход их внутреннего мира в мир внешний. Некоторые сви­детельства позволяют видеть в колыбели, первом земном доме ребенка, некое подобие материн­ской утробы — пеленание, неяркий свет, полог, для зыбки сделанный из сарафана матери, все это ра­ботало на запуск механизмов адаптации к внешне­му миру. Показательно название одной из пеленок, сделанной в виде полотна с отверстием посереди­не для головы — перематка, которая являлась сво­его рода культурным эквивалентом матки. Проде­вая голову ребенка через перематку каждый день, мать проигрывала с ребенком процедуру родов, снимая негативные последствия эмоциональных переживаний ребенком прохождения по родовым путям. По существу выполнение всех ритуалов, связанных с родами и послеродовым периодом ребенка и матери, позволяло смягчить переход ребенка из утробы матери в культурное простран­ство человечества, а значит сохранить силы ребен­ка на развитие и сохранение здоровья.

Этнопедагогика и этнопсихология, как ресурс семейного воспитания
Эвенкийская люлька «Эмке»

У северных народностей Красноярского края долганов, эвенов и эвенков пеленок не существо­вало, но роль пеленки выполняли шкуры зверей. Дно колыбели выстилалось трухой старых де­ревьев, приготовленных заранее, летом, сверху укладывались хорошо выделанные шкуры оленя (камус), а под верхнюю часть тела ребенка укла­дывалась шкура песца или соболя, которая слу­жила и простынею и одеялом для малыша. Дре­весная труха выполняла роль ортопедического матраса, кроме того, это прекрасный адсорбент, впитывающий все выделения ребенка, камус (хо­рошо выделанная шкура с оленьих ног) облада­ет водоотталкивающим эффектом и практически не намокает, все выделения ребенка скатывают­ся с камуса в труху и под весом проваливаются в подставленную снизу чашу. Ребенку всегда тепло и сухо! Пеленание у северных народов заменя­ла двойная шнуровка, расходящаяся от центра к рукам и к ногам, которая при необходимости ухода за ребенком расшнуровывалась. Так что можно сказать, что первые памперсы придума­ны именно северными народностями. Для раз­вития слуха к люльке (эмке) с двух сторон при­креплялись колокольчики. Движения люльки, по данным к.м.н. Н.Ф. Казачковой, способство­вали развитию зрения (остроты и глубинного зрения), что формирует раннюю ориентацию ребенка в пространстве. Уклад жизни северных народов требует развития мелкой моторики. По­этому с рождения в руку ребенка вкладывалась, сделанная из кости мамонта, отполированная палочка, закрепленная на запястье. Эта разви­вающая игрушка делалась индивидуально, для каждого ребенка по размеру ладони, для проти­вопоставления большого пальца другим и мас­сажа десен при прорезывании зубов. По словам к.м.н Н.Ф. Казачковой, еще в 80 годы на севере Красноярского края она при сборе материалов к диссертационной работе встречала северные поселки с сохранившимися традициями.

Подвесная люлька

В некоторых домах в районах Тувы можно и сейчас увидеть тувинскую национальную ко­лыбель, хотя и с новшествами в конструкции. Очень популярен у тувинцев праздник «Первой колыбели», устраиваемый на третьи или седь­мые сутки после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как прави­ло, имеют больше одного ребенка, детей приня­то растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим. Тувин­ская колыбель по конструкции очень похожа на северную колыбель, только вместо древесной трухи, как впитывающего компонента, в ней ис­пользовались высушенные овечьи экскременты, дно люлечки выстилалось хорошо выделанной овечьей шкурой.

У всех народов Кавказа тоже были и есть детские колыбели. У чеченцев эта традиция со­храняется до сих пор. В Чечне используется детская люлька — «ага» со всеми принадлежно­стями: трубочка для стока мочи (обычно такая трубочка делалась из бедренной кости барана); буькатоьк» — горшочек для детской люльки, ве­личиною с пол-литровую банку. Горская люлька очень удобна. Мать может, брать ее с собой в лю­бое место — на полевые работы, в огород и т. д. Люлька легко перевозится на верховой лошади, машине. Другим видом люльки является висев­шее обычно над спящими супругами обыкновен­ное прямоугольное корыто, схваченное с четы­рех сторон кожаными ремнями из сыромятины и подвешенное к железному клину, вбитому в потолок. Первое пеленание ребенка у чеченцев и по сей день является праздничным событием л семье. Съезжаются все родственники, как по линии матери, так и по линии отца ребенка с подарками. Малыша укладывали в люльку, по­даренную бабушкой или же родственниками со стороны матери; чаще всего младенца укладывала в люльку свекровь с пожеланием, чтобы на люлька никогда в доме не пустовала. Данные традиции соблюдаются у чеченцев, проживаю­щих в г. Красноярске.

Чеченская колыбель ага
Чеченская колыбель «ага»

У народов востока колыбель очень похожа на чеченскую (горскую) колыбель. Это «бешик» —  традиционная восточная колыбель. В «бешике» проделано специальное отверстие, где устанав­ливается горшок, к которому от ребенка под­водится специальная трубка. Это устройство заменяет младенцу туалет, в результате он оста­ется сухим, а мать была освобождена от необ­ходимости менять пеленки. По мнению многих родителей, «бешик» является идеальной посте­лью для ребенка. Ножки «бешика», устроенные как у кресла-качалки, позволяют матери быстро успокоить и усыпить ребенка. Бешик до сих пор активно используется в Узбекистане. Интересно, что татарская колыбель тоже называется «бе­шик», но имеет вид русской колыбели.

Этнопедагогика и этнопсихология, как ресурс семейного воспитания
Бешик

Эстетическое воспитание и речевое разви­тие ребенка начинается с ранних лет у всех на­родов. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, — это голос матери. Колыбельные пес­ни — это первые шаги приобщения ребенка к му­зыкальной культуре и художественному слову, вхождение его в культуру народа. В колыбель­ных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания. По мере взросления ребе­нок, вращался среди взрослых, постоянно слы­ша ласковые слова. В русской семье — это были либо ласковые имена, либо нежные прилага­тельные, либо ласкательные существительные. В годовалом возрасте ребенок уже понимал про­стенький сюжет песни. Мать, зная это, выбирала колыбельную в зависимости от настроения ма­лыша. Если он слишком весел, шумлив, она пела ему об Угомоне, Буке или сером волчке, которые придут и заберут его, но мама защитит своего дитя, если он постарается заснуть. Если ребенок был спокоен, тих, мать пела ему песенку, какой он хороший, любимый и каким он скоро станет большим, красивым, добрым. Отметим, что разработки психологов (Ж. Пиаже, Л.С. Выготского) в области изучения речевой деятельности рас­сматривают свойство повторности («эхолалии») как ведущее в развитии детей в первые годы жизни, поэтому повторяемость колыбельных пе­сен и пестушек так важна для речевого и мотор­ного развития ребенка.

С каждым годом в школы приходит все мень­ше и меньше детей с 1 группой здоровья, а здо­ровье закладывается во время беременности и в первые дни жизни ребенка. Поэтому, если суще­ствуют методы улучшения этого здоровья надо, к ним прибегать. Богатейший опыт народа не­обходимо рационально использовать. В совре­менную педагогику надо активно привносить методы народной педагогики, простроенные с самого рождения ребенка:

⦁ использовать колыбели;
⦁ применять пеленки-перематки;
⦁ петь колыбельных песни, использовать пестушки, потешки;
⦁ рассказывать сказочки.

В нашем городе для этого многое делается, так с 1993 по 2017 год в городе выросло более 100 малышей, родители которых использовали колыбель (настоящую русскую колыбель, подве­шенную на одной точке к потолку), пеленку перематку, пели детям колыбельные песни.

Возрождение народных традиций в воспита­нии детей можно несколькими способами:
⦁ через особо организованные занятия со
старшеклассниками (как будущими родите­лями);
⦁ с беременными женщинами и их семьями;
⦁ с населением через СМИ.

В своей работе мы использовали все выше­приведенные способы работы и возродили тра­дицию по применению методов народной педа­гогики в воспитании детей.

В нашем Лицее №103 «Гармония» г. Железно­горска, учится 20 детей разного возраста, выра­щенных с помощью методов народной педаго­гики. Мы попытались провести исследование отдаленного результата нашей работы с бере­менными женщинами и их семьями, при этом мы понимаем, что выборка в 20 человек не может дать статистически достоверный результат, он скорее имеет прикидочный предварительный характер. В своем исследовании мы проанали­зировали некоторые показатели развития детей и сравнили полученные данные с данными 20 (с 1 по 10 класс) детей такого же возраста, но вы­ращенными без применения методов народной педагогики (контрольная и экспериментальная группы). Для сравнения контрольной и экспе­риментальной групп мы взяли метод анкетиро­вания. Анкетирование проводили с родителями учащихся с целью исследовать:

⦁ сформированность зрительно-моторной координации;
⦁ развитие вестибулярного аппарата;
⦁ развитие речи;
⦁ качество детско-родительских отношений.

Этнопедагогика и этнопсихология, как ресурс семейного воспитания

Проанализировав полученный материал, мы сделали следующие выводы:

1. сформированность зрительно-моторной координации, которая проявляется в детском возрасте отсутствием или малым количеством травм, у детей, выращенных с помощью методов народной педагогики, выше, чем у детей, выра­щенных традиционными методами (в обычной детской кроватке, без применения пеленки — перематки, без ощущения значимости и важности у родителей ребенка пения колыбельных песен, рассказывания сказок и игрой с сопровождени­ем пестушек);

2. развитие вестибулярного аппарата, а как следствие этого — самочувствие в транспорте у детей, выращенных с помощью методов народ­ной педагогики выше, чем у детей, выращенных традиционными методами;

3. использование народных методов для фор­мирования речи ребенка благотворно сказыва­ется и на развитии речи, так у детей, выращен­ных с помощью методов народной педагогики, речевое развитие выше, чем у детей, выращен­ных традиционными методами;

4. качество детско-родительских отношений у детей, выращенных с помощью методов народ­ной педагогики лучше, чем у детей, выращенных традиционными методами.

Таким образом, по всем заданным нами по­казателям у детей экспериментальной группы выше качество здоровья и детства. Они более адаптивны, потому, что главное событие в их жизни (рождение) и последующая адаптация к новой среде прошла мягче, чем у детей, выра­щенных традиционным способом.

Зигмундом Фрейдом в начале прошлого века было замечено, что при проговаривании своих проблем пациентам становится легче, но столетия назад бабки повитухи делали то же са­мое, проигрывая со своими пациентами травму рождения с помощью пеленки-перематки и по­мещая после родов ребенка в колыбель. Хочется верить, что современная медицина и современ­ная психология будут помнить о «народной му­дрости», применять и развивать то рациональ­ное, что досталось нам от наших предков, что дети, рожденные в России полноценно прожи­вут детство, вырастут хорошими родителями, которые тоже будут качать детей в колыбелях, петь им колыбельные песни, рассказывать пестушки и сказки.

Связь поколений не прервется. Только при актуализации и формировании потребности в знаниях традиционной русской культуры, мы поможем не прервать связь поколений и сохра­нить народную педагогику как часть культурной жизни русского человека, а также здоровьесбе­регающей технологии. А в нашем Лицее выпуск­ницы растят детей в колыбелях.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также