ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Развитие мальчиков и девочек при смешанном и раздельно-параллельном обучении

Биньковская Н. В., главный специалист нayчнo-внeдpeнчecкoй лаборатории ФЗПО, г. Сергиев Посад

Аналитика, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Мужчина и женщина, Наука, Школа

Развитие мальчиков и девочек при смешанном и раздельно-параллельном обучении 

Качество развития и состояние здоровья мальчиков и девочек при смешанной и параллельно-раздельной моделях обучения

Самой кричащей проблемой современности является кризис межполовых отношений и распад института семьи. Следствием этого является рост внебрачных детей, беспризорности, асоциального поведения молодых людей и т.д. Сегодня много говорится об “общечеловеческих” ценностях “в рамках” мифического прогресса современной цивилизации. Но о каком “прогрессе” может идти речь, если деградирует и распадается та “колыбель” жизни, на основе которой воспроизводится сам человек и его духовная сущность — семья, основанная на любви? О каком прогрессе может идти речь, если в России в 1913 году на 95 млн. человек было зарегистрировано несколько тысяч разводов. А вот к 90-м годам ХХ столетия число разводов в России возросло в 240 раз (А.Г. Гончаров, 2004).

Сегодня в таких странах, как ФРГ, Австрия, Швейцария, распадается более 1/3 браков, а в Швеции и Дании — 45%. А в США (цитадели западных общечеловеческих ценностей) распад браков достиг сегодня уже 70%.

По данным профессора В.В. Лунева, с 1960 по 1990 годы преступность выросла:

— в ФРГ — в 3 раза,

— во Франции — в 5 раз,

— в Англии — в 6 раз,

— в Швеции — в 7 раз,

— в США — в 7 раз.

Если все это общечеловеческие ценности и прогресс цивилизации, то что же тогда такое регресс и деградация?!

При объяснении всех этих нарастающих дегенеративных проявлений доктор медицинских наук В.Ф. Базарный первостепенное внимание уделяет разрушению воспитательно-воссоздающих механизмов общества. Механизмов, направленных на духовное развитие и “вочеловечивание” сменяющих друг друга поколений. Автор утверждает, при существующей модели культуры и образования исчезла пололичностная самоидентификация ребенка. Исчезли мужские и женские модели в качестве цели и образов поведения. И в развитии такой ситуации, считает автор, особую роль сыграл факт научно необоснованного смешения мальчиков и девочек в общие классы.

В результате представители “сильного пола” стали развиваться по образу и подобию “слабого”. При такой модели воспитания в народе (при смене поколений) стал исчезать истинно мужской характер с присущими ему волей, мужеством, готовностью брать на себя ответственность за семью, детей и т.д. Женоподобные молодые люди и мужчина — это “раковая опухоль”, которая разъедает всю ткань жизнеустройства семьи и общества, а также порождает дегенеративные патопсихопатические комплексы (от наркомании и алкоголизма до серийных маньяков-убийц).

Для устранения этих последствий смешанного обучения еще в 80-е годы автор стал настойчиво пропагандировать введение параллельно-раздельного обучения. Речь идет об обучении мальчиков и девочек в параллельных классах, но в общих школах. Сегодня в России накоплен определенный положительный опыт по этой методике.

Настоящим исследованием мы решили проверить качество пололичностного развития детей при смешанной и параллельной моделях обучения.

Школьникам предлагалось изложить взгляд на идеального мужчину и идеальную женщину: “Настоящий мужчина должен…”, “ Настоящая женщина должна…”. Дети должны были назвать качества личности, соответствующие идеальному образу того или иного пола.

Анализ полученных данных выявил следующее: мальчики с достаточной пололичностной идентичностью более консервативны при назывании основных ценностей личности, и, как правило, в их суждениях об идеальном мужчине преобладают категории “Гражданская”: брать ответственность на себя, защищать Отечество; “Нравственная”: честь, воспитанность, “Групповая”: воля, лидерство, трудолюбие, ответственность, интеллект; “Семейная”: защищать и уважать мать, сестру, младших по возрасту. У мальчиков со зрелой идентичностью наименьшая идентификация “Гендерная”: быть главой в семье, зарабатывать больше жены, не быть “подкаблучником”; не так сильно выражена категория “Умения”: уметь зарабатывать деньги, уметь водить машину, уметь постоять за себя.

Известно, что в семейных отношениях у мужчин с незрелой пололичностной идентификацией возникают затруднения в проявлении мужской роли (глава семьи, надежда и опора), отношения носят конкурентный, болезненный характер. Позиция главы будет выглядеть как желание “владеть ситуацией”, подчинять и контролировать свое главенствующее положение. Формируется потребность в удержании доминирующие позиции не через способность брать на себя ответственность, а через требование “перестройки” партнера.

“Настоящий мужчина не должен быть подкаблучником, не должен ждать, когда за него примут решение, не должен держаться за мамину юбку”. ( Юля, 10 класс.)

При недостаточно сформированной полоролевой модели поведения, отношения с другими “надрывные”, окрашены драматично, сопровождаются неспособностью сдержать обиду и уныние при несоответствии ожиданий. Актуальная потребность в любви замещается на патологическую:

прилипчивость, угодливость, сменяющуюся враждебностью и отчужденностью.

“Настоящая женщина не должна быть шлюхой, не должна изменять мужу, должна уметь готовить, сидеть дома и растить детей”. (Кирилл, 8 класс.)

“Настоящий мужчина не должен быть пьяницей и грубияном, не должен бегать по друзьям и по рыбалкам”. (Олеся, 8 класс.)

Нарушения идентичности личности может проявляться и как сверхидентификация с объектом, обладающим успешным поведением, вплоть до потери собственного “Я”. Такое состояние формирует представление о необходимости обладать данным объектом или же качествами личности, свойственными данному объекту.

Надежность и верность у личности с нарушенной идентичностью могут быть проявлены с трудом.

Недостаточность идентичности, как правило, связана с негативными эмоциональными переживаниями, с большой потребность изменить себя под ситуацию. В то же время лица со зрелой идентичностью характеризуются наиболее высокими показателями постоянства “Я” в различных ситуациях. У них выше самоактуализация, что делает личность устойчивой к стрессовым ситуациям и позволяет не терять лицо в острых конфликтных ситуациях, не проявлять чрезмерную раздражительность и не требовать от окружающих нести ответственность за совершенные ошибки.

Групповая категория в случае недостаточной идентичности, такая как лидерство, трудолюбие, может быть заменена на позицию “умение”:

“Настоящий мужчина должен уметь зарабатывать деньги, чтобы не нуждаться”. (Николай, 10 класс.)

Исследования, результаты которого здесь представлены, направлены на проверку предположения об одном из возможных механизмов влияния стиля, а именно диффузии, на структуру характера личности. Задавшись целью развить культурно-исторический подход применительно к генезу нарушений самосознания, важно прояснить роль школьного образования в формировании становления “Я” ребенка как полноценной личности. Значимые базовые идентификации, как стержневые основания в социокультурном понимании, сведены в таблицу, как базовые конфигурации, входящие в ценностную структуру мужского пола. Как показывает проведенный анализ, нестабильность представлений о мужественности и несовпадение притязаний ожиданиям в процентном соотношении в группе со смешанным обучением существенно выше, чем в группе с параллельно-раздельным обучением.

В сводной таблице мы видим представления об идеальном мужчине у мальчиков и девочек:

мальчики девочки
Раздельное обучение% Совместное обучение% Раздельное обучение% Совместное обучение%
1 Мужество, воля, честь 100 57,9 96,8 16,6
2 Ум 64,7 31,6 53,1 38,8
3 Умение брать ответственность Лидерство 35,3 0 9,4 16,6
4 Нравственность, мораль 47 26,3 37,5 50
5 Направленность на создание материальных благ 17,7 52,6 6,25 33,3
6 Трудолюбие 17,6 5,3 37,5 16,6
7 Красота, эстетика 35,3 36,8 50 50

Такое качество личности, как мужество, идеальным для мужчины у мальчиков при параллельно-раздельном обучении называется в 100% случаев, при смешанном обучении — только в 57,9%. При этом девочки из смешанного коллектива ожидают мужественности от мужчины лишь в 16,6% случаев (в параллельно-раздельных классах в 96,8%).

Умение брать ответственность упоминается мальчиками из параллельно-раздельных классов в 35,5% случаев. В смешанном коллективе такое качество личности не было отмечено вовсе. Ожидание данного качества от идеального мужчины у девочек, обучающихся совместно с мальчиками, было выявлено в 16,6% , а у девочек в параллельно-раздельном обучении в 9,4% случаях.

Доброта и соответствие этическим нормам общественной морали у мальчиков в параллельно-раздельном обучении встречается в 47% случаев (в смешенном коллективе в 26,3%). Девочки в смешанном коллективе ожидают данные качества от идеального мужчины в 50% случаев.

Трудолюбие, как качество личности идеального мужчины, у мальчиков в параллельно-раздельном обучении встречается в 17,6% случаев (у мальчиков в смешанных классах в 5,3%).

Зато направленность на создание материальных благ в условиях совместного обучения проявляется значительно выше. Так, мальчики в смешанном коллективе ожидают от идеального мужчины такого качества, как умение зарабатывать деньги (против трудолюбия) в 52,6% случаев. В параллельно-раздельном коллективе мальчики указывают данную характеристику лишь в 17,7%.

Таким образом, исследование показало: у мальчиков, обучающихся в параллельно-раздельном коллективе, есть существенное преимущество в сохранности базовых идентификаций, входящих в ценностную структуру мужского и женского пола.

Биньковская Н. В., главный специалист нayчнo-внeдpeнчecкoй лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, г. Сергиев Посад, Московская область.

Биньковская Наталья Владимировна

Работы учеников профессора Базарного

Лаборатория ФЗПО

Материалы по раздельному обучению

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также