ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Гигиена культуры: санитарная проверка среды обитания человека

Сидоров Е.Е., Культура образования, 2023 г.

Аналитика, Биологические факторы человека, Взросление человека, Генетика, Гигиена, Здоровая среда, Методология, Наука, Факторы среды, Эргономика

Гигиена культуры: санитарная проверка среды обитания человека 

К вопросу по методологии преображения культуры…

Возрастающая статистика патологий, сверхсмертности от разного рода заболеваний, врождённых аномалий, родовых травм, повальной незрелости, слабоумия и других отклонений говорят о том, что человек живёт в агрессивной среде, не предназначенной для его организма. Проблема носит системный характер, так как зрелость человека, состояние его здоровья и психики напрямую влияет на всё, что он делает, в том числе взращивание новых поколений, которые, наследуя текущую культуру и ослабленный геном (через эпигенетические механизмы наследования) становятся ещё более больными и незрелыми чем их предки. Ситуацию сегодня усугубляет быстрое изменение среды обитания человека и режимов его работы, отдыха и учёбы. Массовые нововведения принимаются как правило без какого-либо анализа воздействия на популяцию, выражаясь в итоге в хаосе и противоричивости принимаемых решений, не имеющих под собой никакого единого фундамента, которым является сама природа человека как биологического вида.

«В результате социального и научно-технического прогресса среда обитания трансформируется столь быстро, что встает вопрос о соизмеримости ее изменения с эволюционно обусловленными адаптивными возможностями человека. Резкие изменения окружающей среды и образа жизни оказывают влияние не только на состояние здоровья ныне живущих людей, но и имеют отдаленные последствия, отражаясь на демографической и генетической структуре будущих поколений. Как краткосрочные, так и долгосрочные последствия преобразования среды обитания могут быть поняты лишь на популяционном и популяционно-генетическом уровне исследования.»

К.Р. Седов, директор НИИ Медицинских проблем Севера СО АМН СССР, «Проблемы сохранения и совершенствования здоровья народностей Севера», 1988 г. [1]

Человек формируется под управляющим воздействием среды (культуры и биосферы), которая влияет на развитие организма на всех уровнях и частично передаётся последующим поколениям через адаптационные механизмы матери. Современная культура закрепощает личностное развитие человека. А так как культура это всё, что сделано и придумано самим человеком, то и находится она под полным контролем человека и общества в котором он живёт (в случае их суверенности). Соответственно, её можно изменить таким образом, чтобы она содействовала раскрытию генетического потенциала человека.

Подробнее в других наших публикациях.

Читайте также «Что происходит с детьми в школах».

Подсказку на вопрос о том, что с этим делать даст нам российское законодательство, где существуют инструменты для настройки культуры с целью обеспечения здоровья и благополучия населения. В текущем законодательстве РФ есть закон ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором есть такое положение, требующее наличие санитарно-гигиенических заключений на объекты и режимы, используемые в процессе обучения детей. В другой статье указано, что условия труда не должны вредить здоровью человека.

В полном объеме эти статьи звучат так:

Статья 28. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

1. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Данная статья закона направлена на изучение влияния, регулирование и стандартизацию всего с чем соприкасается ребёнок в учебном процессе.

Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда

1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека….

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. [2]

Но не должны ли все объекты и аспекты культуры быть безопасными для человека? Не должна ли быть разработана соответствующая классификация и организована исследовательская работа по влиянию всех искусственных объектов и условий среды с чем соприкасается человек за свою жизнь? Не является ли это направление одним из важнейших для обеспечения общественной безопасности и развития?

Таким образом мы можем сделать вывод, что следующий необходимый инструмент для преображения культуры — это санитарно-гигиенические исследования и выработка на их основе массовых решений, которые призваны привести культуру и адаптировать природную среду в соответствии с видовыми особенностями организма человека через практическое внедрение, формирование и соблюдение санитарно-гигиенических норм, а также совершенствование законодательства в этой области.

Если в соответствии с вышесказанным расширить уже существующие нормы закона РФ ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», то обобщение получится такое:

Все искусственные объекты, режимы и процессы, с которыми соприкасается в своей жизни человек, не должны вредить его здоровью и должны иметь положительное санитарно-гигиеническое заключение.

Каждый аспект культуры (искусственной среды) должен быть проанализирован на предмет его влияния на здоровье человека, его репродуктивную функцию и психофизиологическое созревание. В том числе необходимо изучить долговременный характер влияния, в преемственности поколений и для растущего организма, учитывая при этом природно-климатические условия проживания.

Обобщенная норма должна быть положена во главу данного закона, а каждый из объектов культуры должен быть уложен в соответствующую иерархическую систему факторов среды и культурных приоритетов. Данный классификатор должен иметь общедоступный реестр, в соответствии с ним должны быть приведены все прочие санитарные стандарты, СНИПы, СанПиНы — санитарные правила и нормы, СП — санитарно-эпидемиологические правила, ГН — гигиенические нормативы и ТР — технические регламенты и пр.

Результаты исследований должны быть адаптированы к массовому внедрению либо уточнены до необходимого состояния. Частные аспекты должны быть объединены в отраслевые группы и на их основе разработаны пакеты и программы для массового внедрения и решения наиболее важных проблем.

Пример

Примером такого готового к массовому внедрению отраслевого решения является комплекс здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, разработанный под руководством профессора В.Ф. Базарного, который преобразуют существующую культуру классно-урочной системы, калечащую тела и психику детей, и приводит её в соответствие с особенностями организма человека. Данные технологии прошли более 45-ти лет успешной апробации и научных исследований, на основе их разработаны программы для массового внедрения во все образовательные учреждения ещё в СССР. См. Рекомендации Минздрава РСФСР «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии». В 2001-м году на основе многолетнего массового внедрения системы в республике Коми было получено положительное санитарное заключение уже в России. При этом санитарное заключение получено на всю применяемую систему.

Подробнее в пакете документов

Веб-сайт Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного

Для многих стало сюрпризом возросшая роль и влияние Роспотребнадзора после объявленной в 2020-м году пандемии. Это отражает объективное значение ведомства, утверждающего и контролирующего исполнение стандартов, влияющих на здоровье популяции. Именно так должно быть и в здоровой культуре. Только направление работы должно быть нацелено на развитие человека, общества и освоение их потенциала. Если после исследовательской работы в научных институтах вам потребуется структурно настроить факторы среды на развитие или деградацию человека — организация наподобие Роспотребнадзора станет подходящим инструментом.

Таким образом:

а) Санитарно-гигиенические исследования всех аспектов культуры,

б) Выдача соответствующих заключений, стандартизация и

в) Разработка решений и массовое приведение в соответствии с ними изучаемых аспектов культуры являются одними из важнейших инструментов гигиены культуры и необходимым, но недостаточным условием для её преображения.

В первую очередь массовой проверке должны быть подвергнуты корневые аспекты культуры, такие как: культура воспроизводства поколений, культура семейного воспитания и культура образования.

Также должны быть проверены другие фундаментальные аспекты, такие как: культура питания, физическая культура, культура поселений, архитектура, бытовая культура, культура местного самоуправления, культура управления, взаимотношений и пр. И так далее, от общего к частному. При должном управлении и систематизации работа будет проходить эффективно и быстро, сейчас же вся эта система, впрочем как и в прошлом работает в лучшем случае в холостую.

Во главе культуры должен стоять человек и его развитие. В природе не существует статуса кво: если не происходит осознанное освоение потенциала человека, то общество неизбежно деградирует и эта деградация происходит на всех уровнях, вплоть до генетического вырождения. Что мы можем наблюдать сегодня повсеместно.

Читайте публикацию «Преодоление культуры»

За пределами данной проблематики не существует ни религии, ни политики, ни патриотизма, ни какой-либо идеологии и, конечно же прав человека. Вы либо изменяете мир вокруг себя согласно потребностям природы человека, либо адаптируетесь под прокрустово ложе текущей культуры. Буквально, ломая при этом и своих детей.

Так как именно среда управляет развитием человека и раскрытием его генетического потенциала, то гигиена культуры в здоровом и суверенном обществе будет обладать наивысшим приоритетом его забот.

Далее будем называть вышеописанный процесс сокращённо: гигиена культуры. Более подробно, а также об остальных инструментах преображения культуры и методологии читайте в нашей книге и следующих публикациях.

Для приведения культуры и среды в соответствие с видовыми особенностями человека понадобится изучение вышеизложенных особенностей искусственной среды, а также изучение влияния различных аспектов биосферы в разных природно-климатических условиях на освоение генетического потенциала человека.

В т.н. традиционных автономных обществах и культурах описываемая проблематика имела важнейшее значение для выживания. В результате проб и ошибок, интуитивных прозрений, наблюдения за природой и жизнью своих общин годами складывалась определённая культура, обычаи, мораль, питание, культура быта, поселений и пр. Всё, что защищало население от вырождения и придавало ему устойчивость закреплялось в его обычаях, остальное отбрасывалось. Но, как показывает жизненная практика, в том числе обществ, сохранивших до сегодняшнего дня «традиционный уклад», этого оказалось недостаточно.

Сегодня изучением влияния среды на здоровье и благополучие населения занимаются такая наука как эргономика, гигиена как область медицины и санитария как комплекс принимаемых мер, но далее узко специализированных направлений и рекомендаций о том как мыть руки и сидеть правильно, они не продвинулись. Требуется дать гигиене и эргономике новые задачи на основе вышеизложенного и осветить все её основные пробелы, выяснив при этом как соответствует тот или иной предмет, процесс или климат геному человека. И каким образом это влияет на геном человека в популяционном значении и в преемственности поколений.

Мы все согласны мыть руки перед едой, а врачи больше не смеются над Земмельвейсом. Хотя прошло уже более 150 лет, но это направление занимается вещами столь незначительными и примитивными, что об эффективности её и говорить не стоит. Исключение составляют только узко специализированные отрасли. В своей же массе понимание гигиены также осталось на уровне банальной чистоты, только уже доведённой до абсурда.

На основе изысканий в области эргономики, гигиены и санитарии должны быть выработаны санитарно-гигиенические нормы, которые в определённых рамках, и без репрессий должны соблюдаться повсеместно. Данные нормы должны учитывать возможные гигиенические погрешности и содействовать развитию, а не отчётам контролирующих органов.

Что могут сказать нам определения этих направлений:

Гигие́на (от греческого hygieinos —здоровый)— область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы, правила и др.), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни. [3]

Другими словами, само определение гигиены подразумевает в целом гигиену всей культуры.

Эргономика (от др.-греч. ἔργον — работа + νόμος — закон) — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. [3]

Считаемое более широким определением эргономики, принятое в 2010 году Международной ассоциацией эргономики, звучит так: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

Здесь мы можем наблюдать откровенный подлог: вместо соответствия объективным видовым особенностям человека во главу угла ставится абстрактное благополучие и оптимизация производительности, что переводит эргономику в науку в лучшем случае обслуживающей хозяев предприятия. Именно соответствие видовым особенностям человека и его здоровье предопределяют и производительность труда, но наоборот далеко не всегда, особенно это касается деятельности при которой прибыль или контроль являются главными целями. По сути дела, согласно новому определению, всё вывернуто наизнанку: эргономика адаптирует людей к условиям труда, а не условия труда к человеку.

Санитари́я (от лат. sanitas «здоровье») — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний, а также комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий воспитания и обучения, быта, труда, отдыха и питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья. [3]

Обобщая словами известного русского гигиениста Г. В. Хлопина: «Если гигиена — наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария — практическая деятельность, при помощи которой это достигается». [3]

Читайте публикации Г.В. Хлопина по школьной гигиене, опубликованные нами на сайте Центра Базарного

Санитария обеспечивается административными, санитарно-техническими, организационно-санитарными и противоэпидемическими мероприятиями, исполнителями которых являются граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, специальные государственные органы. Т.е. даже согласно текущему законодательству забота о здоровье населения  общее дело для всех.

Вопреки потребностям общественного здравоохранения, законодательству и самим определениям гигиены, санитарии и эргономики, используются они сегодня фрагментарно и их проблематика фундаментально не изучается. Даже существовавшая в Советском Союзе структура Научно-исследовательских институтов за редким исключением в должном объёме и масштабе этим не занималась.

Одним из таких исключений был НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР (г. Красноярск, 1977 — н.в., и программа «Север — экология человека»), который был целенаправленно создан (основатели К.В. Орехов и Ж.Ж. Рапопорт) для комплексного изучения влияния факторов среды на человека, популяцию и выработке решений и программ по их массовой реализации в жизненной практике. Именно на базе этого института были разработаны здоровьеразвивающая педагогика и множество других полезных системных решений в области медицины, общественного здравоохранения, питания и пр. [4] [5]

Фильм о первых годах работы института медицинских проблем Севера в Красноярске

Научный сотрудник НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР Л.П. Уфимцева (ученица В.Ф. Базарного, д.м.н. в настоящее время) проводит эргометрию, 1980-е.

Санитарно-гигиеническая грамотность населения

Одним из важнейших аспектов гигиены культуры является также формирование санитарно-гигиенической грамотности населения в самом широком смысле этого слова. Каждая из профессий, включая т.н. гуманитарные должны включать при обучении основы эргономики и изучение характера влияния результатов их деятельности на человека и общество. Чтобы каждый узкий специалист мог оценить влияние своих действий на общество и подрастающие поколения. Это должно затрагивать все профессии и специальности, даже такие, например как театральное и художественное образование, т.к. «искусство — не зеркало, отражающее реальность, а молот формирующий её». (Б. Брехт). Каждый человек на своём месте вносит свой вклад либо в благополучие, либо в разрушение своего общества и должен понимать меру своей персональной ответственности в этих процессах.

«искусство — не зеркало, отражающее реальность, а молот формирующий её». (Б. Брехт)

Гигиена культуры

Раскрытие как личностного, так и общественного потенциала в преемственности поколений зависит прежде всего от культурной среды: окружения человека, культуры образования и воспитания, культуры воспроизводства новых поколений. Базовые аспекты культуры могут быть настроены как на освоение генетического потенциала, так и на его закрепощение. При этом развитие происходит только осознанно и с помощью целенаправленных усилий по созданию соответствующей этапам развития человека среды, а деградацию и вырождение можно просто подождать.

Любое суверенное общество или государство (если оно действительно суверенное), рано или поздно придёт сначала к полному пересмотру, а затем и к осознанному формированию фундаментальных аспектов своей культуры с целью обеспечения развития человека и общества. И конструктивная гигиена культуры станет необходимым этапом на этом пути. В противном случае оно будет обречено сгинуть в результате невежественной и саморазрушительной политики, независимо от благих намерений и наличия «высоких» идей.

Гигиена культуры

Прежде чем переходить к вопросу о любых реформах, проектах и фантазиям на тему образа будущего необходимо выяснить влияние текущих аспектов культуры (всей искусственной материальной и нематериальной среды, режимов учёбы, работы и отдыха) на благополучие человека и общества.

Гигиена культуры является необходимым этапом на пути развития человека и общества, а также качественного преображения существующей искусственной среды. Для этого необходимо задействовать существующие инструменты (гигиена, эргономика и санитария), которые требуют расширения поля их деятельности на базе единого фундамента в виде объективных законов раскрытия генетического потенциала (созревания) человека и общества в целом.

Это санитарно-гигиенические исследования, эргономика, выдача по результатам заключений и последовательное приведение в соответствие с результатами изучаемых аспектов среды в широком масштабе.

1. Исследования

Научные исследования: выявление и изучение влияния факторов среды на процесс созревания человека, его здоровье и популяцию в целом.

2. Сертификация

Систематизация и выдача заключений о влиянии на процесс формирования человека, его здоровье и популяцию.

3. Разработка и внедрение массовых решений

Приведение среды в соответствие (с видовыми особенностями человека).

 

Сидоров Е.Е.

г. Каспийск, 2021 г., доб. 2023 г.

Из книги «Культура Образования»

 

Материалы

1. К.Р. Седов, директор НИИ Медицинских проблем Севера СО АМН СССР, «Проблемы сохранения и совершенствования здоровья народностей Севера», г. Красноярск, 1988 г.

2. َФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».  http://www.kremlin.ru/acts/bank/13636

3. Википедия, определения: эргономики, гигиены и санитарии.

4. https://zdorovoe-obrazovanie.ru/2023/06/28/perspektivy-novogo-instituta-o-sozdanii-nauchnogo-instituta-medicinsih-problem-severa/

5. https://zdorovoe-obrazovanie.ru/2023/03/26/adaptacija-rebjonka-na-severe/

6. https://kultobraz.ru/2022/09/06/film-o-pervoy-nauchnoy-laboratorii-professora-bazarnogo/

 

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также

ЗАПУСТИТЬ
Видео, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Образовательная культура, Профессор Базарный, Факторы среды, Школа

Школа калечит? Борьба врачей за здоровьесберегающее образование 

ЗАПУСТИТЬ
Видео, Гиподинамия, Здоровье детей, Мужское здоровье, Наука

Профессор Тарусин о репродуктивной функции мальчиков