ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Stay connected

Вернётся ли в школу воспитание?
Основные источники: журнал "Огонёк" №25 от , стр. 14, Государственная Дума, страница законопроекта.
Аналитика, Новости, Школа

Вернётся ли в школу воспитание? 

Прошло 30 лет после отказа от идеологии и воспитания в школах, и вот 16 июня Госдума приняла в первом чтении поправки к закону об образовании 2012 года (273—ФЗ), предложенные самим президентом РФ, которые включают в себя возвращение воспитательной функции не только школам, но и колледжам с ВУЗами. (Текст законопроекта о воспитании)

Принятие федерального закона должно способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.

Законопроектом «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Также в документе раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ.

«Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями», — сказано в пояснительной записке.

«Принятие федерального закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда», — также отмечается в проекте закона.

Министр просвещения: мы не собираемся ставить оценки за воспитание: Воспитательная работа в школе будет оцениваться по тому, как она организована, заявил министр просвещения Сергей Кравцов 19 июня в ходе рабочего совещания в Государственной думе по проекту федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Кравцов сообщил, что изменения в «Закон об образовании» не приведут к тому, что ученикам будут выставлять оценки по воспитанию: «Мы не собираемся ставить оценки за воспитание, мы будем смотреть условия организации работы». По его словам, основной задачей системы образования является формирование личности, что напрямую связано с воспитанием

Но если заглянуть в новую редакцию закона пункт 9 статья 2, мы увидим следующее: «Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы и форм аттестации». Если прочитать, выбросив сбивающие с толку слова, мы получим: «<…> комплекс, который представлен <…> в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы и форм аттестации».

То есть законом предусматривается аттестация (оценка) тех, кого будут патриотически воспитывать. Ещё раз: не только в школах, но и в колледжах и ВУЗах. Каким образом будут измерять патриотизм пока остаётся загадкой, но над этим вопросом усиленно работают.

Еще до революции 1917 года в школах была оценка по прилежанию. Если ученик ставил в тетрадке кляксу, значит, он не отличается прилежанием. Потом, когда школы перешли на шариковые ручки и клякс не осталось, ввели оценку по поведению. Пятерку получал тот, кто не бегал на перемене, не дрался, не ругался, не курил в туалете, не сбегал с уроков, не вертелся на занятиях, не дергал девочек за косички и вообще ничего не делал, хотя именно такие дети явно отстают в развитии.

Министр пояснил, что одной из главных задач школы станет патриотическое воспитание и защита истории страны: «Защита исторической памяти очень важна и начинается со школы. Если мы не будем говорить об этом школьникам, то потом ситуацию будет сложно поменять».

Кравцов также перечислил основные и принципиальные постулаты:

— Это формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. Также в детях будут воспитывать уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде»

Гораздо ярче высказался содокладчик, председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов: «Этот законопроект позволит школе воспитывать победителей» Кого побеждать будем, Вячеслав Никонов не сказал.

Дело не ограничится только поправками к закону, хотя они сами по себе важны. В Минпросе также сейчас разрабатывается новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» с единым официальным пониманием патриотизма для всех граждан и школ. Он станет еще одной частью нацпроекта в сфере образования. И предусмотренные федеральным проектом средства пойдут на реализацию нового закона, который должен вступить в силу с 1 сентября этого года.

Мало кому известно, но существует и альтернативная официальная программа. Разработана она уже в Институте стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) в 2019 году более чем 800 преподавателями и методистами со всей страны. Она описана в документе, который называется «Примерная программа воспитания» [ 1 ], и даже одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО РАО) по общему образованию. Не утвержден, а именно одобрен, потому что его невозможно внедрить по всем школам страны и всюду требовать исполнения. Эту особенность подчеркивают авторы программы.

По сути, это не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных задач, форм и способов работы с детьми. Например, чему надо учить в младших классах? Быть любящим, послушным и отзывчивым сыном, дочерью или внуком. Быть трудолюбивым. Знать и любить свой родной дом, улицу, село, город, страну. Беречь и охранять природу. Проявлять миролюбие, избегать конфликтов. Быть вежливым и опрятным. Уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду. Уметь прощать обиды. Быть уверенным в себе… Понятно, что для каждого возраста ставятся разные задачи воспитания. И для каждой школы эти задачи тоже могут быть разными. Но вся работа по воспитанию основана на общечеловеческих ценностях — семья, отечество, природа, труд, мир, знания, культура, здоровье… При этом можно использовать собственные модели и разработки. Все учителя, дети и школы разные. Где-то могут увлекаться военными играми, а где-то народными промыслами. В этой программе ни слова о воспитании «победителей». И ни разу не употребляется термин «патриотизм», но остальные достоинства данной программы нам пока неизвестны.

Павел Степанов, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания того же института, один из авторов программы, говорит, что в ней дается некий идеальный образ, или горизонт, к которому может стремиться учитель. Но не всегда можно его достигнуть.

— Учитель, к счастью,— не папа Карло, а ученик не выструганное ожившее полено, которому можно дать пять золотых и отправить его в светлое будущее (хотя именно так сейчас и происходит — прим. наше). Создать стандартного ребенка невозможно, и мы такую задачу не ставим. Речь в программе идет не о том, чтобы ученик соответствовал стандарту воспитанности, а о том, чтобы обеспечить динамику его личностного развития и хоть чуть-чуть помочь ему в продвижении к идеалу. Но если родители и учителя видят развитие ребенка, откуда бы оно ни начиналось, пусть и от самой нижней точки,— это уже будет неплохо, это станет небольшой педагогической победой. Сейчас в обществе, в жизни нашей много деструктивных, контркультурных практик, влияющих на детей, и семье и школе очень трудно этому противостоять. Трудно, но можно и нужно.

На текущий момент в каждой школе есть своя программа воспитательной работы. Она составляется школой на основе разработанной несколько лет назад и рекомендованной министерством программы духовно-нравственного развития школьников. И написана она так, что понять ее трудно, а изменить в ней что-нибудь невозможно. Поэтому все учителя и пишут одинаково, как под копирку: «Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям…» и работает она соответствующим образом.

Что изменится сейчас? Разве, что писанины для учителей и руководства образовательных учреждений станет меньше.

***

Безусловно, воспитание — это неотъемлемая часть процесса образования и возвращение воспитания в школу ждали многие здравомыслящие люди. Но до тех пор пока у нас не будет чёткой и адекватной жизни идеологии, которая опирается на объективные интересы развития общества и культуру, развивающей генетический потенциал населения, а не закрепощающей его как сейчас с самых ранних лет, все попытки системно воспитывать детей будут обречены на провал. Нет идеологии — нет идеалов и содержания воспитания. Патриотизм, основанный, одновременно на достижениях предков и на осуждении их идеалов, шизофреничен по своей сути, а поэтому ничего кроме вреда принести не может. Дети более остро чувствуют правду и будут всячески саботировать подобное «воспитание», и с другой стороны одновременно воспитываясь, как и последние 30 лет, продуктами Западной культуры, с избытком поставляющей им максимально дешёвые и быстрые стимуляторы (допамина) с раннего детства, после этого вырастая с изувеченной психикой и отвращением к родной культуре и собственной стране.

Разработчик альтернативной программы, научный руководитель Института стратегии развития образования Светлана Иванова подтверждает:

— У нас было убеждение, что не надо в программе употреблять слово «патриотизм». Бывший министр просвещения Ольга Васильева тоже задавала нам такой вопрос: как это вы ни разу не упоминаете это слово? И согласилась с нашей позицией, что суть не в словах, а в делах и результатах. Известно много появлявшихся в прошлом программ с трескучими словами про патриотизм, работать по которым оказывалось невозможно. Особенно когда предполагалось что-то «патриотическое» в детях оценить и замерить.

Пока же наше школьное воспитание выглядит именно так, как иллюстрация к данной записи, при этом смартфон в кармане практически каждого школьника даёт доступ к куда более «интересным» для них вещам. Пустота неизменно будет заполнена. Что он выберет в итоге? Что повлияет ключевым образом на его мировоззрение и нравственность? — вопросы риторические.

К тому же: прописано в законе воспитание или нет, в любом случае подрастающее поколение воспитывает всё, что его окружает, включая, само собой, и школу. Как организм, так и психику ребёнка воспитывает и формирует вся культура в целом: и только осознанное воспитание и образование, направленное на формирование Человека может сделать из ребёнка здорового и зрелого(как физически, так и психически) представителя общества. Зрелость Человека, в отличие от животного, не оформляется сама собой в природных условиях, а является следствием целенаправленного создания адекватной его природе культурной среды и соответствующего воспитания на всём протяжении его длительного созревания в период отрочества с 12 до 14 -15 лет.

Вернётся ли в школу воспитание?
Человек создаёт культуру, культура создаёт человека.

Помимо этого по-прежнему остаётся за кадром действительно ключевой вопрос системы образования: почему существующие режимы обучения во всех образовательных учреждениях с дошкольных образовательных учреждений не используют научно-обоснованные методы работы и до сих пор уничтожают потенциал детей: выпуская психически и физически больных детей? Какое может быть воспитание, если уже после первого класса у школьников наблюдаются до 80% пограничные психические расстройства? Какое может быть воспитание, если у нас официально не осталось здоровых выпускников? [ 2 ]

Безусловно, что включение воспитания в образование соответствует интересам развития общества, но без идеологии, направленной на формирование Человека всё остаётся по-прежнему:

«Обучение без воспитания — меч в руках сумасшедшего»

(Д.И. Менделеев)

Приложения к публикации

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также