К вопросу по методолологии физической и общей культуры
С позиций марксистско-ленинской философии культура — это исторический процесс развития человеческих сил и отношений, самого человека как общественного субъекта, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли.
Культура характеризуется преобразовательной, творческой деятельностью людей, направленной на создание материальных и духовных ценностей, их хранение и трансляцию. В результате появляются новые способы и результаты этой преобразовательной деятельности. Но люди, как известно, в процессе своей деятельности воздействуют не только на природу и прозиводят материальные ценности, а активно участвуют в выработке определенных моральных норм, делают научные открытия, создают произведения искусства и т. п., т. е. участвуют в духовном производстве идей. Создавая богатый и разнообразный мир предметов и духовных ценностей, человек одновременно преобразует самого себя, формирует свои собственные силы и отношения, формирует личную культуру, в том числе и физическую. И в этом аспекте развитие человека в процессе его деятельности есть личностная форма существования культуры.
Следовательно, человек выступает не только как действующее, но и саморазвивающееся существо, как субъект и результат своей деятельности.
Источником и основой культуры является человеческая деятельность, преобразующая мир и самого человека. Преобразование природы человека, ее развитие и совершенствование является основным предназначением физической культуры. Она направлена на рациональное использование человеком двигательной деятельности с целью подготовки его к жизненной практике и оптимизации физического состояния и развития.
Всестороннее развитие личности, органически включающее в себя воспитание физически совершенного человека, его творческих способностей и активности есть условие и результат прогресса социалистической культуры, важнейшая задача культурной политики КПСС.
Наряду с понятием «физическая культура» часто используют понятие «спорт». Например: «физическая культура и спорт», «развитие физической культуры и спорта» и т. п. Спорт является неотъемлемой частью физической культуры. Целый ряд социальных функций, которые свойственны культуре и физической культуре, распространяются и на спорт. К ним относятся: познавательная (гносеологическая); информационная (функция исторической преемственности); коммуникативная; нормативная (регулятивная); гуманистическая. Каждая из этих функций в физической культуре и спорте преломляется в своем специфическом аспекте. Однако во всех случаях преследуется одна цель — формирование социально-активной, творческой личности человека труда, не только потребителя материальных и духовных ценностей культуры, но и активного участника в их созидании.
Спортивное движение в нашей стране охватывает массовую практику базового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей и девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляет свое здоровье, получает радость от общения с людьми, совершенствуется в избранной спортивной специализации. Основные задачи в этом направлении — укрепить здоровье, повысить общую работоспособность и достичь спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.
Спортивное движение охватывает также профессионально-прикладной спорт, рекреативный и спорт высших достижений. Основной задачей профессионально-прикладного спорта является подготовка людей к определенной профессии. Рекреативный спорт выполняет функции восстановления и организации здорового отдыха. Спорт высших достижений ориентирован на результаты международных и всечеловеческих масштабов.
Во всех этих направлениях преследуется одна цель — максимальное совершенствование человека в соответствии с его возможностями и профессиональной деятельностью. Это ни в какой мере не расходится с общей целью коммунистического воспитания и вытекающей из нее целью советской системы физического воспитания.
Ж. К. Холодов (Москва), 1987г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
КРАСНОЯРСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗМА
Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции, посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции
22—25 июня 1987 г., п. Шушенское
Читайте также
ПОПУЛЯРНОЕ
СВЕЖЕЕ
Основа методологии
Человек создаёт культуру, культура создаёт человека.
Человек и общество непрерывно формируются под воздействием окружающей среды: природы и культуры. Человек и общество не разиваются и не становятся зрелыми сами по себе, для этого требуется создать специальные условия, которые раскроют генетически обусловленный потенциал.
Узнать большеИНФОГРАФИКА
Формирование человека
Человек формируется непрерывно в течении всей своей жизни на основе генома под управляющим воздействием окружающей среды: культуры и природы. Интенсивность данного процесса максимальна с периода зачатия до биологического совершеннолетия 12-13 лет когда возможна своевременная активация всего генетического потенциала. Также изменчивость варьируется внутри самого организма, достигая…