ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Работы учеников Базарного: влияние учебных занятий за конторками на развитие детей

Гуров В.А., НГПУ, Новосибирск, 1995 г.

Здоровьесберегающие технологии, Наука

Работы учеников Базарного: влияние учебных занятий за конторками на развитие детей 

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гуров Виктор Александрович

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук.

Научный руководитель: доктор медицинских наук В.Ф. Базарный.

Цель работы: Изучить влияние учебных занятий в режиме дина­мических поз на процесс морфофункционального и психофизиологи­ческого развития детей младшего школьного возраста.

Практическая ценность проведенного исследования:
1. Установлено, что режим динамических поз позволяет сни­зить вероятность нарушений развития зрительного анализатора, повысить уровень функциональных возможностей ЦНС, сердечно-сосу­дистой системы, а также снизить общую заболеваемость детей.
2. Определены основные режимные требования к проведению учебных занятий в режиме динамических поз, отработана конструк­ция настольной конторки.
3. Доказана целесообразность применения данного варианта динамического обучения как в условиях средней полосы, так к се­верного региона России.
4. Разработаны новые методы оценки состояния бинокулярного зрения (Способ оценки бинокулярного глубинного зрения./Уд.на рац. предл. N 76 от 20.09.1990 выд. ИМПС СО АМН СССР), лабильности (Устройство для определения критической частоты слияния световых мельканий./Уд. на рац. предл. N54 от 08.04.1988 выд. ИМПС СО АМН СССР), зрительно-ручной координации (Способ и устройство для
исследования зрительно-ручной координации./Уд. на рац. предл. N75 от 20.09.1990 выд. ИМПС СО АМН СССР), функционального состоя­ния ЦНС (Способ оценки УФВ ЦНС при малом числе испытаний,/Уд. на рац. предл. N 79 от 20.09.1990 выд. ИМПС СО АМН СССР). Приставка к бытовому магнитофону для записи биоэлектрических сигналов./Уд. на рац. предл. N 56 от 08.04.1988 выд. ИМПС СО AМH СССР.

Основные положения диссертации, вынесенные на защиту:

1. Одним из ведущих факторов негативного влияния учебного процесса на психофизиологическое и морфофункциональное развитие учащихся является проведение занятий в режиме традиционной ста­тичной позы «сидя».

2. Проведение уроков в режиме статичной напряженной позы «сидя», в сравнении с режимом динамических поз (чередование стоя-сидя), способствует угнетению вашейших функциональных сис­тем организма (ЦНС, ВНС, ССС, ЗА) и дисгармоничному физическому развитию, а в итоге — росту заболеваемости.

3. Режим динамических поз — более естественный, «природосообразный» для ребенка режим, в сравнении с традиционным — ста­тичным и напряженным. Проведение занятий в данном режиме спо­собствует сохранению и повышению уровня функциональных возмож­ностей важнейших систем организма (ЦНС, ВНС, ССС, ЗА) и, соот­ветственно, снижению заболеваемости.

4. Эффективность учебных занятий в режиме динамических поз выше, если он внедряется с первого класса.

5. На начальном этапе внедрения методики динамических поз требуется тщательное соблюдение педагогом основного режимного момента — предельно-допустимой продолжительности работы в поло­жении «стоя».

6. Ведущим критерием в формировании соотношения продолжи­ тельности работы в положениях стоя и сидя является самочувствие и потребности ребенка. Лучший вариант динамического обучения — ученик меняет рабочее положение в соответствии со своими внут­ренними потребностями.

7. Новаторское применение методики динамических поз (по описанию в опубликованной литературе) вполне допустимо.

Новизна научного исследования:
1. В результате проведенных исследований впервые изучено влияние занятий в режиме динамических поз на:

  • функциональное состояние центральной и вегетативной нерв­
    ной системы, вегетативный баланс;
  • функциональное состояние зрительного анализатора;
  • функциональное состояние сердечно-сосудистой системы;
  • процесс физического развития;
  • общую заболеваемость младших школьников.

2. Дан подробный анализ дневной, недельной, годовой и трех­летней динамики состояния школьно-зависимых функциональных сис­тем организма детей младшего школьного возраста.

3. Объективными методами убедительно показано положительное влияние динамического режима обучения, по сравнению с традицион­ным, на процесс морфофункционального и психофизиологического развития учащихся.

Выводы
1. Анализ суточной, недельной, годичной и трехлетней дина­мики показателей функционального состояния зрительного анализа­тора показал, что учебные занятия в традиционном режиме отрица­тельно сказываются на развитии зрительной системы. В конце учеб­ных занятий ухудшаются показатели характеризующие состояние ап­парата аккомодации, лабильности, остроты зрения. Особенно заметно негативное влияние продолжительной работы в положении сидя для детей низко склоняющихся при чтении-письме.

2. Учебные занятия в режиме династических поз положительно сказались на развитии зрительного анализатора, в том числе и де­тей с низкой зрительной рабочей дистанцией. Зафиксирована отно­сительная стабилизация показателей состояния аппарата аккомода­ции и лабильности в течение учебного дня и недели. Отмечена устойчивая тенденция к повышению остроты зрения, меньшему сокращению области аккомодации и уменьшению количества случаев сниженного зрения в экспериментальных классах, по срав­нению с соответствующими контрольными классами, в конце учебного периода года.
Анализ трехлетней динамики показателей состояния зрительно­го анализатора выявил тенденции к большему приросту максимальной остроты зрения вдаль, остроты глубинного зрения и меньшему коли­честву случаев сниженного зрения в экспериментальном классе, по сравнению с контрольным.

3. Зафиксировано достоверное повышение координаторной функ­ции — показателей зрительно-ручной координации и статического равновесия в группах детей занимающихся в динамическом режиме, за конторками, в отличие от соответствующих показателей детей контрольных классов.

4. Анализ недельной, годичной и трехлетней динамики пара­метров функциональных возможностей ЦНС и скорости переработки зрительной информации выявил устойчивую тенденция к относительно большей скорости прироста показателей во время учебных занятий в режиме динамических поз.

5. Выявлена тенденция к относительной стабилизации артери­ального давления и вегетативного баланса в экспериментальном классе.

6. Выявлена тенденция к преобладанию темпов прироста мас­сы тела, с одновременным снижением темпов роста детей экспериментального класса, по сравнению с контрольным.

7. Учебные занятия в динамическом режиме способствуют сни­жению количества пропусков учебных занятий по причине болезни и повышении индекса здоровья — количества ни разу не болевших за учебный год детей, в отличие от соответствующих показателей детей из параллельных классов.

Гуров-Влияние_учебных_занятий_в_режиме_динамических_поз_на_развитие_детей

Вы можете поддержать создание и работу Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного:

Сбор народных средств на создание центра здорового образования им. В.Ф. Базарного

 

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также