Сидоров Е.Е.
Краткая история вопроса
Гук, а затем Дондерс (1862) установили, что наименьший угол зрения, под которым орган зрения может различать две точки, равен одной минуте. Эту величину и решено было избрать за интернациональную меру – норму остроты зрения, равную 1,0 (единице). Однако вскоре выяснилось, что у многих острота зрения гораздо выше этой нормы.
Несмотря на то, что концепция ограничивающего влияния физических размеров воспринимающих фотоэлементов глаза (лимитирующего влияния поперечника колбочек) на центральное зрение цитируется во всех руководствах по офтальмологии, в научной литературе она единогласно и обоснованно критикуется. Накоплено немало фактов, указывающих на то, что физиологическая основа центрального зрения оказалась гораздо более сложна. Назовем лишь те, которые относятся к остроте зрения: [ 1 ]
- Тщательное гистологическое исследование сетчатки позволило установить, что диаметр поперечника колбочек в центральной ямке равен 1 —1,5 мк (Polyak, 1941). Принимая во внимание новые данные о морфологии колбочек фовеолярной области, острота зрения должна составить не 1,0, а как минимум 2,0, а то и 3,0 единицы. В связи с этим Polyak писал: «Теория Гельмгольца о величине в 1 мин. в диаметре поперечника колбочек базировалась на неточных гистологических данных Kolliker». У большинства людей имеет место острота зрения несколько выше единицы — порядка 1,3—1,4, но и это недостаточно для объяснения остроты центрального зрения анатомическими причинами.
- В литературе описаны отдельные наблюдения необычайно высокой остроты зрения порядка 4,0—8,0 и выше. М. М. Авербах (1949) приводит пример остроты зрения до 10 единиц. И. И. Меркулов (1964) ссылается на случай, описанный Гумбольтом, который знал человека, различавшего невооруженным глазом кольца Юпитера. Для этого требовалась острота зрения, превышающая 10 единиц. Связать эти данные с диаметром поперечника колбочек не представляется возможным. При исследовании центрального зрения путем предъявления испытуемому ломаных линий или контуров обнаружилась гораздо более высокая способность зрительного анализатора к различению мелких деталей. Глаз способен различать изломы линий с угловыми размерами порядка 5—7 с. Кроме того, установлена способность глаза выявлять на светлом фоне тонкие нити при их угловой ширине в 6 с. В связи с этим С. В. Кравков (1950) писал: «Анатомические размеры элементов сетчатки не представляют собой предела возможности остроты зрения».
- В книге рекордов Гинесса сообщается, что максимальная острота зрения была зарегистрирована в 1972-м году в Германии у Вероники Зайдер (на момент проверки ей было 21 год). В ходе эксперимента, организованным Штутгартским университетом, выяснилось, что девушка легко может различать лица людей, находящихся на расстоянии более 1,5 километров от нее, вплоть до мелких деталей и её острота зрения выше 20 ед. [5], [6]
Не наследство, а результат развития во взаимодействии со средой
Доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный при массовом исследовании состояния органа зрения у детей дошкольного и школьного возрастов Заполярья и юга Красноярского края, выявил, что норма остроты зрения выше чем это было принято. Причём наиболее высокая острота зрения встречалась у тех, кто и не прошёл цикл традиционного обездвиженного обучения. Учитывая, что в практике лечения глазных болезней точное измерение остроты зрения в зоне, превышающей 1,0, не особенно необходимо, то данная единица так и осталась считаться за условно принятую норму.
Профессор О.М. Новиков в 1970-х годах разработал первую в отечественной практике специальную таблицу, позволяющую точно замерять максимальные значения остроты зрения в зоне от 1,0 до 2,0 ед. и выше.
По результатам обследований под руководством В.Ф. Базарного с помощью данной таблицы 9723 человек детского и подросткового периода, проживающих в северных и средних зонах Сибири, впервые в практике отечественной офтальмологии было установлено, что средняя зона нормальной остроты зрения у детей и подростков, не имеющих глазной патологии, оказалась равной 1,4. Вместе с этим было установлено [ 3 ], что среди детей и подростков, проживающих в условиях Центральной Сибири и Крайнего Севера, не только значительно распространена острота зрения, существенно превышающая общепринятую условную норму (1,0), но и что даже такой установленный региональный стандарт «нормы», как 1,5—2,0 еще не отражает пределы реализации ее потенциальных возможностей. При обследовании встречались дети с остротой зрения, достигающей 6,0 ед.
Другими словами: пока дети постепенно теряют здоровье и зрение из-за неадекватного природе человека режима обучения в детском саду и школе, их состояние здоровья в целом и остроту зрения оценивают как норму (единицу в случае зрения). Это происходит до тех пор пока острота зрения не упадёт ещё больше и падение станет заметным. Не у всех оно снижается ниже единицы, но падает у всех поголовно. Причём вместе с остальными показателями здоровья, где состояние глаза отражает общие дегенеративные процессы, происходящие в организме [2].
Базарный научно установил, что в норме максимальные значения остроты зрения являются конституционально развивающейся характеристикой, зависящей от особенностей функциональных взаимоотношений организма с той или иной экологической средой. [3] Простыми словами: острота зрения зависит от среды в которой формируется человек. А именно: от природы и культуры. При этом существуют различия в развитии органа зрения у мужчин и женщин.
На основе результатов исследований, под руководством В.Ф. Базарного был разработан ряд методик, сохраняющий и развивающий здоровье детей в учебном процессе (а также другие изобретения и организационные решения). Даже частичное применение которого давало значительные результаты в детских садах, школах и предприятиях. Открытия Базарного нашли своё практическое выражение в целом ряде изобретений и комплексе здоровьеразвивающих технологий. В результате применения элементов которого, в частности, острота зрения продолжала развиваться, а не угасать в течение процесса воспитания и обучения ребёнка в школах и детских садах. [4] После первых массовых результатов, в 90-х годах профессором был разработан организационный механизм вопроизводства здоровых поколений на государственном уровне.
То, что в плане здоровья является нормой сегодня, то, что кажется привычным для нас, совершенно не обязательно означает норму, заложенную в нас от природы. Нормы общественного здравоохранения регулярно снижаются как в разы, так и на целые порядки, как в случае качества семени у мужчин. [8] Мы не имеем представления о заложенном в нас потенциале, по той причине, что, как правило, изучается уже сформированный организм примерно в одной и той же культуре (искусственной среде) с незначительными декоративными отличиями. Поиском же изначальной природной нормы (а не подтверждением «общепринятых» научных представлений и мнений) и проблемами зрелости Человека на фундаментальном уровне занимались только научные школы профессоров В.Ф. Базарного и И.А. Аршавского.
Обратите внимание, что здесь мы ведём речь только об одном параметре функциональных возможностей органа зрения человека. Но даже у данного органа, помимо остроты, существует множество других измеряемых сегодня параметров, такие как область аккомодации, показатель ее устойчивости, скорость и объем переработки зрительной информации, световая чувствительность, поле зрения, темновая, световая и хроматическая адаптация и т.д.. Что говорить об остальном организме и наших психических возможностях?
Организм человека не просто таит в себе скрытые возможности, но потенциал, которому было предназначено раскрыться, для чего необходимо создать соответствующие условия. Главным образом, в воспитательно-образовательном процессе, в период созревания и становления организма.
Материалы
- Сергиенко Н. М. — Клиническая рефракция, Киев 1975 г.
- Базарный В. Ф. — Зрение у детей, 1990 г.
- Базарный В. Ф., Уфимцева Л. П. , Оладо Э. Я. — Состояние остроты зрения у детей и подростков, проживающих в различных экологических условиях, Офтальмологический журнал №1, 1986 г.
- Базарный, В.Ф., Сидоров Е.Е. — Краткое описание комплекса здоровьесберегающих технологий, Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного, 2021 г.
- https://weekend.rambler.ru/people/41672537-zhenschina-vidit-litsa-na-rasstoyanii-1-5-kilometrov/
- https://www.guinnessworldrecords.com/world-records/smallest-visible-object
- Результаты технологий Базарного: режим дистантного зрения для дошкольников
- Резкое снижение способности мужчин к зачатию
Читайте также
ПОПУЛЯРНОЕ
СВЕЖЕЕ
Основа методологии
Человек создаёт культуру, культура создаёт человека.
Человек и общество непрерывно формируются под воздействием окружающей среды: природы и культуры. Человек и общество не разиваются и не становятся зрелыми сами по себе, для этого требуется создать специальные условия, которые раскроют генетически обусловленный потенциал.
Узнать большеИНФОГРАФИКА
Формирование человека
Человек формируется непрерывно в течении всей своей жизни на основе генома под управляющим воздействием окружающей среды: культуры и природы. Интенсивность данного процесса максимальна с периода зачатия до биологического совершеннолетия 12-13 лет когда возможна своевременная активация всего генетического потенциала. Также изменчивость варьируется внутри самого организма, достигая…