ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Эта страшная школа

В.Ф. Базарный, ЭК 1991г., №10 (21)

Здоровье детей, Профессор Базарный, Факторы среды, Школа

Эта страшная школа 

Наша беспечность и слепота поистине не имеют границ, и, как это ни парадоксально, но тоже в структуре биологической логики. Пример тому: если медленно повышать температуру воды, то человеку, находящемуся в ней, будет не только не осязаем, но даже приятен наступающий закат жизни. Более того, он будет даже сопротивляться при попытке вытащить его в жизнеподдерживающую среду обитания. Таким мне представляется сегодняшний человек и человечество в условиях все продолжающего разрыва его с природной средой…

Единство человека и природы в основе нашей биологической структуры также и высшая степень естественно-научной философии. К сожалению, как казуистику читаем сообщения типа: “Нет песен лучше птичьих”, “Покой дарит курица”, “Рыбки-врачеватели”, “Камни под подушку” и т.д. Как в мир необычного вчитываемся мы в строки о том, что если у вас повышенное давление и вы ищите способ избавиться от него — заведите аквариумы с рыбками. Между тем американские медики установили, что созерцание плавающих в аквариуме рыбок снижает артериальное давление. Вот аквариумы с рыбками все становятся в зарубежных клиниках непременным атрибутам больничных палат, кабинетов дантистов, педиатров и психиатров.

РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОЙ экологической среды и ее просторов в развитии человека трудно переоценить. Еще в народной тибетской медицине одним из первичных элементов, лежащих в основе сущего, в т.ч. и развития человека, представлено пространство. Как сообщила “Нью сайентест”, широкий пространственный обзор окрестности даже на животных оказывает исключительно положительное влияние: на их активность, поведение и приплод. Тесное же стойло вызывает стресс, агрессивность и понижение их жизнеспособности.

Неосознанная внутренняя потребность к единению с естественной природной средой и ее пространством поражает воображение. Культ слияния с природой со всей силой проявился в идеологии йогов. Культовое очищение органов чувств и души природой стало истоком вдохновений и нерушимой традиции японцев еще в VIII веке и сохраняется по настоящее время. Созерцание гор, восхода солнца, цветов — непременный ритуал в воспитании их подрастающих поколений. Мы убеждены, что именно этим и можно объяснить превосходство за Японией не только в экономике, но и в экологической культуре жизни.

Как отражение созидательной силы пространства и природы мы видим в гениальных творениях А. С. Пушкина, Шишкина, Васнецова. Великую силу вдохновения черпал гений поэта в бесконечности пространства неба, красотах природы: “Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас. И тишину в вечерний час. И своенравные порывы”. И как гимн величию пространства и природы звучат слова поэта: “И я б заслушивался волн, И я глядел бы, счастья полн, в пустые небеса…” Hе случайно вдохновение и творчество , великих мыслителей было неразрывно связано с единением с природой.

Не случайно и то, что наиболее выдающиеся и талантливые люди, как правило, выходцы из сельской местности. Этнографы прямо указывают, что люди, живущие в условиях “примитивных культур”, часто проявляют признаки выдающейся памяти, а обучаемость у них нередко даже выше,, чем у европейских детей. Из-за неудовлетворительной материальной базы сегодня многие говорят о кризисе сельской школы. Конечно, и в сельской школе необходима серьезная техническая база. Но кто по-настоящему задумался, а почему физико-математическая школа-интернат для одаренных детей при Московском университет пополняется детьми в основном из небольших городов и сельской местности! Т.е. оттуда, где наихудшая материальная база!?

Анализ и обобщение мировых достижений по экологической физиологии позволяет утверждать: в процессе индивидуального развития раскрепощение потенциалов человека происходит под воздействием тех же сигналов среды, в окружении которых мы эволюционировали как вид. А ведь мы, в т.ч. мозг, эволюционировали в колыбели матери-природы, в окружении бескрайних просторов её пространства, цвета, света, звуков и запахов. А это означает только одно: при недостаточных воздействиях на развивающийся организм сигналов естественной природы наши потенциалы остаются не раскрепощенными.

С позиции экологической физиологии условия жизни и учебы детей в традиционной школе, в которой доминирующим способом обучения и передачи информации является словесно-книжный, относится к сенсорно-обедненным. Законы же биологической логики неумолимы: более чем в 20 лабораториях мира подтвержден следующий факт: у животных, взращенных в сенсорно-обедненной среде обитания, ветвление нейронов коры головного мозга беднее, а вес мозга меньше. Следовательно, даже у животных, взращенных в сенсорно-обедненной среде, наступает инволюция мозга! А что же говорить о детях, имеющих особое родство и чувствительность к пространству и цвету природы?!

Кто же по-настоящему задумался, как ведут себя биологические процессы в сенсорно-бедной среде, серой, засушенно-книжной жизни? А происходит то, что получено в эксперименте на животных, только еще более обостренно! В этих условиях закономерно, что именно после пребывания детей в наших детских комбинатах (раньше то были детские сады) и комбинатах-школах они вскоре становятся какими-то вялыми, болезненными и бледными.

Доказано: вне постоянного притока природной сигнализации детский мозг начинает самостоятельно продуцировать собственные галлюцинаторные схемы жизни. Все чаще ищет спасение детский мозг то под колпаком с бензином, то в наркотических радужных галлюцинациях, то в головокружительной расслабляющей затяжке сигаретного дыма, то в бесчувственном металл-роке. Все чаще мамы ведут своих чад к психиатрам за спасением. А если к этому добавить еще крайне неблагоприятное влияние на развитие и здоровья детей целого ряда десятков сугубо педагогических факторов (традиционная сидячая поза, построение отечественной школы на левополушарной, так называемой .логико-вербальной основе, унитарность программы, использование столов вместо парт, шариковых ручек вместо пера и многое другое), то и не случайно оказалось, что школа вызывает буквально эпидемию сугубо педагогических форм патологии. Это близорукость и спазмы, отклонения в нервно-психической сфере и сердечно-сосудистой системе и многое другое. Учитывая, что на страже здоровья детей стоит закон, такая ситуация означает только одно: традиционная школа, режим, структура программы, технология обучения должны быть поставлены вне закона.

Нет, не случайно, что все чаще на страницах газет и журналов мелькают заголовки, как “В школу за болезнями!”, “Не ходите, дети, в школу!”. Не случайно, что многие талантливые педагоги уходят из нашей школы. А ведь сегодня можно даже при минимальных затратах радикально изменить ситуацию со здоровьем детей, если внедрить разработанные на базе института медицинских проблем Севера СО АМН СССР природосообразные, сенсорно-адекватные принципы организации учебно-познавательного процесса. Это в значительной степени отказ от традиционных книжных способов обучения (в детских дошкольных учреждениях и начальной школе) с использованием широкоформатных экологических стенок зданий. Это проведение занятий в режиме моторно-раскрепощенных вертикальных поз и зрительных горизонтов, подвижного дидактического материала и сенсорных тренажей. Это приемы овладения техникой письма с помощью старой перьевой ручки и сенсорно-адекватные принципы овладения техникой чтения и многое другое.

К сожалению, отсутствие простых и эффективных критериев оценки деятельности органов народного образования дает основание для дальнейших педагогических: “поисков”, которые часто оказываются очередными здоровьедеструктивными экспериментами над детьми.

Выход «из данной ситуации может быть только один — поставить деятельность детских дошкольных учреждений и школ под строгий медицинский контроль. При этом их эффективность (в т.ч. руководство органов народного образования) оценивать по динамике интеллектуального и духовного, физического и психического здоровья детей.

Первое сентября — Всенародный праздник. С какими надеждами миллионы мам и пап отправляют своих детей в школу. А в ушах звенят полные ужаса слова, которые впервые произнес великий педагог-просветитель в 1805 году Г. Песталоцци: в традиционных книжных способах обучения происходит “удушение” развития детей, убийство их здоровья.

В. Ф. БАЗАРНЫЙ, доктор медицинских наук, заведующий клиническим отделением НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР.

Деятельность профессора Базарного в НИИ Медицинских проблем севера АМН СССР

Работы учеников Базарного: влияние учебных занятий за конторками на развитие детей

Короткий сюжет о НИИ где работал профессор Базарный

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *

Читайте также

ЗАПУСТИТЬ
Видео, Здоровье детей, Здоровьесберегающие технологии, Школа

Учимся вместе — короткий ролик о применении в учебном процессе режима коллективного сотворчества